Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 14:44, курсовая работа
Цель работы состоит в анализе и раскрытии одного из подходов (методов) по оценке стоимости предприятия (бизнеса).
Для достижения цели автор решает в работе определённые задачи :
- Определить и исследовать общетеоретические положения по оценке стоимости предприятия ( бизнеса)
- проанализировать и на практике исследовать методологию ценки стоимости предприятия ( бизнеса )
Объект работы – оценка стоимости предприятия
Введение..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. общетеоретические положения по оценке стоимости предприятия (БИЗНЕСА)...........................................5
1.1. Предприятие как объект купли-продажи.................................................5
1.2. Необходимость оценки предприятия.......................................................7
1.3. Принципы оценки предприятия...............................................................10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)....................................................................17
2.1.Основные методы оценки.....................................................................17
2.2. Применение на практике методов оценки предприятия ( бизнеса)......20
Заключение........................................................................................................30
Список литературы...........................................................................................32
Оценка предприятия необходима при: |
Купле-продаже |
Аренде |
Банкротстве и ликвидации |
Выработке стратегии развития |
Выборе направлений инвестирования средств |
Выделении или переуступке долей в уставном капитале |
Разрешении имущественных споров |
Слиянии и поглощении |
Определении стоимости пакетов акций |
Залоге |
Страховании |
Налогообложении, когда предприятие является объектом |
Наследовании или дарении |
Переоценке основных фондов |
Анализе некоторых макроэкономических процессов |
Рис. 1. Основные цели оценки предприятия
1.3. Принципы оценки предприятия
На основе длительного профессионального опыта и наблюдений за поведением людей оценщики смогли выделить несколько основополагающих принципов, на которых базируется процесс оценки. По большому счету эти принципы относятся к процессу оценки вообще и успешно применяются, естественно, не без учета особенностей оцениваемого объекта и при оценке предприятия, и при опенке недвижимости, машин, оборудования, транспортных средств и прочих видов имущества[8. с.64].
Все оценочные принципы делятся на четыре основные группы (рис. 2):
Принципы, основанные на представлениях пользователя предприятия |
Полезность Замещение Ожидание |
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования имущественного комплекса предприятия |
Принципы, связанные с оценкой земли, зданий, сооружений и другого имущества, составляющего единый имущественный комплекс предприятия |
Принципы, связанные с рыночной средой |
|
|
Рис. 2. Основные принципы оценки предприятия
При оценке конкретного объекта должны быть задействованы и учтены все принципы, однако это вовсе не означает, что для целей оценки этого объекта все они будут равнозначны. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять основные и вспомогательные принципы. Следует отметить, что когда речь идет о принципах, то проявляются лишь основные закономерности экономического поведения субъектов рыночной экономики, причем принципы отражают лишь тенденции этого поведения, а не гарантируют его. Поэтому в стране, где рыночные отношения несколько деформированы, некоторые принципы оценки могут и вовсе не работать. Однако, по мере развития рыночной экономики, предполагается усиление действия объективных принципов оценки предприятия. Поэтому изучение и учет принципов оценки на практике представляется весьма важной теоретической и практической проблемой[4. с.13].
Принципы, основанные на представлениях пользователя предприятием. В состав этой группы принципов включаются принципы полезности, замещения и ожидания.
Принцип полезности означает, что если предприятие полезно потенциальному владельцу, значит оно обладает стоимостью. Причем имеется в виду не только полезность, связанная с процессом получения достаточного размера прибыли, но и отражающая определенные морально-нравственные установки пользователя, его психологические потребности. Хотя, в конечном счете удовлетворение потребностей пользователя обычно выражается в виде определенных денежных доходов.
Принцип замещения гласит, что максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей стоимостью, по которой может быть приобретено другое аналогичное предприятие с эквивалентной полезностью.
Принцип ожидания. Ожидание – это, как правило, ожидание будущей прибыли или других выгод которые могут быть получены в будущем от пользования оцениваемым предприятием. Поэтому согласно данному принципу стоимость предприятия определяется всей массой будущих выгод, которые, предположительно, оно может пряности своему владельцу. Единственное условие, что все эти выгоды должны быть приведены к текущей стоимости.
Принципы, связанные с оценкой земли, зданий, сооружений и другого имущества, составляющею единый имущественный комплекс предприятия. Эта группа включает в себя принципы остаточной продуктивности, вклада, возрастающей и уменьшающейся отдачи (доходов), сбалансированности, экономической (оптимальной) величины и экономического разделения и соединения прав собственности.
Остаточная продуктивность земельного участка. Поскольку земля является одним из факторов производства и ее ключевая особенность состоит в том, что все остальные производственные факторы как бы прикреплены к ней, то соответственно она должна быть оплачена вновь произведенной стоимостью, создаваемой в процессе деятельности предприятия. Поэтому остаточная продуктивность определяется как чистый доход, отнесенный к земле, после оплаты расходов на труд, капитал и управление. Высокая остаточная продуктивность земли повышает стоимость предприятия по сравнению с аналогичным по всем параметрам предприятием, у которого чистый доход, приходящийся на землю, меньше.
Вклад – это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия, или чистая прибыль, полученная от его деятельности вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства: труду, капиталу, управлению, земле. При чем вклад считается позитивным, если добавка к стоимости предприятия выше фактических затрат на производство дополнения или улучшения; и негативным, если прибавление к стоимости предприятия меньше, чем фактические затраты связанные с производством дополнений и улучшений.
Принцип возрастающей или уменьшающейся отдачи гласит, что но мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенною момента, после которого общая отдача хотя и растет, но замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не становится меньше, чем прирост затрат на добавленные ресурсы.
Принцип сбалансированности предприятия означает, что любому виду производства соответствуют определенные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль и соответственно максимальная стоимость предприятия.
Принцип экономической (оптимальной) величины предполагает, что любой фактор производства должен иметь оптимальные размеры. При этом, под оптимальным понимается размер отдельных факторов производства (или всего предприятия), обеспечивающий получение максимальной прибыли от функционирования предприятия в соответствии с рыночной конъюнктурой и другими рыночными условиями.
Принцип экономического разделения и соединения имущественных прав собственности гласит, что имущественные права следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость предприятия. Причем разделение прав может быть как физическим, по времени владения, по правам пользования предприятием, по видам имущественных прав, по правам кредитора, связанным со вступлением во владение предприятием.
Принципы, связанные с внешней рыночной средой. В группу включены пять принципов, а именно принципы зависимости, соответствия, предложения и спроса, конкуренции и изменения.
Принцип зависимости гласит, что стоимость предприятия зависит от множества внешних и внутренних факторов и что само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих его объектов (предприятий, недвижимости и т.д.).
Принцип соответствия предполагает, что предприятие должно по всем основным параметрам (оснащению производства, технологии, уровню доходности и другим) соответствовать требованиям и потребностям рынка, а также различным другим нормам (например, архитектурным), принятым в данном районе. Оно не должно быть хуже или лучше лих объективно необходимых требований и потребностей. С принципом соответствия тесно связаны принципы регрессия и прогрессии. Первый имеет место, если предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. И затраты на его формирование будут в данном случае выше его реальной рыночной стоимости. Наблюдать прогрессию можно, если рыночная цена предприятия повышается вследствие того, что оно соответствует и удачно вписывается в рыночную инфраструктуру своего района.
Предложение и спрос Проявление на практике этого принципа оказывает огромное влияние на стоимость предприятия. Цены на предлагаемые к продаже предприятия растут, если при постоянстве факторов увеличивается спрос, и, наоборот, при увеличении предложения цены падают. Цена на предприятие может стабилизироваться при соответствии спроса и предложения. Следует отметить, что спрос, поскольку он более изменчив, оказывает большее влияние на стоимость предприятия, чем предложение. Отсюда прослеживаемая на российском рынке ориентация на возможности инвесторов.
Принцип конкуренции предполагает, что при оценке предприятия следует учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем, т.к. от этого зависит стоимость предприятия. Если ожидается обострение конкуренции, то логично предполагать снижение будущего потока доходов предприятия, и соответственно его стоимости.
Принцип к изменения гласит, что стоимость предприятия постоянно изменяется под воздействием изменения внутренних и внешних факторов экономического, политического социального, технологического и иного характера, а также в зависимости от стадии развития, на которой находится и само предприятие, и окружающая его среда. Поэтому стоимость предприятия всегда оценивается на конкретную дату.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования предприятия. К этому ведущему в оценке принципу подводит анализ всех вышеперечисленных оценочных принципов, которые соединяются здесь воедино. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования предполагает разумное и возможное использование предприятия, обеспечивающее ему наивысшую текущую стоимость на эффективную дату оценки, или то использование, выбранное из разумных и возможных альтернативных вариантов, которое приводит к наивысшей стоимости земельного участка, на котором находится предприятие.
Следует отметить, что в некоторых зарубежных источниках принципы оценки предприятия рассматриваются более детально, т.е. выражаются в достаточно конкретных рекомендациях, что и как следует делать оценщику в тех или иных ситуациях [10. с. 4-5].
Итак, предприятие как любое другое имущество может рассматриваться как товар, т.е. как объект купли-продажи, обладающий в силу этою определенной стоимостью, кроме купли-продажи существует множество других причин, которые рождают необходимость в проведении оценки бизнеса, например оценка для целей страхования, налогообложения, при ликвидации предприятия и т.д. Эти причины обусловливают различные цели оценки и соответственно различные виды его стоимости. Однако определение любого из видов стоимости требует от профессионального оценщика соблюдения общепринятых принципов оценки и применения стандартных и соответствующих методов, речь о которых пойдет ниже.
Прежде чем перейти к более детальному изложению некоторых методов оценки предприятий, следует рассмотреть влияние контрольного и неконтрольного участия в предприятии, а также другие качественные факторы, влияющие на стоимость предприятия.
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ( БИЗНЕСА)
2.1.Основные методы оценки
Существуют разные классификации методов оценки бизнеса, которые, однако, сводятся к трем основным подходам:
Информация о работе Затратный подход к оценке стоимости предприятия