Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение сущности индикативного планирования и возможностей его использования в экономике России. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи исследования:
1. дать понятие индикатиквного планирования;
2. рассмотреть виды индикативного планирования и их роль в современной экономике;

Содержание

Введение 3
1. Понятие индикативного планирования 4
2. Основные формы индикативного планирования и его роль в современной экономике 6
3. Необходимость формирования системы индикативного планирования в России 10
Заключение 16
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

Индикативное планиерование в РФ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

В последние годы Россия только приступает к созданию системы  государственного регулирования экономики, особое место в которой занимает планирование. 

В настоящее время  в нашей стране отсутствует четкое представление о системе регулирования  экономики, в том числе и планирования.  Основное  внимание  здесь,  видимо,  должно  уделяться  усилению  государственного  воздействия  на  экономику,  в  первую  очередь,  через  систему  индикативного  планирования.  При  этом  «планирование,  стоит  еще  раз  подчеркнуть,  -  отмечают  в  своей  статье  В.Дудкин  и  Ю.Петров, - должно осуществляться не вопреки рыночным сигналам и стимулам, а на их основе.  Добиться  такого  сочетания  плановых  и рыночных механизмов  весьма непросто. Необходимо  учесть  зарубежный  и  отечественный опыт (как позитивный, так и негативный) взаимовлияния плана и рынка и, главное, адаптировать  его к современным российским  реальностям»1

Проблема индикативного  планирования исследовалась  и  продолжает  исследоваться  учеными  разных  стран.  Так,  лауреат Нобелевской премии по экономике Морис Алле рассматривает индикативное планирование в связи с  функционированием  экономики  рынков,  а также  достижением  состояния  максимальной эффективности,  помимо  этого  он  обращает внимание и на сравнение императивного и индикативного  планирования.  По  мнению В.Андрианова,  опыт  Франции  и  некоторых других стран мира показывает, что использование  методов  индикативного  планирования  позволяет  достичь  достаточно  высоких  темпов экономического развития и является эффективным инструментом структурной политики. 

В последние годы ряд статей был посвящен этой проблеме на страницах «Российского экономического журнала». В работе В.Дудкина и Ю.Петрова  исследуются  не  только  сущность, функции  и  формы  индикативного  планирования, но и обосновывается необходимость формирования российской системы индикативного планирования,  а  также  в  качестве  материала для обсуждения предлагается концепция и проект  Федерального  закона «Об  индикативном планировании  социально-экономического  развития Российской Федерации».  А.Евграшин обращает  внимание  на  уникальность  французской «демократической  системы  планирования»,  позволяющей  органам  государственного управления  регулировать  хозяйственные  процессы  таким  образом,  чтобы  государственная бюрократия  не  задавила  эффективное  функционирование  рыночных  субъектов.  Кроме теоретических в этих работах рассматриваются и практические вопросы, связанные с разными проблемами  организации системы индикативного планирования. 

Таким образом, целью  данной контрольной работы является изучение сущности индикативного планирования и возможностей его использования в экономике России. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи исследования:

1. дать понятие индикатиквного  планирования;

2. рассмотреть виды  индикативного планирования и их роль в современной экономике;

3. рассмотреть особенности  использования индикативного планирования  в экономике России.

Видится, что постановка создание в России  системы индикативного  планирования является вопросом особой важности и актуальности. 

1. Понятие индикативного планирования

 

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в  стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации.

Отечественные экономисты обычно рассматривают индикативное планирование как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов2.

Однако, принимая во внимание существующий международный опыт индикативного планирования, представляется целесообразным расширить данное определение, обратив внимание на необходимость реализации при осуществлении индикативного планирования механизма координации различных интересов, процедур их согласования: «индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития»3.

Индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономикой.

Следовательно, в определенном смысле индикативное планирование представляет собой совокупность процедур многоступенчатого согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников. По своему содержанию этот процесс схож с консультированием. Но в отличие от директивного планирования — это равноправное взаимодействие, непосредственная вовлеченность хозяйствующих субъектов в процесс управления экономикой при ведущей роли государственных интересов.

Надо различать сходные, но не тождественные понятия: «индикативное планирование» и «инструменты государственного регулирования экономики». Такие инструменты государственного регулирования, как прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактация, хотя и связаны существенно с индикативным планированием, но не тождественны ему ни по отдельности, ни в своей совокупности. Это объясняется прежде всего тем, что специфика индикативного планирования предполагает процедуры (непосредственные, а не через политико-государственные институты, как в государственном регулировании) согласования и координации действий интересов государства и бизнеса.

Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления4:

а) на макроэкономическом уровне — в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;

б) на региональном или  территориальном уровне — в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;

в) на мезоэкономическом уровне — в виде разрабатываемых метакорпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

г) на микроэкономическом уровне — в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц.

2. Основные формы  индикативного планирования и  его роль в современной экономике

 

В послевоенный период индикативное планирование прошло в своем развитии через различные формы. Переход от одной формы индикативного планирования к другой предполагает повышение степени его зрелости, усиление отлаженности взаимодействия всех соответствующих институтов регулирования.

Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная форма. В данном случае под термином «конъюнктура» подразумевается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. Для реализации на практике данной упрощенной формы индикативного планирования первоочередным требованием является относительно сбалансированное развитие экономики. Основная функция данной формы планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.

В общем случае появление  конъюнктурной формы индикативного  планирования определялось рядом обстоятельств. Обеспечение ускоренного развития национальной экономики и ее структурная  перестройка оказались возможными лишь при главенствующем участии государства, что, в свою очередь, требует увеличения государственных расходов в ВВП и неизбежно означает усиление роли бюджетной политики государства в формировании макроэкономических пропорций и поддержании достаточных темпов экономического роста. На практике на макроэкономическом уровне это находит отражение в четкой процедуре согласования бюджета (в части налоговых поступлений) с показателями макроэкономических прогнозов и программ, в которых намечаются возможные и необходимые изменения в национальной экономике5.

На первоначальном этапе  такого рода увязки организационно осуществлялись финансовыми органами, а в дальнейшем по мере совершенствования механизма  индикативного планирования прогностическая  деятельность и организационно, и  методически отделилась от процесса разработки бюджета.

В настоящее время  конъюнктурная форма индикативного  планирования является высшей формой для таких интеграционных союзов государств, как, например, ЕС, где на наднациональном уровне составляются и согласовываются среднесрочные программы хозяйственного развития отдельных государств, объединенных единым экономическим пространством.

Более развернутой и  совершенной формой индикативного  планирования является структурная форма, которая предусматривает распространение плановой деятельности на мезоо и микроуровень национальной экономики. Суть этой формы связана с обеспечением реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем тщательного согласования действий и интересов предприятий, с одной стороны, и государства — с другой. Последнее достигается путем увязки макроэкономического плана и внутрифирменных планов.

Необходимо отметить, что структурная форма индикативного  планирования возникает, как правило, тогда, когда в рамках селективной структурной политики к реализации территориального разреза общеэкономических индикативных планов привлекаются с помощью льготных кредитов, налоговых льгот и других мер государственной поддержки региональные органы управления и частные предприятия6.

Значительных успехов  в использовании данной формы  индикативного планирования добилась Япония, у которой уже в 1962 г. был  разработан первый план комплексного развития территории страны (на 1960–1970 гг.). В этом плане, как и в принятом в 1969 г. втором таком плане (на 1969–1985 гг.), была заложена концепция создания «полюсов роста» в районах, удаленных от главных промышленных агломераций. В основу третьего плана, принятого в 1987 г., положена концепция «интегрированного населения» и в дополнение к нему разработана «программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии» («Доклад Маэкавы»)7.

Стратегическая форма индикативного планирования возникает на определенном этапе развития производительных сил, на котором масштабы и сложность экономики достигают определенной величины, а также наблюдается глобализация рынков в рамках интеграционных хозяйственных систем. Во Франции идея стратегического планирования, суть которого заключается в выборе основных приоритетов развития национальной экономики, играет ведущую роль в реализации государственной экономической политики. Впервые стратегическая ориентация индикативного планирования нашла воплощение в десятом индикативном плане (1989–1992). В рамках этого плана было выделено и закреплено 6 главных направлений развития экономики Франции8:

- укрепление национальной  валюты и обеспечение занятости;

- образование;

- научные исследования;

- социальная защита населения;

- обустройство территории страны;

- обновление органов государственной службы.

Каждое из данных направлений получило в рамках индикативного плана  статус целевой государственной  программы, которая была обеспечена системой различного рода финансовых преференций.

Следовательно, стратегическая форма  индикативного планирования в том или ином виде предполагает согласование интересов субъектов всех уровней национальной экономики. Особенностью данной формы индикативного планирования является значительное расширение временного горизонта и максимально четкое проявление этой формы как способа организации разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики.

В настоящее время можно условно  выделить четыре основные разновидности  индикативного планирования, существующие в различных странах мира, отличающиеся разным соотношением государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования.

Первая разновидность индикативного  планирования предусматривает преобладание государственного сектора экономики  с допущением частного сектора. В  этом случае наблюдается господство государственного (централизованного) планирования макроэкономических процессов и основных стратегических направлений на мезоо и микроуровнях, что предполагает определенную самостоятельность предприятий. Подобное сочетание является близким к теоретической трактовке «полного хозяйственного расчета» предприятий в условиях централизованного народнохозяйственного планирования.

Современная интерпретация данной разновидности индикативного планирования наиболее четко прослеживается в  Китае. Суть ее может быть кратко сформулирована следующим образом: индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров9.

Вторая разновидность индикативного  планирования предполагает, что общегосударственное  планирование социально-экономического развития страны осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются законом для хозяйствующих субъектов других форм собственности. В этом случае основная функция индикативного планирования сводится к информационно-ориентирующей и предполагает ориентирование частных предприятий на выполнение задач, сформулированных государством в общенациональных интересах. Такая разновидность индикативного планирования наиболее характерна, например, для Японии.

Информация о работе Индикативное планирование