Основные характеристики среды бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Обычно рассматривая проблему – от чего зависит успех организации, акцентируем свое внимание на факторах, действующих внутри организации. И, действительно, кажется очевидным сосредоточить заботы руководства в первую очередь на своей организации. Однако успех фирмы во многом зависит от внешних факторов.
В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Основные характеристики среды бизнеса.docx

— 173.77 Кб (Скачать файл)

Подписывая  договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с поставщиком  рабочей силы. Распространение профсоюзов - еще одно подтверждение необходимости  принимать в расчет внешние факторы  при решении внутренних вопросов. Несколько десятилетий назад  существовало всего несколько профсоюзов, как правило, слабых. Однако после  принятия в 1935 г. Закона о трудовых отношениях нанимателям пришлось признать профсоюзы, предпочитаемые большинством работников, и именно с ними вести переговоры. В настоящее время профсоюзы  в США представляют интересы примерно 17% всех американских трудящихся. Если вначале профсоюзы объединяли только рабочих, то в настоящее время  их ряды расширились за счет служащих в системе розничной торговли, государственных служащих, учителей и даже некоторых профессоров  из колледжей. Крупная организация  типа «Дженерал Моторс» или «Америкен Телеграф энд Телефон» может оказаться вынужденной вести переговоры со многими профсоюзами и рассматривать трудовые ресурсы как сложную переменную.

Закон о трудовых отношениях, Закон Тафта-Хартли от 1947 г., который потребовал от профсоюзов честного ведения переговоров с  нанимателями, другие законодательные  акты, а также бесчисленные контракты,- ставшие результатом переговоров  между конкретными профсоюзами  и нанимателями, непосредственно  отражаются на некоторых аспектах внутренней деятельности организаций. Среди прочего, этими документами определяется, кто может и обязан выполнять  определенные задачи, кого можно поддерживать, кто может быть уволен, понижен  в должности, переведен на другую работу, какие нормативы производительности труда следует устанавливать, какого рода обучение следует обеспечивать, какие виды стимулирования вправе предлагать руководство.не надо?

Законы  и государственные органы

 

Мы уже  показали, как трудовое законодательство отразилось на управлении. Многие другие законы и государственные учреждения также влияют на организации. В преимущественно  частной экономике, какой является американская, взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результатирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Например, в 1983 г. поворотное, имеющее юридическую силу, решение дало возможность компании «Америкен Телеграф энд Телефон» производить и продавать компьютеры и разнообразное оборудование и услуги для систем телесвязи. До этого организация имела право функционировать только как компания телефонной связи. Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в 20 веке резко возросли. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения бизнеса. Не надо?

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. С 1967 г. через Конгресс прошли многие регулирующие положения, непосредственно влияющие на деятельность организаций.

Среди них

  1. своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте,
  2. о защите окружающей среды,
  3. о защите интересов потребителя,
  4. о практике честного найма на работу,
  5. о принципах равной оплаты за равный труд, о финансовой защите.

 К сожалению, объем  бумажной работы, необходимой для  того, чтобы соответствовать действующему  законодательству, стал непомерно  огромным. И, как считает доктор  Джордж К. Идз из «Рэнд Корпорейшен», «бремя регулирования изменяет характер американского управления».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

. Управление охраны труда  устанавливает нормативы условий  работы.

Агентство по охране окружающей среды регулирует деятельность с  позиций сохранения природной среды.

 Неопределенность сегодняшнего  правового поля проистекает из  того факта, что требования  одних учреждений вступают в  противоречие с требованиями  других, и в то же время за  каждым стоит авторитет федерального  правительства, позволяющий принудительно  обеспечивать выполнение таких  требований.

Федеральное и региональное законодательство

Какое- перечислить?

Но почему в лекциях  не примеры своих фирм и российского  законодательства, а хрен знает что

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО  ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ. Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления штатов и местных  органов власти, число которых  также множится. Каждый штат и почти  все местные сообщества требуют  от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места  для ведения дела, облагают предприятия  налогами, а если речь идет об энергетике, системах телефонной связи внутри штата  и страховании, то и устанавливают  цены. Некоторые местные и штатные  законы модифицируют или усиливают  федеральные нормы. Например, требования ограничить выбросы выхлопных газов  автомобилей в атмосферу жестче в Калифорнии, чем требования Агентства по охране окружающей среды. Хотя предпринимались усилия через Единый коммерческий код сгладить расхождения между штатными законами, регулирующими бизнес, - существенные различия остаются до сих пор. Представьте, с какой сложной системой местных установлении сталкивается организация, когда ведет свои дела в 50 штатах и десятках иностранных государств.как-то пределать под свое

Потребители

Многие принимают точку  зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно.

В Газпроме проще. Потребитель  есть.

 Однако некоммерческие  и государственные организации  также имеют потребителей в  друкеровском смысле. Правительство США и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей американских граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей, которых нужно «купить».

Потребители, решая, какие  товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для  организации почти все, относящееся  к результатам ее деятельности. Тем  самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодейстия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Одна из растущих групп потребителей - дети демографического бума, родившиеся между 1946 и 1964 гг. Эта группа численностью в 56 млн. человек представляет крупный сегмент рынка, на который поступают разнообразные продукты и услуги множества организаций. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно. Далее мы узнаем, что многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Конкуренты

КОНКУРЕНТЫ - это внешний  фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия четко понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях  не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества  организаций. Последние могут также  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право  использовать определенные технические  нововведения. От реакции на конкуренцию  зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда  и характер отношений руководителей  с подчиненными. В современном  сложном конгломерате организаций  взаимоотношения с конкурентами иноща приобретают неожиданный характер. Например, в 1979 г. фирма «Дженерал Моторс» согласилась дать несколько сот миллионов долларов взаймы своему традиционному сопернику, корпорации «Крайслер». Вероятно, «Дженерал Моторс» хотела помочь «Крайслеру» помешать иностранным автомобилестроителям добиваться все больших успехов на американском рынке. Если бы фирма «Крайслер» разорилась, какая-нибудь иностранная фирма могла бы взять под контроль ее развитую дилерскую сеть и тем самым обеспечить себе ускоренное развитие.

Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Например, авария на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 г. в штате Пенсильвания, не отразилась непосредственно на фирме «Бэбкок энд Уилсон», проектировавшей станцию. Подробное освещение причины аварии средствами массовой информации, по случайности совпавшее с выходом на экраны известного фильма «Китайский синдром», - вот что изменило отношение широкой публики к использованию атомной энергии. Чернобыльская авария 1986 г. подлила масла в огонь общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к всплеску активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей. –пример можно привести

Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения  о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать  возможные последствия для организации. Мы подробнее остановимся на данном вопросе, рассматривая функцию планирования. Однако для начала следует вкратце  рассмотреть основные факторы среды  косвенного воздействия. К ним относятся  технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Технология

ТЕХНОЛОГИЯ является одновременна внутренней переменной в внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Исследователи описали скорость изменения технологий в последние  десятилетия и утверждают, что  данная тенденция сохранится. Одна из причин этого явления состоит  в том, что в наше время на земле  живет больше ученых, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические (т. е. научно-технические - прим. научи, ред.) нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, - это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия. Дэниел Белл, знаменитый социолог, считает, что будущие поколения сочтут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации. Сегодняшние новшества типа точечных микроэлементов и памяти на цилиндрических магнитных доменах делают возможным хранение на небольшом диске такого объема информации, под который прежде требовались здания с многочисленными картотечными блоками базы данных. Полупроводники и микропроцессоры сделали легко доступными небольшие компьютеры. Они изменили также характер многих изделий (например, электронные часы заменили механические) и обусловили внедрение машин и приборов новых типов в новые области (например, устройства, предназначенные для диагностирования и лечения в медицине).

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с  технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии  быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит  эффективность их деятельности.

Состояние экономики

Руководство должно также  уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным  увеличение запасов поставляемых организации  ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Состояние экономики может  сильно повлиять на возможности получения  организацией капитала для своих  нужд. Это, в основном, обусловлено  тем, что федеральное правительство  часто пытается сгладить последствия  ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу  и ставку процента, устанавливаемую  Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения  кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать  то же самое, чтобы не оказаться вне  игры. В результате становится труднее  получить займы, и обходятся они  организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу  денег, которые люди могут потратить  на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

Важно понимать, что то или  иное конкретное изменение состояния  экономики может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации. Из истории, к  примеру, известно, что киноиндустрия  процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют  место и локальные вариации. Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние  экономики особо сложным и  важным для себя аспектом. Колебания  курса доллара относительно валют  других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.

Информация о работе Основные характеристики среды бизнеса