Планирование и эффективное использование инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:43, отчет по практике

Краткое описание

Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 252.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 Оказанные меры государственной поддержки были направлены на развитие собственной товаропроводящей сети, пополнение оборотных средств, способствовали повышению конкурентоспособности продукции по ценовому фактору.

         1.5 Анализ рынков сбыта

ОАО «Полесье» занимается производством и сбытом следующей продукции:

    • пряжа полушерстяная (пряжа с содержанием менее 85% штапельных и синтетических волокон смешанных с кардочесальной  гребнечесальной шерстью);
    • пряжа объемная, высокообъемная полиакрилонитрильная и штапельная (пряжа из штапельных и синтетических волокон (100%);
    • верхние трикотажные изделия;
    • трикотажное полотно машинного вязания.

ОАО «Полесье» позиционирует пряжу и трикотажные изделия, исходя из тех потребительских свойств, которые придают данным товарам значительные конкурентные преимущества.

Основные преимущества ОАО «Полесье» по пряже:

 1) наличие технологии собственного крашения волокна и готовой пряжи позволяет получить разнообразную колористическую гамму выпускаемой продукции (свыше 100 различных расцветок ежегодно);

           2)широкий диапазон выпускаемой пряжи по линейной плотности (21 - 60 текс);

          3)возможность выпуска смесовых и комбинированных пряж с использованием льна, вискозы, хлопка.

Трикотажные изделия ОАО «Полесье» позиционируются как комфортные, удобные, универсальные, прочные при носке и стирке. Предприятие акцентирует внимание потребителя на том, что изделия изготовлены с использованием качественного натурального шерстяного и хлопкового сырья, а также из пряж с вложением льна, вискозы, изделия соответствуют гигиеническим требованиям по параметрам воздухопроницаемости и гигроскопичности. Кроме того, одно из главных преимуществ – соответствие моделей современным тенденциям моды и стиля изделий из трикотажа. Актуальные дизайнерские решения позволяют максимально удовлетворить многообразие вкусов и запросов покупателей.

Основные сегменты рынка сбыта продукции ОАО «Полесье» определены для каждого вида выпускаемой продукции и соответственно структура поставок имеет свои характеристики.

Регионы поставки продукции ОАО «Полесье» делятся на следующие сегменты (в зависимости от географического расположения): рынок Республики Беларусь; рынок Российской Федерации; рынок других государств СНГ; рынок государств Дальнего Зарубежья.

При проведении сегментации продукции ОАО «Полесье» по видам выпускаемых изделий можно выделить следующие основные сегменты: трикотажные изделия; пряжа; трикотажное полотно.

         Пряжа полушерстяная и штапельная предназначена для производства трикотажных изделий. Основным потребителем данной продукции является фабрика верхнего трикотажа ОАО «Полесье», на долю которой приходится около 45% объема производства. Объемы продаж полушерстяной пряжи производства ОАО «Полесье» за 2012 и 2013г.г. характеризуются следующими данными (рисунки 1 и 2):

 Рисунок 1 - Структура поставок  полушерстяной и штапельной пряжи ОАО «Полесье» за  2012г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Рисунок 2 - Структура поставок полушерстяной и штапельной пряжи ОАО «Полесье» за 2013г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Высокообъемная ПАН пряжа пользуется большим спросом по сравнению с полушерстяной, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Повышенный спрос на ПАН пряжу обусловлен ценовым показателем и ее потребительскими характеристиками. Она почти в 1,5 раза дешевле, чем полушерстяная пряжа. При этом объем производства данной пряжи и соответственно объем поставок находятся в прямой зависимости от поставок нитронового волокна (основным поставщиком является завод «Полимир» ОАО «Нафтан»).

На рисунках 3 и 4 представлены структуры поставок объемной ПАН пряжи ОАО «Полесье» за 2012 и 2013 гг.

 

 

 Рисунок 3 - Структура поставок объемной ПАН пряжи ОАО «Полесье» за 2012г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 Рисунок 4 - Структура поставок объемной ПАН пряжи ОАО «Полесье»  за 2013г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Основной объем поставок пряжи ПАН осуществлялся в Юго-Западные и Центральный  федеральные округа.

2013г. характеризуется ростом продаж. Активизирован поиск новых покупателей в других регионах РФ и странах Ближнего и Дальнего зарубежья.

Трикотажные изделия производства ОАО «Полесье»  поставляются на рынки  Республики Беларусь, стран СНГ и Дальнего Зарубежья. Рынок Республики Беларусь является основным рынком сбыта трикотажных изделий и составляет около 80 %.

На Рисунках 5 и 6 представлены структуры поставок трикотажных изделий ОАО «Полесье» за 2012 и 2013г.г.

            Рисунок 5 - Структура поставок трикотажных изделий ОАО «Полесье» за 2012г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Рисунок 6 - Структура поставок трикотажных изделий ОАО «Полесье» за 2013г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Основными каналами распределения продукции на внутреннем рынке являются  оптовые и розничные предприятия Минторга и Белкоопсоюза. Как видно на рис.7 в 2013г. поставка данным предприятиям увеличилась в 1,5 раза.

Рисунок 7 - Сравнение поставок трикотажных изделий ОАО «Полесье» по рынкам за 2012 и 2013гг.(тыс.шт.).

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

На 2013г. заключены договора на поставку трикотажных изделий в РБ в соответствии с доведенным заданием и предложенными распределениями между покупателями. ОАО «Полесье» предлагает следующие договорные условия: поставка товара фондовым покупателям  осуществляется на условиях последующей оплаты до 40 календарных дней (в 2012г. – до 60 дней); обмен нереализованного товара на другую продукцию в течении 40 календарных дней; доставка продукции собственным транспортом предприятия с оплатой услуги в зависимости от географического положению покупателя 0,7-1,3 % от суммы отгруженной продукции без НДС.

Отгрузка трикотажных изделий в адрес собственной товаропроводящей сети РБ почти не изменилась, но выручка существенно выросла за счет продажи запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I

2. Инновации и  инновационная деятельность предприятия

2.1 Изменение роли  инновационной деятельности на разных этапах экономического развития

В зависимости от использования результатов научно-технических разработок различают два этапа экономического развития. На первом, этапе научно-техническое развитие в моделях экономического роста рассматривается как экзогенный (внешний) фактор развития. Это объясняется тем, что наука в значительной степени развивается как самостоятельная система, т.е. система, на входе в которую находятся имеющиеся научные знания, а на выходе - новые. В то же время оборудование, его образцы могут создаваться людьми, которые не имеют научных знаний. Таким образом, наука развивалась практически параллельно производственному процессу. Так, например, в конце XIX в. Один и тот же станок несколько раз заменялся станком такого же вида, т.е. моральный срок старения был равен нескольким физическим. В таких условиях инноватика не нужна, специальные структуры и методы организации инновационной деятельности также не востребованы. Второй этап развития (вторая половина ХХ в.) Отличается тем, что конкурентное производство не может существовать без использования научно- технических знаний. В то же время наука требует все больших ресурсов, которые может дать производство. Таким образом, экономические и исторические условия привели к тому, что возникла необходимость создания и использования инноватики.

 Инноватика - наука, которая направлена на изучение теории создания новшеств, активизацию деловой активности предприятия за счет адаптации к инновационным процессам, обеспечение устойчивых темпов роста на основе научно-технологического развития. В моделях экономического роста научно-технологическое развитие становится эндогенным (внутренним) фактором роста.

Инноватика делает акцент не только на новизне принимаемых решений, но и на их практическом использовании. Она отвечает на следующие вопросы: как необходимо регулировать инновационное развитие? Как сделать, чтобы предприятие имело обоснованную инновационную стратегию? Что должен знать экономист-менеджер, чтобы предприятие было конкурентоспособным? Как разработать и реализовать инновационный проект?

Теоретической базой для развития инноватики явились проведенные научные исследования, такие как работы Н. Кондратьева (циклы деловой активности), который на основе обширного статистического материала выявил существование длинных волн, или больших циклов, конъюнктуры. Один из результатов этих исследований позволил определить, что основой длинных волн (протяженностью 40 - 60 лет) является смена пассивной части капитала (здания, сооружения и т.п.). Средние волны (протяженностью 7 - 10 лет) включают замену активной части капитала (оборудование, транспорт и т. Д.). Короткие волны (3- 3,5 года) характеризуют рыночные конкурентные изменения по отношению к определенным видам продукции. Австрийский ученый й. Шумпетер, работавший в гарвардском университете (США), увидел в волновой теории Кондратьева возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала. Шумпетер развивал инновационную теорию, также рассматривая зависимость экономического развития от технологического. В своем труде «деловые циклы» (1939) он выделяет три цикла: первый связан с промышленным переворотом, второй - с развитием железных дорог, третий - с развитием электроэнергетической и химической промышленности, изобретением двигателя внутреннего сгорания. Дальнейшее развитие теории циклов в современных условиях связывают с понятием технологических укладов.

Под технологическими укладами понимают большие группы технологических структур, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями, в рамках которых заключен замкнутый макроэкономический цикл, включающий добычу производственных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск набора конечных продуктов, удовлетворяющих соответствующему типу общественного потребления. В соответствии с данной теорией экономическое развитие достигается путем становления новых технологических целей и развития новых технологических укладов.

Борьба за переход на более высокий технологический уклад не только приводит к более высокому уровню экономического развития, но и обеспечивает экономическую безопасность национальной экономики, эквивалентный обмен на мировом рынке, качественно новый уровень жизни населения.

Одной из современных теорий, разработанных М. Портером, является теория кластеров (от англ. Сlustеr - пакет, услуга, блок), которая объясняет формирование преимуществ национальной экономики за счет того, что одна конкурентоспособная отрасль помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся отношений, поскольку такая отрасль является самым требовательным покупателем товаров и услуг, от которых она зависит. При формировании кластера все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, так как активная конкуренция в одной отрасли распространяется на другие отрасли кластера, ускоряя его развитие; стимулируется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышается квалификация специалистов, происходит свободный обмен информацией, а также, распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, что порождает новые возможности. Кластер становится средством преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, негибкости. В целом кластер способствует созданию новых предприятий, привлечению новых инвестиций, имеет тенденцию быстрого роста, что значительно повышает уровень конкурентоспособности национальной экономики.

 

 

2.2 Понятие, виды  и классификация инноваций

Существует множество определений инноваций и инновационной деятельности. Это связано со сложностью данного явления и процесса. В то же время большинство ученых, например Дж. Брайт, поддерживают точку зрения, согласно которой инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство как непременное условие инновационной деятельности, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.

Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем.

Таким образом, различие понятий "научно-техническая разработка" и "инновация" заключается в том, что научно- техническая разработка заканчивается разработкой комплекта документации и (или) созданием опытного образца, а инновация имеет круг потребителей.

Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.

По содержанию инновации делятся на:

    • производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.;
    • управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
    • информационные, включающие; новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
    • социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.

 Таким образом, неправомерно  относить к инновациям только  новое оборудование. Мы видим, что по содержательному признаку инновации достаточно разнообразны. В реальной действительности изменение технологии производства, оборудования (производственные инновации) обусловливает необходимость изменения методов принятия управленческих решений, организации производства, маркетинга (управленческие инновации), что приводит к необходимости изменения методов сбора, обработки и передачи информации (информационные инновации). Это в свою очередь меняет условия труда и быта (социальные инновации), что вызывает новые потребности, которые приводят к необходимости использования новых технологий, оборудования. Такая взаимосвязь инноваций различного рода носит название "круг инноваций".

Итак, чтобы инновационное решение было успешным, необходимо разработать программу, комплекс мероприятий, которые обязательно будут учитывать все виды инноваций (круг инноваций).

Информация о работе Планирование и эффективное использование инноваций