Процесс создания Бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение процесса бизнес-планирования. В курсовой работе рассматриваются общепринятые концепции, наиболее популярные в бизнес-планировании. При этом следует учесть, что разнообразие направлений и задач, которые стоят перед планированием, порождает и разные научные подходы к их решению.

Вложенные файлы: 1 файл

Рабочий вариант Теория бизнес-планирования.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Бизнес-план и принципы его составления

 

Бизнес-план –  это документ, для которого характерно единство формы и содержания. Бизнес-план может быть составлен в произвольной форме, при этом лучше придерживаться уже утвердившихся де-факто стандартов. Формального детализированного стандарта нет. Однако есть общепринятая структура, в соответствии с которой строится бизнес-план.

Бизнес- план должен быть отражением бизнеса, прост и функционален, информация изложена доходчиво и ясно, в документе просто ориентироваться. Бизнес-план должен содержать оглавление и, возможно, аннотацию. Аннотация предъявляется в тех случаях, когда нет уверенности в заинтересованности инвестора. Если последний проявляет интерес, то предлагается полный вариант, освещающий следующие аспекты бизнеса:

- необходимость  производства или предоставления  услуги (объем этого производства);

- определение  круга возможных потребителей;

- обоснование  конкурентоспособности продукции/услуги  в условиях рынка;

- определение  сегмента рынка;

- способы повышения  эффективности проекта;

- обоснование  способов и источников финансирования.

Все эти вопросы раскрывают в последовательно расположенных разделах плана: производственном, маркетинговом, финансовом и т.д. При этом планирование сводится к решению нескольких задач:

- определение состояния дел на данный момент;

- определение состояния дел в результате выбранной деятельности;

- определение условия перехода из одного состояния в другое;

- сбор информации для принятия стратегических решений.

 

Оптимальная структура  бизнес-плана позволяет раскрывать вышеуказанные цели:

- Резюме;

- Цели и задачи (SWOT-анализ);

- Анализ рыночной ситуации;

- Производственный план;

- Маркетинговый план;

- Организационный план;

- Финансовый план (бюджет).

 

 

Последовательность  составления бизнес-плана

 

  1. Принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия;
  2. Анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта;
  3. Выбор изделия или услуги, производство которых будет являться целью задуманного проекта;
  4. Исследование возможного рынка сбыта;
  5. Составление прогноза объемов сбыта (для первого года - помесячно, для второго - поквартально);
  6. Выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;
  7. Разработка плана производства;
  8. Разработка плана маркетинга;
  9. Разработка организационного плана;
  10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;
  11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета;
  12. Решение вопросов страхования;
  13. Разработка финансового плана;
  14. Написание резюме к бизнес-плану.

 

Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая  использует все наработки традиционного  планирования применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителей.

Резюме

 

Бизнес-план должен начинаться с резюме. Резюме – это выводы, итоги. Резюме формируется уже после того, как план написан, но помещают в начало, поскольку бизнес-план – прежде всего рекламный документ, и первая его задача – это привлечь внимание. Резюме может оказаться единственным разделом плана, который прочтет потенциальный инвестор.

Резюме должно сообщить о базовых идеях проекта  и перспективах бизнеса. Резюме –  это суть предложения, краткое изложение  сущности бизнеса: что будет предпринято; в чем отличия продукта или  услуги от тех, что предлагают конкуренты; почему потребителям это будет интересно; каковы размер затрат и источники получения средств. В резюме также приводят данные об объемах продаж, выручке, прибыли, рентабельности и сроке окупаемости капиталовложений.

Резюме, по сути, рекламный проспект, рассчитанный на привлечение внимания инвестора. Резюме создают после того, как бизнес-план полностью подготовлен, все его разделы написаны, а составитель достиг полной ясности по всем вопросам. В зависимости от особенностей бизнеса, собственных возможностей и предполагаемого характера инвестора можно подготовить резюме конспективное или описательное.

Конспективное резюме отличается сухим деловым  тоном и прямолинейностью. Здесь  просто повторяют в кратком виде выводе каждого раздела плана.

Описательное резюме, это своего рода краткий рассказ. Описательное резюме лучше всего подходит для нового бизнеса, поскольку дает дополнительное разъяснение новому товару, новому рынку, новой технологии. Уместны описания и в том случае, когда фирма имеет интересную историю возникновения, обладает замечательными преимуществами: патенты, выдающиеся специалисты и т.п. Раскрыв эти особенности, можно убедить инвестора в своих конкурентных преимуществах. В описательном резюме на первый план выдвигаются концептуальные моменты, при этом меньше внимания уделяется деталям, В отличие от конспективного резюме, порядок изложения здесь произвольный.

 

Цели и задачи (SWOT-анализ)

 

SWOT – это  сила (Strenght), слабость (Weakness), возможности  (Opportunities) и проблемы (Troubles). Другими словами это емкий перечень основных характеристик бизнеса, которые вместе составляют анализ идеи. Иногда этот раздел плана называют ситуационным анализом. Ситуационный анализ может быть самостоятельной частью плана, предваряющей раскрытие возможностей и проблем, которые могут повлиять на ожидаемый результат, но не контролируются компанией.

Все многообразие факторов можно свести к нескольким группам:

- организационные;

- финансовые;

- технические;

- кадровые;

- маркетинговые.

В бизнес-плане  можно заложить форму собственности будущего предприятия (организационный фактор), использовать личные средства и располагать определенными производственными фондами. Квалификация, навыки и недостатки персонала – это кадровые факторы. Важнейшей стороной является маркетинговый анализ: рынок, конкуренты, отличия продукта или услуги.

Возможности и  проблемы – это своего рода характеристики среды, в которой предстоит вести  бизнес. Экономическую среду создает  налоговое законодательство, политическая и социально-культурная обстановка также влияют на возможности ведения бизнеса. Все большее значение оказывают факторы демографического характера и технологические показатели, например уровень развития телекоммуникаций.

Цель SWOT-анализа – показать уровень развития бизнеса в результате воплощения бизнес-плана. При этом цели бизнес-плана должны быть конкретными, достижимыми и определенными, чтобы концентрировать усилия на главном, охватывать достаточную область, чтобы обеспечивать простор для роста. Кроме того, цели должны учитывать те уникальные характеристики, которые отличают данный бизнес-план от других, прежде всего конкурентных.

Например, формулировка «продавать продукты питания», «ремонтировать автомобили» или «делать стрижки» не являются определением бизнеса. Если сформулировать задачу, например «делать людей красивыми», то диапазон возможных услуг существенно расширится. Соответственно, необходимо подкрепить идею конкретными количественными показателями, чтобы было понятно, как стремиться к цели и как ее достичь.

Далее следует четко определить средства достижения поставленных целей, то есть обозначить основные направления бизнеса. Таким образом, формируется бизнес-стратегия.

Стратегий может  быть несколько. Стратегия должна состоять из последовательности простых шагов. Такую детализацию называют планом действий.

План действий – это уже подробное и продуманное  руководство. Он существенно облегчает  последующую работу. Бизнес-план становится более убедительным для инвестора. Однако всегда есть риск, что изменение  экономической ситуации может существенно повлиять на работу и изменить намеченные планы.

 

Продукт (услуга)

Описание видов  продукции или услуг, которые  предлагаются для реализации, должно быть четким, максимально конкретным и отвечать следующие вопросы:

- какие потребности  должен удовлетворить продукт (услуга);

- что особенного в товаре (услуге) и почему потребители будут отдавать ему предпочтение;

- каков жизненный  цикл товара, как скоро он устареет;

- какими патентами  защищен или может быть защищен  продукт;

- в чем состоят  особенности дизайна и упаковки.

При описании товара необходимо уделить внимание особенностям послепродажного сервиса, особенно если речь идет о высокотехнологичном изделии. Кроме того важны: упаковка, услуги, реклама, консультации для клиентов, особенности поставки, услуги по складированию и прочее. Очевидно, что в любом случае акцент при описании следует делать на преимуществах продукции, ее отличиях от существующих конкурентных предложений. В заключение приводится свод данных о предполагаемой цене товара, затратах на его производство и, величине прибыли, приносимой каждой его единицей.

 

Анализ рыночной ситуации

 

Жизнеспособность  бизнес-плана может определить только рынок. Недооценка рыночной ситуации – самая большая ошибка планирования. Поскольку производство великолепных товаров в большом количестве при отсутствии возможности сбывать их может привести к банкротству предприятия. Поэтому нередко инвесторы отдают большее предпочтение компаниям, имеющим сбытовую сеть, чем компаниям, способным только производить продукцию, пусть даже хорошего качества. Успех предприятия зависит от умения маркетинговой службы предвидеть потребности и запросы потребителей: чего хотят, где живут и что могут себе позволить. Именно потребитель обеспечивает возврат денежных средств и получение прибыли. Анализ рынка – важнейшая расчетная часть бизнес-плана. Этот раздел должен убедить (как инвестора, так и самого бизнесмена) в наличии спроса на товар. Пренебрежение к характеру рынка и его емкости подвергает инвестиции непростительному риску.

Дать объективный  прогноз рыночной активности и тем более емкости рынка очень сложно. Излишний оптимизм при оценке рыночной перспективы может привести к неудаче при реализации бизнес-проекта. Можно выделить четыре этапа анализа рынка.

  • Определение типов данных, необходимых для анализа.
  • Поиск этих данных.
  • Анализ собранной информации.
  • Определение мероприятий по использованию полученных данных.

При проведении анализа рынка необходимо определить следующие параметры бизнес-планирования:

  • Потребитель продукции.

Наиболее важным этапом бизнес-планирования является определение потребителя продукции, определение «ниши» на рынке. Характеристика потребителя может включать следующие параметры:

- физические  или юридические лица;

- мужчины или  женщины;

- разбивка по  возрастным категориям и т.д.

  • Прогноз объема сбыта

Определение объема сбыта в ближайшем и более отдаленном будущем по сегментам: кто, почему и сколько будет покупать продукции.

Такой расчет производят в три этапа.

Первый этап

На первом этапе  производится оценка общей потенциальной емкости рынка. Это значит, что нужно рассчитать суммарную стоимость товаров, которые покупатели данного региона могут купить за расчетный период. Эту величину определяет множество факторов, в том числе:

- социальные  условия;

- национальная специфика;

- культурные  традиции;

- климатические  и географические условия.

- уровень доходов;

- структура  расходов;

- наличие аналогичных  товаров;

- темпы инфляции.

- статические данные по региону, как на рассматриваемый период, так и в их исторической перспективе.

Второй этап.

На втором этапе  рассчитывается ожидаемая доля рынка для сбыта продукции. Таким образом, определяется максимальная сумма реализации, на которую можете претендовать. Чтобы правильно рассчитать долю рынка, следует учитывать возможность эволюции конкурентов, но поскольку спрогнозировать ее часто нет никакой возможности, все допуски следует делать в сторону уменьшения оценочных данных.

Третий этап

Третий этап – на базе максимальной суммы реализации произвести реальную оценку уровня продаж вашей продукции в конкурентных условиях деятельности при определенных затратах на рекламу и определенном уровне цен. Важно также определить динамику реальных продаж, то есть как они будут изменяться от месяца к месяцу.

Такой прогноз  чаще всего делают методом экспертной оценки, то есть на основании собственного опыта в этой сфере или с привлечением консультантов. В ходе расчета можно предусмотреть несколько вариантов, различающихся по уровню цен на вашу продукцию и по затратам на ее продвижение.

Итоги маркетингового исследования.

Результатом исследования является изучение конкурентов: цен на аналогичную продукцию, различий в качественных характеристиках, ценовом диапазоне и условиях, на которых распространяется продукт.

Информация о работе Процесс создания Бизнес-плана