Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании изучения литературных источников и практической деятельности ОАО «БКХ» провести исследование разработки бизнес-плана инновационного проекта.
На основании поставленной цели в курсовой работе ставилось решение следующих задач:
раскрыть сущность, понятие, функции и задачи бизнес-плана;
привести классификацию и структуру бизнес-планов;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………
6
1.1 Сущность, понятие, функции и задачи бизнес-плана…….. 6
1.2 Классификация и структура бизнес-планов……………………………………………………………
11
1.3 Разработка и реализация бизнес-плана и требования предъявляемые к нему………………………………………...
15
1.4 Алгоритм составления бизнес-плана……………………. 21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»…………………………………………
24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БКХ»………………………………………...…………………..
24
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности Барановичского хлебокомбината…………………………….
32
ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БКХ»…
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 43
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри предприятия.
Третья функция — привлечь извне денежные средства: ссуды, кредиты. Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай его невозврата, требуя гарантий, реального залога, страхования.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологий возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период.
Пятая функция — улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координация усилий, распределение обязанностей, создание мотивации к достижению цели путем привлечения их к процессу составления бизнес-плана.
Для практической реализации бизнес-плана важно соблюдать следующие принципы:
гибкость по отношению к изменениям среды, в которой функционирует предприятие;
непрерывность — «скользящий» характер планирования;
коммуникативность, под которой понимают координацию и интеграцию усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
интерактивность — творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
многовариантность — выбор наилучшей из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
участие в процессе планирования всех возможных субъектов будущего предприятия;
адекватность отражения реальных проблем и оценки возможностей в процессе планирования.
Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства.
1.2 Классификация и структура бизнес-планов
Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям.
Выделяют следующие основания классификации бизнес-планов:
тип проекта по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);
класс проекта по составу в структуре проекта и его предметной области (моно-, мульти-, мегапроект);
масштаб-проект — по размерам самого проекта, количеству участников, и степени влияния на окружающий мир (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты);
длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта (краткосрочные (от одного до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет));
сложность проекта — например, по степени финансовой, технической или другой сложности (простые, сложные, очень сложные);
вид проекта — по характеру предметной области проекта.
В составе инновационных бизнес-проектов можно выделить:
организационные проекты — реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума;
экономические проекты — приватизация предприятия, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов;
социальные проекты — реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Эти проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее должна осуществляться разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.
Состав и структура бизнес-плана также зависит от размеров рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Если предполагается участие предприятия в большом количестве сегментов рынка или наличие большого количества конкурентов, то требуется дополнительное изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует соответствующего усложнения структуры бизнес-плана. При этом особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты в целях более тщательного изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
специфику вида предпринимательской деятельности;
размеры предприятия;
цель составления бизнес плана;
общую стратегию предприятия;
перспективы роста создаваемого предприятия;
размер предполагаемого рынка сбыта;
наличие конкурентов.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования вложения инвестиций; для финансовых учреждений; для привлечения партнеров; для заключения контрактов с персоналом фирмы и т.п.) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Общая структура бизнес-плана имеет следующий вид, приведенный на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Структура бизнес-плана
Примечание. Источник [28, с.11].
В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются достаточно традиционные разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Рассмотрим примерную структуру бизнес-плана.
Резюме
1. Описание предприятия. 1.1. Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, фамилия, имя, отчество руководителя предприятия. 1.2. Основные направления и цели деятельности предприятия. 1.3. История создания, развития и современного состояния предприятия. 1.4. Достижения и неудачи предприятия.
2. Продукция и услуги. 2.1. Описание продукции и области ее применения, отличительные качества или уникальность продукции. 2.2. Лицензии, патентные права.
3. План маркетинга. 3.1. Оценка потенциальных покупателей и потребителей услуг. 3.2. Оценка конкурентов и конкурентной борьбы. 3.3. Комплексное исследование рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля вашей продукции на рынке, особые характеристики рынка). 3.4. Стратегия маркетинга.
4. Научно-исследовательские
и проектно-конструкторские
5. Производственный план. 5.1. Экономический потенциал. 5.2. Технологический потенциал. 5.3. Материально-техническое обеспечение. 5.4. Трудовой потенциал. 5.5. Правовая защита производства.
6. Организационный план управления предприятием.
7. Реализация проекта.
8. Финансовый план. 8.1. Анализ и прогноз финансово-хозяйственной деятельности. 8.2. Финансирование проекта. 8.3. Производственные издержки. 8.4. Коммерческая прибыльность. 8.5. Риск и меры, обеспечивающие его снижение.
9. Юридические аспекты.
Приложения: технические данные по продукции (карты технического уровня выпускаемой (осваиваемой) продукции); патентная, сертификатная и другая документация; экспертные заключения по продукции или рынкам; сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований.
Таким образом, многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.
1.3 Разработка и реализация бизнес-плана и требования предъявляемые к нему
Бизнес-планирование — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, его реализацией, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования [37, с. 104]:
Подготовительная стадия — формирование перспективной бизнес-идеи, принятие решения о разработке системы финансового обеспечения подготовки бизнес-плана, открытие финансирования, создание группы разработки бизнес-плана.
Стадия разработки бизнес-плана — формулировка целей (концепций), сбор исходных данных, выбор методики расчета и компьютерных систем, проведение необходимых экономических расчетов и подготовка бизнес-плана, его утверждение.
Стадия продвижения бизнес-плана — организация и проведение его презентации, переговоры с потенциальными партнерами по реализации бизнес-плана, согласование условий с партнерами и оформление договорных отношений, внесение корректив в план с учетом предложений партнеров и инвесторов, аудит бизнес-плана внешними инвесторами. Принятие решения об инвестировании.
Стадия реализации бизнес-плана — разработка плана реализации, осуществление программы работ в рамках выполнения бизнес-плана, оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей. Контроль и систематическое перепланирование.
Схема организации процесса составления бизнес-плана, обобщенная американскими специалистами, представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Обобщенная схема составления бизнес-плана (вариант).
Примечание – Источник: [25, с. 189].
Условные обозначения: 1 — принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 — анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию; 3 — выбор продукции или услуги, производство (оказание) которых будет составлять цель проекта; 4 — исследование возможного рынка сбыта; 5 — прогноз объемов сбыта; 6 — выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7, 8, 9 — разработка плана производства; 10 — разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 — организация бухгалтерского учета, 12 — решение вопросов страхования; 13 — разработка финансового плана; 14 — написание резюме к бизнес-плану.
При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.
Бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
Бизнес-план разрабатывается в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (или по его поручению — проектной организацией, автором проектного предложения) с учетом результатов маркетинговых исследований, проводимых разработчиком. По согласованию с заказчиком могут подготавливаться два или более альтернативных варианта проектного предложения с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов территории, уровней, объема и сноса соответствующего строительного фонда, характера реконструктивных мероприятий.
В этом случае в бизнес-плане следует приводить сравнительную характеристику вариантов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного для реализации.
Расчет основных натуральных и стоимостных показателей бизнес-плана включает следующие процедуры (операции) [51, с. 46]:
определяются (устанавливаются) основные натуральные параметры застраиваемой территории (квадратные метры обшей площади объекта, гектары территории и отдельных участков, метры или километры протяженности инженерных сетей и т.д.);
Информация о работе Разработка бизнес-плана инновационного проекта