Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана создания предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения.
Задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических и практических аспектов разработки бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований рынка энергосбережения г. Саров и Нижегородской области;
оценка емкости потенциального рынка;
разработка возможной структуры бизнеса для создаваемой компании;
оценка финансовой реализуемости проекта и его эффективности.
В начальной части раздела могут указываться: форма собственности, сведения о владельцах предприятия, о партнерах по реализации проекта.
В конце раздела могут также содержаться требования по отбору специалистов, порядку их аттестации, организации повышения квалификации и т.п.
При составлении данного раздела бизнес-плана производится оценка степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и конкретные возможные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в налоговой системе и т.д.). Одновременно прорабатываются и отражаются в разделе мероприятия по предупреждению риска и возможному снижению потерь от него. Здесь же в случае страхования риска инвестирования определяются затраты на страховку.
Финансовый план отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты. Он также необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации.
Финансовый план состоит из:
План доходов и расходов содержит такие показатели, как инвестиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой прибыли, размер налоговых и других платежей.
План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если для какого-либо периода окажется, что сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, то необходимо для этого периода взять финансовые средства в кредит, а если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, то необходимо свободные финансовые средства либо дать в кредит какому-либо хозяйствующему субъекту под проценты, либо передать банку под депозитный процент на возможный срок.
Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане денежных поступлений и затрат. Формами заимствований могут быть:
Сводный баланс активов и пассивов отражает все средства, вкладываемые инвестором (инвесторами) в инвестиционный проект, нераспределенную прибыль, получаемую от его реализации. Он составляется на основе данных плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и затрат и характеризует стоимость собственного капитала.
Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит показатели эффективности, на основании которых инвесторы и другие участники его осуществления принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных путях повышения его эффективности и т.д. При этом, помимо показателей экономической эффективности (чистый приведенный доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупаемости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инвестора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов.
Основными показателями эффективности инвестиционного проекта являются:
Показатель NPV представляет абсолютную величину дохода от реализации проекта с учетом ожидаемого изменения стоимости денег.
Чистый приведенный доход определяется по формуле:
(1.1)
где
I – начальные инвестиции;
CF(t) – чистый денежный поток периода t;
N – длительность проекта (число периодов расчета);
r – ставка дисконтирования.
Обязательное условие реализации проекта: чистый приведенный доход должен быть неотрицательным.
Показатель PI демонстрирует относительную величину доходности проекта. Он определяет сумму прибыли на единицу инвестированных средств.
(1.2)
где
I – начальные инвестиции;
CF(t) – чистый денежный поток периода t;
N – длительность проекта (число периодов расчета);
r – ставка дисконтирования.
Обязательное условие реализации проекта: индекс прибыльности должен быть больше 1.
Показатель IRR определяется из следующего соотношения:
(1.3)
где
I – начальные инвестиции;
CF(t) – чистый денежный поток периода t;
N – длительность проекта (число периодов расчета);
IRR – внутренняя норма рентабельности.
Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности, которая определяется инвестиционной политикой компании.
IRR может быть использована:
Для расчета периода окупаемости используется следующее соотношение:
(1.4)
где
I – начальные инвестиции;
CF(t) – чистый денежный поток периода t;
PB – период окупаемости.
Обязательное условие реализации проекта: период окупаемости должен быть меньше длительности проекта.
Для расчета DPB используется следующее соотношение:
(1.5)
где
I – начальные инвестиции;
CF(t) – чистый денежный поток периода t;
r – ставка дисконтирования;
DPB – дисконтированный период окупаемости.
Этот показатель дает более реалистичную оценку периода окупаемости, чем РВ, при условии корректного выбора ставки дисконтирования.
Показатель ARR рассчитывается по формуле:
(1.6)
где
I – начальные инвестиции;
CF(t) – чистый денежный поток периода t;
N – длительность проекта (число периодов расчета).
Этот показатель интерпретируется как средний годовой доход, который можно получить от реализации проекта.
Выводы и предложения по результатам составления бизнес-плана должны быть по возможности исключительно краткими, но достаточными для общей оценки сущности, целей, задач, результатов осуществления инвестиционного проекта и условиях их достижения. На них строится «резюме» бизнес-плана.
Приложения к бизнес-плану содержат данные, использованные при экономических обоснованиях разделов бизнес-плана инвестиционного проекта, а также характеристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, сертификаты и другая документация, экспертные заключения по отдельным техническим и организационным решениям.
Нужно указать, что вообще говоря, данная структура является развернутой и на практике не всегда в бизнес-плане отражаются все его структурные разделы, а также каждый раздел может быть проработан с отдельной степенью глубины, т. е. на самом деле все зависит от требований инвестора.
Таким образом, процесс бизнес-планирования является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности практически любого масштаба. Квалифицированный и объективный подход к процессу бизнес-планирования позволяет руководству проектами какой-либо бизнес-структуры принимать обоснованные решения относительно:
Существуют различные способы разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана и маркетинговых исследований зачастую напрямую зависит от требований, которые предъявляет инвестор. В любом случае, проведение маркетинговых исследований необходимо для выработки основных предположений, которые будут составлять базу для разработки бизнес плана, в т.ч. и для оценки финансовой эффективности реализации проекта.
В данном случае проект разрабатывается на основании следующего Технического задания заказчика:
Маркетинговые исследования
Разработку любого бизнес-плана положено начинать с исследования и анализа рынка.
Нижегородская область - крупнейший промышленный регион с высоким научно-техническим потенциалом. Основой промышленности региона является современное машиностроение, металлургия, нефтехимия. Область является российским лидером в производстве автомобильной техники, по выпуску автобусов, грузовых автомобилей, стальных труб занимает 1-ое место в России. Мощный экономический потенциал и выгодное географическое положение являются конкурентными преимуществами Нижегородской области в масштабах России. Темпы экономического роста Нижегородской области в 2007 году составили: темп роста инвестиций в основной капитал – 114,5%; темп роста промышленного производства – 108%; темп роста строительства – 124,1%.