Разработка бизнес-плана проекта ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «Создание предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана создания предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения.
Задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических и практических аспектов разработки бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований рынка энергосбережения г. Саров и Нижегородской области;
оценка емкости потенциального рынка;
разработка возможной структуры бизнеса для создаваемой компании;
оценка финансовой реализуемости проекта и его эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_2.doc

— 650.50 Кб (Скачать файл)

В начальной части раздела могут указываться: форма собственности, сведения о владельцах предприятия, о партнерах по реализации проекта.

В конце раздела могут также содержаться требования по отбору специалистов, порядку их аттестации, организации повышения квалификации и т.п.

      1. Анализ рисков (анализ чувствительности) проекта

При составлении данного раздела бизнес-плана производится оценка степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и конкретные возможные причины (изменение конъюнктуры  инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в налоговой системе и т.д.). Одновременно прорабатываются и отражаются в разделе мероприятия по предупреждению риска и возможному снижению потерь от него. Здесь же в случае страхования риска инвестирования определяются затраты на страховку.

 

 

      1. Финансовый план

Финансовый план отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты. Он также необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации.

Финансовый план состоит из:

  • плана доходов и расходов;
  • плана денежных поступлений и выплат;
  • сводного баланса активов и пассивов;
  • оценки эффективности инвестиционного проекта.

План доходов и расходов содержит такие показатели, как инвестиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой прибыли, размер налоговых и других платежей.

План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если для какого-либо периода окажется, что сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, то необходимо для этого периода взять финансовые средства в кредит, а если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, то необходимо свободные финансовые средства либо дать в кредит какому-либо хозяйствующему субъекту под проценты, либо передать банку под депозитный процент на возможный срок.

Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных  источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане денежных поступлений и затрат. Формами заимствований могут быть:

  • получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;
  • долговое финансирование (получение кредита в банках, инвестиционных фондах, страховых компаниях и других финансовых институтах);
  • лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает у изготовителя основные средства и сдает их инициатору  инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.

Сводный баланс активов и пассивов отражает все средства, вкладываемые инвестором (инвесторами) в инвестиционный проект, нераспределенную прибыль, получаемую от его реализации. Он составляется на основе данных плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и затрат и характеризует стоимость собственного капитала.

Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит показатели эффективности, на основании которых инвесторы и другие участники его осуществления принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных  путях повышения его эффективности и т.д. При этом, помимо показателей экономической эффективности (чистый приведенный доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупаемости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инвестора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов.

Основными показателями эффективности инвестиционного проекта являются:

  1. Чистый приведенный доход (NPV)

Показатель NPV представляет абсолютную величину дохода от реализации проекта с учетом ожидаемого изменения стоимости денег.

Чистый приведенный доход определяется по формуле:

  (1.1)

где

I – начальные инвестиции;

CF(t) – чистый денежный поток периода t;

N – длительность проекта (число периодов расчета);

r – ставка дисконтирования.

Обязательное условие реализации проекта: чистый приведенный доход должен быть неотрицательным.

  1. Индекс прибыльности (PI)

 Показатель PI демонстрирует относительную величину доходности проекта. Он определяет сумму прибыли на единицу инвестированных средств.

  (1.2)

где

I – начальные инвестиции;

CF(t) – чистый денежный поток периода t;

N – длительность проекта (число периодов расчета);

r – ставка дисконтирования.

Обязательное условие реализации проекта: индекс прибыльности должен быть больше 1.

  1. Внутренняя норма рентабельности инвестиций (IRR)

Показатель IRR определяется из следующего соотношения:

  (1.3)

 

 

где

I – начальные инвестиции;

CF(t) – чистый денежный поток периода t;

N – длительность проекта (число периодов расчета);

IRR – внутренняя норма рентабельности.

Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности, которая определяется инвестиционной политикой компании.

IRR может быть использована:

  • для оценки эффективности проекта если известны значения IRR для проектов данного типа;
  • для оценки степени устойчивости проекта (по разности IRR - r) r  не должен быть больше IRR;
  • для установления участниками проекта нормы дисконта  r по данным о внутренней норме доходности альтернативных направлений вложения ими собственных средств.
  1. Период окупаемости инвестиций (PB) – это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом.

Для расчета периода окупаемости используется следующее соотношение:

 

     (1.4)

где

I – начальные инвестиции;

CF(t) – чистый денежный поток периода t;

PB – период окупаемости.

Обязательное условие реализации проекта: период окупаемости должен быть меньше длительности проекта.

  1. Дисконтированный период окупаемости (DPB) рассчитывается аналогично PB, однако, в этом случае чистый денежный поток дисконтируется.

Для расчета DPB используется следующее соотношение:

  (1.5)

где

I – начальные инвестиции;

CF(t) – чистый денежный поток периода t;

r – ставка дисконтирования;

DPB – дисконтированный период окупаемости.

Этот показатель дает более реалистичную оценку периода окупаемости, чем РВ, при условии корректного выбора ставки дисконтирования.

  1. Средняя норма рентабельности (ARR) представляет доходность проекта как отношение между среднегодовыми поступлениями от его реализациями и величиной начальных инвестиций.

Показатель ARR рассчитывается по формуле:

   (1.6)

где

I – начальные инвестиции;

CF(t) – чистый денежный поток периода t;

N – длительность проекта (число периодов расчета).

Этот показатель интерпретируется как средний годовой доход, который можно получить от реализации проекта.

      1. Выводы и предложения

Выводы и предложения по результатам составления бизнес-плана должны быть по возможности исключительно краткими, но достаточными для общей оценки сущности, целей, задач, результатов осуществления инвестиционного проекта и условиях их достижения. На них строится «резюме» бизнес-плана.

      1. Приложения к бизнес-плану

Приложения к бизнес-плану содержат  данные, использованные при экономических обоснованиях разделов  бизнес-плана инвестиционного проекта, а также характеристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, сертификаты и другая документация, экспертные заключения по отдельным техническим и организационным решениям.

Нужно указать, что вообще говоря, данная структура является развернутой и на практике не всегда в бизнес-плане отражаются все его структурные разделы, а также каждый раздел может быть проработан с отдельной степенью глубины, т. е. на самом деле все зависит от требований инвестора.

Таким образом, процесс бизнес-планирования является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности практически любого масштаба. Квалифицированный и объективный подход к процессу бизнес-планирования позволяет руководству проектами какой-либо бизнес-структуры принимать обоснованные решения относительно:

  • выгодности предлагаемого проекта как объекта инвестиций;
  • возможности развития производства;
  • предполагаемой программы осуществления целей и задач коммерческой деятельности;
  • инвесторов и финансовых партнеров.
  • потенциальных возможностей коммерческой деятельности;
  • организационно-управленческой и финансово-экономической оценки состояния предприятия (настоящего и будущего);
  • инвестиционно-проектных целей деятельности предприятия.

 

  1. Маркетинговые исследования

Существуют различные способы разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана и маркетинговых исследований зачастую напрямую зависит от требований, которые предъявляет инвестор.  В любом случае, проведение маркетинговых исследований необходимо для выработки основных предположений, которые будут составлять базу для разработки бизнес плана, в т.ч. и для оценки финансовой эффективности реализации проекта.

В данном случае проект разрабатывается на основании следующего Технического задания заказчика:

Маркетинговые исследования

  1. Определение потенциала г. Саров и Нижегородской области:
  1. Экономические условия и тенденции.
  1. Нормативно-правовая ситуация и тенденции.
  2. Технологическое состояние и тенденции.
  3. Изменения в социальной сфере.
  4. Естественная среда (дефицитность ресурсов, уязвимость).
  1. Изучение сферы услуг в области энергосбережения, а также прогнозы на будущее в Нижегородской области:
  1. Объем рынка и его перспективы.
  2. Виды сегментов рынка.
  3. Практика промышленного маркетинга.
  4. Основные тенденции рынка.
  5. Возможности привлечения средств из международных программ.
  1. Анализ основных местных / региональных конкурентов:
  1. Описание услуг.
  2. Положение на рынке (сильные и слабые стороны с точки зрения заказчика).
  3. Рыночная практика (каналы распределения; ценообразование; продвижение товара; стандарты услуг; оценка доли на рынке; вероятные реакции относительно новой конкуренции; предпосылки для бизнеса; возможность сотрудничества с конкурентами).
  1. Опрос потенциальных потребителей.
  1. Создание профиля целевого рынка:
  1. Потенциальные заказчики.
  1. Важные характеристики услуги.
  1. Прогнозы продаж.

Разработку любого бизнес-плана положено начинать с исследования и анализа рынка.

    1. Потенциал г. Саров и Нижегородской области
      1. Экономические условия и тенденции

Нижегородская область - крупнейший промышленный регион с высоким научно-техническим потенциалом. Основой промышленности региона является современное машиностроение, металлургия, нефтехимия. Область является российским лидером в производстве автомобильной техники, по выпуску автобусов, грузовых автомобилей, стальных труб занимает 1-ое место в России. Мощный экономический потенциал и выгодное географическое положение являются конкурентными преимуществами Нижегородской области в масштабах России. Темпы экономического роста Нижегородской области в 2007 году составили: темп роста инвестиций в основной капитал – 114,5%; темп роста промышленного производства – 108%; темп роста строительства – 124,1%.

Информация о работе Разработка бизнес-плана проекта ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «Создание предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения»