Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана создания предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения.
Задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических и практических аспектов разработки бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований рынка энергосбережения г. Саров и Нижегородской области;
оценка емкости потенциального рынка;
разработка возможной структуры бизнеса для создаваемой компании;
оценка финансовой реализуемости проекта и его эффективности.
Эти темпы обуславливают прирост энергопотребления в области примерно на 5 % в год, и который к 2015 году составит почти 1500 МВт.
Что же касается ЗАТО г. Саров, то общая экономическая
ситуация в большей степени определяется
тем, что Саров является закрытым административно-
Помимо ВНИИЭФ в городе нормально функционируют и развиваются порядка 1840 предприятий различных форм собственности.
Темпы экономического роста г. Саров в 2007 году составили: темп роста инвестиций в основной капитал – 104,2%; темп роста промышленного производства – 113,9%; темп роста строительства – 115,7%.
До 2010 года существующих возможностей по обеспечению города энергоресурсами достаточно, однако с 2010-2012 годы город начнет испытывать дефицит электроэнергии.
Таким образом, относительно существующих тенденций развития экономики в городе Саров и Нижегородской области следует отметить, что рост экономики области и города приводит к увеличению потребностей в энергоресурсах и при их ограниченности к их удорожанию. И как следствие возможен рост рынка услуг в сфере энергосбережения.
На сегодняшний день в России создана основополагающая нормативно-правовая база в области энергосбережения. Опираясь на созданную базу, регионы РФ самостоятельно ведут законотворческую работу в области энергосбережения с учетом собственных особенностей каждого региона.
В рамках этой деятельности в Нижегородской области принят Закон «Об энергосбережении» и действует ряд соответствующих постановлений. В настоящее время ведется разработка проекта закона в новой редакции. Разработчики проекта закона рассчитывают, что с его принятием в Нижегородской области удастся сдерживать рост энергопотребления, а также превратить энергосбережение в механизм устойчивой и надежной работы энергосистемы региона. Сэкономленные таким образом бюджетные средства планируется направить на строительство новых генерирующих мощностей и транспортных сетей.
Также реализуется Программа «Энергосбережение Нижегородской области на 2005-2010 годы», основной целью которой является перевод экономики региона на энергосберегающий путь развития, снижение энергоемкости валового регионального продукта. Программой предполагаются меры экономического стимулирования энергосбережения – предоставление налоговых и иных льгот, гарантий под кредиты и займы, сохранение объемов лимитов на энергоресурсы на срок реализации проектов энергосбережения. Суммарная экономия средств областного бюджета после реализации программы оценивается в 800 млн. рублей.
Сложился круг структур, определяющих политику энергосбережения в области:
Были определены схемы и источники финансирования мероприятий по энергосбережению:
Механизмы консолидации и использования таких средств отлажены и с успехом функционируют.
Департаментом городского хозяйства Администрации г. Саров в прошлом году была разработана комплексная программа по энергосбережению, которая содержала методические указания по разработке адресных программ. Предприятиям города было рекомендовано разработать адресные программы по энергосбережению. Ответы предприятий поступают в настоящее время, однако из-за непонимания проблем и отсутствия специалистов не соответствуют заявленным целям. При этом в городе уже в течение двух лет осуществляются две адресные программы: комплексная модернизация уличного освещения и программа по установке датчиков учета тепла и автоматических тепловых пунктов в дошкольные учреждения и школы.
Таким образом, существующее на данный момент действующее законодательство оказывает положительное влияние на рынок услуг в сфере энергосбережения, поскольку побуждает потребителей энергоресурсов к энергосбережению и гарантирует им ряд льгот на период внедрения энергосберегающих технологий. Однако отсутствие правовых актов прямого действия носит сдерживающий характер.
С ростом энергопотребления растут и потери энергоресурсов, основной причиной ухудшения использования которых является износ потребляющего, коммуникационного и производящего оборудования, который достиг 63-75% в области и городе. Выборочные обследования показывают, что в подлежащие оплате счета включаются сверхнормативные потери и убытки от нерационального использования энерго- и водоснабжающего оборудования, поэтому поставщики энергоносителей и воды не имеют стимулов к снижению издержек, а местные бюджеты и население оплачивают технологически неоправданные сверхнормативные потери в области и городе.
Следует отметить, что в результате реализации мероприятий по Программе «Энергосбережение Нижегородской области на 2005-2010 годы» уже сейчас происходит оснащение потребителей бюджетной и коммунальной сферы приборами и системами учета расхода энергоресурсов и реализуются высокоэффективные, быстро окупаемые энергосберегающие проекты. Накопленный опыт по эксплуатации новых технологий и оборудования является положительным примером для потенциальных потребителей услуг в сфере энергосбережения.
В перспективе предусматривается проведение мероприятий по обновлению материально-технической базы предприятий муниципального хозяйства, по модернизации котельных, по ремонту и реконструкции систем тепло- и водоснабжения, систем уличного освещения, по улучшению теплотехнических характеристик зданий, по автоматизации технологических процессов, что представляет для нас новые возможности.
Необходимость замены в области и городе существующих технологий и оборудования существенно увеличивает возможности на рынке услуг в сфере энергосбережения.
При отсутствии индивидуальных и/или коллективных приборов учета энергоносителей и воды, оплата взимается по данным поставщиков, и таким образом, до одной трети оплаты взимается за сверхнормативные утечки и потери. Оборудование зданий энергосберегающим оборудованием позволяет определить фактическое потребление энергоносителей и воды, что положительно отражается на мнении потребителей. Однако существующие тарифы и неумение населения экономить энергоносители и воду зачастую приводит к увеличению затрат на их оплату. Что негативно отражается на мнении населения. Однако имеются и положительные примеры, но при этом выигрыш для отдельно взятого потребителя незначителен. Из-за чего население не готово вкладывать собственные средства на установку таких приборов.
Как видим положение неоднозначно, существуют как побудительные, так и сдерживающие факторы при принятии решения о заказе населением услуг в сфере энергосбережения.
В Нижегородской области имеется дефицит собственной электрической мощности. Создание дополнительных мощностей требует значительных инвестиций и этот процесс длителен по времени. Например, планируется строительство атомной станции с пуском в эксплуатацию 1-го блока к 2016 году. Мощность АЭС (2 блока) составит 2400-2600 МВт, что покроет дефицит Нижегородской области в электроэнергии. То есть в ближайшей перспективе энергосбережение является одной из первоочередных задач области.
В Нижегородской области отсутствуют природные запасы эффективного топлива. Рост стоимости закупаемого топлива для тепловых станций в области и для ТЭЦ города ведет к повышению тарифов на энергоресурсы.
Поэтому на передний план выходят мероприятия по экономному использованию энергоресурсов, что и формирует рынок услуг в сфере энергосбережения.
Весь потенциал энергосбережения в России, по различным оценкам, составляет от 360 до 430 млн. тонн условного топлива (тут). Это при цене 1599,8 руб. за 1 тут определяет объем рынка в сфере энергосбережения в целом по России в 575,9 – 687,9 миллиардов рублей.
Поскольку доля валового регионального продукта Нижегородской области в ВВП страны составляет примерно 2 %, то потенциал энергосбережения Нижегородской области можно оценить в размере 11518 – 13758 миллионов рублей. Однако ситуация в области даже хуже, чем в целом по стране (удельная энергоемкость регионального национального продукта области превосходит среднюю в России в 1,6 раза), увеличивая тем самым потенциал энергосбережения до 18428,8 – 22012,8 миллионов руб.
Текущий объем рынка энергосбережения Нижегородской области можно оценить в 20 287,338 млн. рублей, поскольку так оценивается объем финансирования программы «Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы», в том числе по годам:
*2007 год 8433,725 миллионов руб. (*для справки)
2008 год 7501,643 миллионов руб.
**2009 год 2180,568 миллионов руб.**
**2010 год 2171,402 миллионов руб.**
Всего 20287,338 миллионов руб.
**Представлены запланированные в 2004-2007 годах объемы финансирования мероприятий Программы, которые ежегодно уточняются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Представляется возможным спрогнозировать следующие объемы финансирования:
2009 год - 6363 млн. руб.
2010 год - 5454 млн. руб.
Утвержденная распоряжением Правительства РФ Энергетическая стратегия России до 2020 года позволяет предположить пролонгацию программы энергосбережения на данный период с ежегодным объемом финансирования ~ 4545 млн. рублей.
Покупателем услуги в сфере энергосбережения может выступать любое физическое или юридическое лицо, которое в процессе своей деятельности потребляет энергоресурсы.
Переговорив с представителями администраций (см. Приложение 1) и предприятий (см. Приложение 2), проанализировав отраслевые отчеты Нижегородской области и города, представляется целесообразным сегментировать рынок данной услуги на следующие наиболее значимые сегменты рынка покупателей:
Сегментация рынка энергосбережения Нижегородской области представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Рынок энергосбережения Нижегородской области
Таким образом, наиболее перспективный сегмент – промышленные предприятия, далее по степени значимости следуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бюджетные организации. Наименьший интерес представляют агропромышленные предприятия.
Правительство Нижегородской области и Администрации районов и населенных пунктов, предприятия ЖКХ, муниципальные промышленные предприятия и сельскохозяйственные предприятия при выборе поставщика услуг в сфере энергосбережения отдают предпочтения региональным компаниям. Промышленные предприятия других видов собственности наряду с региональными компаниями привлекают и московские компании.
Существующая в г. Саров практика соответствует сложившейся в области и предполагает обращение за профессиональными аудиторскими консультациями в фирмы г. Нижнего Новгорода и г. Москвы, поскольку в настоящее время в г. Саров нет фирмы, которая бы предоставляла подобные услуги. Администрация г. Саров будет приветствовать появление местного поставщика услуг в сфере энергосбережения.