Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана создания предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения.
Задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических и практических аспектов разработки бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований рынка энергосбережения г. Саров и Нижегородской области;
оценка емкости потенциального рынка;
разработка возможной структуры бизнеса для создаваемой компании;
оценка финансовой реализуемости проекта и его эффективности.
Ключевым вопросом при решении проблем энергосбережения является поиск источников финансирования, в том числе и внебюджетных, которые позволяли бы формировать долгосрочную программу внедрения в регионе энергосберегающих технологий и оборудования. В Нижегородской области проводится работа по привлечению средств российских и зарубежных инвесторов. С этой целью отрабатываются различные финансовые механизмы использования кредитов и система гарантий по их возврату.
Более высокие объемы финансирования энергосбережения 2007 – 2010 годов (см. пункт 2.2.1), объясняются необходимостью скорейшей ликвидации отставания Нижегородской области по энергозатратам на единицу продукции в России. В дальнейшем предполагается такое финансирование энергосбережения, чтобы к 2020 году достичь показателей мировой экономики.
Россия располагает энергоресурсами, а Европейский союз нуждается в нефти и газе, которыми располагает Россия. Чем выше будет уровень эффективности использования энергии в России, тем больше энергоносителей будет поставлено в Европу, в том числе и Англию. Поэтому IFC (Международная финансовая корпорация) и EBRD (Европейский банк реконструкции и развития) осуществляется финансирование проектов по повышению уровня использования энергии в России.
Например, в Нижегородской области:
В рамках программы сотрудничества с министерством экономики Голландии, в порядке оказания нам технической помощи, реализован проект по модернизации системы теплоснабжения р. п. Большое Мурашкино.
IFC имеет в Нижнем Новгороде
офис проекта «Энергоэффективно
12 декабря 2007 года было подписано
соглашение между НБД-Банком и
IFC, в рамках которого будут
финансироваться
Услуги по энергосбережению, которые предлагаются в Нижегородской области:
Таким образом, спектр работ и услуг, предлагаемых в сфере энергосбережения Нижегородской области, охватывает весь комплекс энергосбережения.
На сегодняшний день на территории Нижегородской области предлагают свои услуги практически все российские компании сферы услуг в энергосбережении. Например, ОАО «Заволжскому моторному заводу» свои ценовые предложения предлагали 6 нижегородских компаний, 14 московских и около 10 компаний из других регионов России. То есть у нижегородского потребителя имеется возможность выбора поставщика услуг в сфере энергосбережения. Выбор осуществляется преимущественно из нижегородских компаний, далее по приоритету следуют московские компании. Поэтому некоторые московские компании сотрудничают с нижегородскими компаниями. Предложения компаний других регионов, как правило, не принимаются во внимание. Перечень основных компаний оказывающих услуги в сфере энергосбережения в Нижегородской области приведен в Приложении 3.
Таким образом, на рынке услуг в сфере энергосбережения в Нижегородской области работают ряд конкурирующих между собой компаний, и они имеют свои характеристики.
Преимущества, которые имеют компании, работающие в Нижегородской области:
Однако эти компании не лишены и недостатков:
Кроме предприятий, основным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере энергосбережения, в Нижегородской области имеются генерирующие и поставляющие энергоресурсы предприятия, которые оказывают услуги в сфере энергосбережения. Такие услуги рассматриваются этими предприятиями как дополнительный товар. Например, ООО «Газрегионсервис» занимается переоборудованием котельных на газовое топливо.
Выход новой компании на существующий рынок с существующей услугой мало рискованное дело, но оно сопряжено с конкуренцией, где конкуренты имеют ряд преимуществ. Поэтому первоначально новой компании целесообразно направить усилия на ликвидацию недостатков конкурентов, которые отмечают потенциальные потребители. Например, работать с предприятиями малого и среднего бизнеса. В результате будет накоплен опыт работы, что позволит лишить конкурентов существующих преимуществ, а существующие недостатки превратить в будущие преимущества. И затем рассмотреть возможность расширения бизнеса на крупные предприятия.
Существуют два канала распределения: прямой выход на потенциального заказчика и участие в тендере.
Последний канал имеет место в случае оказания услуг крупным предприятиям и крайне редко проводится. В тендерах принимают участие большое количество энергосервисных компаний и вероятность получения заказа не велика. Поэтому на первый план выходит прямой выход на конкретного потребителя услуг в сфере энергосбережения.
Участие в тематических семинарах и конференциях, проводимых в Нижегородской области, будет способствовать таким контактам.
Фирмы не предоставляют прайс-листы по ценам на услуги. Работа ведется непосредственно с каждым клиентом индивидуально.
Для потребителей и поставщиков услуг было бы удобно, если бы обоснование цены происходило на основе общепринятых прейскурантов или ценников, но такие в настоящее время отсутствуют. Поэтому цены энергосервисных компаний существенно различаются. Например, на одном из тендеров ценовые предложения десятка энергосервисных компаний лежали в диапазоне от 2 999 700 до 73 997 145 руб.
В качестве конкретного примера цены можно привести энергетический осмотр (без паспортизации) 18 школ и 41 детского сада, который стоил бюджету ЗАТО г. Саров ~ 486 315 руб.
При проведении мониторинга цен были опрошены по телефону представители фирм-конкурентов. Ответы на заданный вопрос: «Исходя из каких факторов формируется цена на проведение энергоаудита?» представлены в таблице 2.1.
Таблица № 2.1
Ценовая политика конкурентов
№ |
Название предприятия |
Контактная информация |
Представитель |
Обоснование уровня цен на энергоаудит |
1. |
ЗАО НПО «Промэнерго» |
г. Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, 48 тел.: (831) 4-343-038 E-mail: promen@mts-nn.ru |
В предоставление информации было отказано | |
2. |
ООО УПЦ «Волжскэнергонадзор» |
г. Нижний Новгород, ул.Гребешковский откос, 7 тел.: (831) 4-342-063, E-mail: ensber@gtn.ru |
Стоимость энергоаудита составляет до 10% от годового объема потребления ТЭР | |
3. |
Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности – НН (НИЦЭ-НН) при НГТУ |
г. Нижний Новгород, ул. Семашко, 5"б" тел: (831) 419-82-07 факс: (831) 436-23-11 E-mail: nice@k8.innov.ru Сайт: www.nice.nnov.ru |
Инженер-энергоаудиторСолнцев Евгений Борисович |
Исходная цена формируется в зависимости от сложности поставленных задач, времени, необходимого для проведения энергоаудита, а также от требуемого количества узких специалистов. В среднем стоимость энергетического обследования промышленного предприятия варьируется в пределах от 100 тыс. до 2 млн. руб. |
4. |
ООО «Интехэнерго – Аудит» |
г. Москва, ул.Красноказарменная,
д.13, корпус З тел/факс:
(495)362-7265,
E-mail: info@ite-audit.ru Сайт: www.intehenergo-audit.narod. |
Генеральный директор, к.т.н., доцент Злобин Александр Авксентиевич |
Нормативных документов нет, в тоже время цена на энергоаудит зависит от целей и задач, а также от объема потребляемых энергоресурсов. Для крупных предприятий при разработке энергетического паспорта стоимость 1 тыс. т. у. т. ТЭР ≈ 150 – 200 тыс. руб. |
Продолжение таблицы
№ |
Название предприятия |
Контактная информация |
Представитель |
Обоснование уровня цен на энергоаудит |
5. |
ООО «ДиагЭн» |
г.Снежинск, Челябинская обл., б.Циолковского,д.7, а/я 238, тел:(351-46) 2-43-46 Е-mail: diagen@mail.vega-int.ru Сайт: www.diagen74.ru |
Директор Холодов Алексей Александрович |
Стоимость энергоаудита определяется исходя из принципа «затраты + прибыль» |
В России на практике применяются три варианта определения цен на услуги в сфере энергосбережения:
Первый и третий способы в настоящее время практически не применяются, поэтому мы остановим свой выбор на втором способе. В качестве расчетной единицы объема работ принимаем 1 нормочас (работа одного сотрудника в течении одного часа). При данном подходе не учитываются различия оказываемых услуг. Расчетная цена оказания услуг приведена в таблице 2.2.
Таблица № 2.2
Расчет цены услуг
№ |
Наименование услуги |
Стоимость услуги, руб. |
1 |
Проектирование энергосбережения |
2000,00 (за 1 нормочас) |
2 |
Внедрение мероприятий по энергосбережению | |
3 |
Регулирование потребления энергоресурсов |
Выбор энергосервисной компании не прост. Есть, например, «скромные» организации, и есть «солидные» компании. Есть новички в этом деле, и есть организации, персонал которых имеет колоссальный опыт выполнения работ по энергосбережению. При этом потребитель считает, что внешняя, независимая оценка эффективного использования энергоресурсов не выявит ничего нового, неизвестного для него, а рекомендуемые мероприятия потребуют больших затрат что неприемлемо для потребителя в текущий момент.