Роль банков экономической системе СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена и международными причинами. Развернувшиеся в мире процессы глобализации ведут к стиранию граней между национальными системами денежного обращения. В результате образуется единое финансовое пространство, мировой рынок капитала. Российская экономика не может находиться в стороне от мировых интеграционных процессов: изоляция отрицательно скажется на проведении рыночных реформ в стране. Но и полная открытость экономики в условиях незрелой кредитно-денежной системы, слабой национальной валюты превращает страну в средство решения внутренних проблем развитых стран. Поэтому трудно переоценить актуальность научной разработки условий и вариантов эффективного вхождения кредитно-денежной системы России в международные экономические отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-5
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СССР…..….6-19
1.1.Банковская система в период революционных потрясений……………6-13
1.2.Декрет о национализации банков……………………………………….14-15
1.3.Банковская система в послевоенный период…………………………..16-19
ГЛАВА 2. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СССР………………………...............20-36
2.1.Формирование системы банков СССР ………………………………...20-32
2.2.Роль банков экономической системе СССР……………………………33-38
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер экономики. Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила “зеркалом” функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство. В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках – управления Госбанка. Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в данном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка. Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою” и “чужую” способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам. Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.

Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса. Вследствие такой “перестройки” значительно возросло управленческое звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики. Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были перегружены работой. Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов). В этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик и покупатель обслуживались учреждениями различных специализированных банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в целом24. Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г. И довольно быстро стало ясно, что механизм управления системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных кресел, что не заметили, как управленческая пирамида стала на “голову”: внизу одно отделение, а вверху 12 бюрократических структур. В итоге получился “аппаратный” вариант перестройки банковской системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы еще впереди. На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой. Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала.

На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков. В этих условиях возникла необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре 1990 г. На союзном уровне Верховным Советом СССР II декабря 1990 г. были приняты законы “О Государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”‘, в Российской Федерации – законы “О Центральном банке РСФСР (Банке России)” и “О банках и банковской деятельности в РСФСР” (2 декабря 1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью. Схематично становление банковской системы можно пронаблюдать в представленной  ниже таблице. ( см. табл. 1)

Период становления банковской системы

Важнейшие события

1665 г.

Первая попытка создания ссудного банка для “маломочных купцов”.

1733 г.

Возникновение в Петербурге монетной канцелярии.

1754 г.

Учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий.

1769 г.

В Петербурге и Москве создаются банки “для вымена государственных ассигнаций”.

1788 г.

В г. Вологде основан городской общественный банк.

1818 г.

Вместо городских общественных банков был открыт “Государственный коммерческий банк”.

1841 г.

Появление первых сберегательных касс.

1864 г.

Открыт первый акционерный Санкт-Петербургский частный банк.

1876 – 1879 г.г.

Первый крупный банковский кризис, приведший к ликвидации 7 коммерческих банков.

1883 – 1884 г.г.

Появление законодательных актов, регулирующих порядок открытия и ликвидации коммерческих банков.

1890 – 1897 г.г.

Активное возникновение новых коммерческих банков и увеличение их значимости в экономике.

1917 г.

Правительством большевиков принят декрет “О национализации банков”.

1922 – 1925 г.г.

С принятием НЭПа возникают новые акционерные банки

1925 – 1986 г.г.

Становление системы государственных банков, подчиненных главному государственному банку.

1987 – 1989 г.г.

Банковская реформа с созданием специализированных банков ( Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк).

1990 – 1991 г.г.

Появление коммерческих и кооперативных банков.


 

 

 

2.2 Роль банков экономической системе СССР.

Про банковскую систему, существовавшую в СССР, сказать можно немного, в основном потому, что она лишилась своей сущности, была превращена из независимого экономического института в обезличенный придаток административно-командной модели управления. До революции в России, как и в западных странах, существовала трех-четырехъярусная структура кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений: центральный банк - 1 ярус, коммерческие и земельные банки - II, страховые компании - III. В годы НЭПа кредитная система, разрушенная революцией и войной, возродилась, но уже в двухъярусном виде: Госбанк и сеть банков различных форм собственности и специализации. Все оно базировались на кредитно-золотой основе денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.

В 30-е гг. кредитная система была реорганизована и приобрела чрезмерно укрупненный и централизованный вид. Вместо разветвленной кредитной системы осталось три банка (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и система сберкасс. Это было обусловлено не экономическими потребностями, а политизацией всех сфер экономики. Такая система имела множество недостатков:

- выполнение банками роли  второго госбюджета, на долю которого  приходилось списание долгов  предприятиям, особенно в сфере  с/х;

- потеря банковской специализации;

- монополизм, обусловленный  отсутствием у предприятий альтернативных  источников кредита;

- слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью  различных сфер;

- неконтролируемая эмиссия  кредитных и бумажных денег. Эти  и другие недостатки отражали  слабую эффективность банковской  системы в ее воздействии на  производство.

Экономическая реформа, начатая в СССР в 1985 г., затронула и банковскую сферу. Начало преобразований относится к 1987 г., когда Госбанк СССР лишился своих монопольных функций и был отстранен от непосредственной работы с клиентами. Было созданы 5 государственных специализированных банков: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Специализация должна была приблизить банки к конкретным отраслям хозяйства, к каждому отдельному предприятию, чтобы обеспечить им качественное кредитно-кассовое обслуживание и партнерское участие банков в их деятельности. В какой-то степени эти требования были выполнены, однако эта реформа породила больше негативных, чем позитивных моментов:

- в деятельности банков  преобладали управленческие функции;

- банки по-прежнему оставались  государственными;

- сохранился их монополизм  по отношению к клиентам;

- распределение кредитных  ресурсов производилось по вертикали;

- банки продолжали субсидировать  предприятия и отрасли, скрывая  низкую ликвидность, не были созданы  денежный рынок и торговля  кредитными ресурсами; - увеличились  издержки на содержание банковского  аппарата;

- реорганизация не затронула  деятельность таких важных кредитных  источников, как страховые учреждения.

Пожалуй, единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в банковском деле.

Новым этапом в развитии банковской системы страны стал отход от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали на принципах полного хозяйственного расчета. Летом 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков, первый из которых появился уже 24 августа 1988 г. Новые банки создавали кооперативы, государственные предприятия и общественные организации. 06 их развитии говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. Госбанком СССР было зарегистрировано 358 коммерческих и кооперативных банков. Общая сумма объявленного уставного фонда составила около 4 млрд. руб., из которых оплаченный капитал был равен 2,9 млрд. руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и депозиты 11,6 млрд. руб.

Рыночные отношения в банковской деятельности не всегда устанавли-вались легко и безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.

Большинство коммерческих    и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.

Информация о работе Роль банков экономической системе СССР