Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:50, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение основных теоретических и методологических аспектов изучения социального портрета чиновника в России.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться:
раскрыть содержание понятия «социальный портрет»;
рассмотреть основные теоретические концепции бюрократии;
проанализировать исследовательский опыт изучения чиновничества;
проанализировать результаты социологического исследования по теме «Современный российский чиновник».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИНОВНИЧЕСТВА…………………………………………………….……..….5
Понятие «социальный портрет» в научной литературе………………......5
Основные концепции бюрократии.…………………………………...……8
ГЛАВА II. ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОВНИКА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………..16
2.1. Современное чиновничество: контент-анализ …………………………...16
2.2. Социологический портрет современного российского чиновника ….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
Бюрократия характеризуется
Г. Гегелем как главная
В большинстве научных
публикаций бюрократией называется
бесконтрольная власть – не публичных
политиков, а чиновников в лице административной
элиты, присвоившей себе помимо управленческих
(т. е. административно-
Тем самым бюрократия является типичной квазиэлитой и характеризуется отрывом исполнительной власти от законодательной, их практической независимостью от воли большинства членов общества, безличной системой управления и наличием привилегированного слоя чиновников.
Чиновничество и бюрократия ищут социальную опору в отдельных группах населения и противопоставляют их другим. В итоге для доступа к управлению и власти определяющими становятся формальные и нерациональные признаки (социальное происхождение, национальность и т. д.). Управление и власть становятся недоступными контролю общества, хотя претендуют на всеобщность и разумность.
Бюрократия с точки зрения ее взаимоотношений с обществом является типичной закрытой административной элитой, а с позиции обоснования своей легитимности и обладания качествами элиты, необходимыми в демократическом обществе, – тривиальной квазиэлитой в формах клиентел, кланов, клик, партий власти. [ 26, с 241]
Все многообразие трактовок бюрократии можно свести к основным типам: веберовской, марксистской, а также имперской модели бюрократии. Хронологически необходимо начать с концепции Карла Маркса. Уже в ранних работах он подверг критике высокомерие и корыстные намерения бюрократического чиновничества, показал противоположность, враждебность интересов бюрократии как особого социального слоя, отдельных бюрократов общественным интересам[23, с. 23].
К. Маркс достаточно точно обозначил негативные черты бюрократии, среди которых он выделил подмену общественного интереса частным интересам власти и конкретного чиновника, то есть присвоение государства чиновничеством. Неспособность бюрократии решать подлинные проблемы развития общества. Он раскрывает действующий в бюрократии мире закона иерархии, согласно которому, верхи все знают лучше, а низшие власти доверяют бюрократическому аппарату.
Чиновник, по мнению К. Маркса,
государственный интерес
В силу того, что государство и его основные структуры обюрокрачиваются, чиновники превращаются в бюрократов, для которых государственная цель обращается в их личную цель.
Всякое государство в той или иной степени идеализирует чиновника, распространяет и поддерживает представление о нем как об идеальном гражданине и необходимом элементе решения социальных и политических проблем.
Наиболее разработанной
и составившей фундамент
Как считал М. Вебер, основу
власти бюрократии образует, прежде всего,
присвоение чиновниками должностей
и связных с ними привилегий и
экономических преимуществ, но развитие
тенденций к такому присвоению означает
утрату чиновничеством бюрократического
характера и трансформацию
Рассмотрим, как выглядел русский и «идеальный» чиновник, по мнению М. Вебера. «Бюрократическое управление означает господство посредством знания, считал М. Вебер, - и в этом состоит его специфический рациональный характер». В этом отношении представляет весьма значительный интерес выяснение того факта, насколько российские чиновники соответствовали тому типу идеального чиновника, который согласно воззрениям выдающегося немецкого социолога отвечал следующим требованиям[16, c. 164]:
От идеального типа чиновника российский классный чиновник- специального образования - дворянин конца XVIII в. отличался по пяти пунктам: а) он не имел специального образования; б) был специалистом широкого профиля; в) не перешел полностью к формальному характеру служебных отношений, патронажные связи в течение всего XVIII в. играли большую роль и тормозили развитие между ними сугубо официальных отношений; г) не мог всегда действовать, не взирая на лица; д) брал подношения и подарки от просителей и истцов за свои услуги.
В течении XIX в. российские чиновники,
включая канцелярских служителей, постепенно
избавились от первых двух недостатков
и стали образованными
Таким образом, на примере
развития российского чиновничества
имперского периода мы можем говорить
о том, что степень приближенности
его к так называемому
Также Р. Мертон, обращает внимание на то, что в общественном сознании «мерзкий гибрид, бюрократ – стал эпитетом, бранным словом» [12, 873 с.]. Он полагает, что бюрократическая структура оказывает на человека определённое давление, стремясь к тому, чтобы он был дисциплинированным (то есть имел надёжность реакции); исполнительным; предусмотрительным.
Бюрократ начинает стремиться «... с настойчивостью, не вызывающей сомнений, к педантичному исполнению правил и к формализованным процедурам» [12, с. 329]. Такое поведение может вначале приносить пользу, однако затем оно приводит к нежеланию чиновников быть гибкими и принимать самостоятельные решения. Возникает служебная неторопливость, волокита. В итоге бюрократ возводит правило, которое уже давно перестало способствовать целям организации, в ранг непререкаемого, а значит, он не способен его перейти и не способен помочь своим клиентам. (Р. Мертон называет людей, пользующихся услугами бюрократических организаций, клиентами. Он описывает структурные источники такого поведения, называемого им «сверхконформизм». Они же являются источниками дисфункций (нежелательных последствий) в работе бюрократии). Возможно, это и есть те механизмы, посредством которых осуществляются функции и которые пришли в негодность и уже не дают хороших результатов.
Как отмечает Р. Мертон, среди чиновников «конкуренция относительно невелика, поскольку продвижение по службе зависит от старшинства» [12, с. 330]. Однако такое положение дел порождает следствия: бюрократы стремятся защищать существующее положение дел; они пекутся, в первую очередь, о своих интересах и лишь потом о клиентах или высших должностных лицах.
Таким образом, проблема изучения государственной службы всегда вызывала интерес у классиков социологической мысли. Р. Мертон, исследуя природу бюрократии, признавал функциональность чиновничества, которая выражалась в дисциплине, точности, надёжности. В то же время чиновничеству присущи и дисфункциональные характеристики – сверх-конформизм, фаворитизм, взяточничество, формализм.
Таким образом, в результате
исследования концепций ученых были
даны различные трактовки понятию
«бюрократии». Исследователи рассматривали
данное явление с положительных
и отрицательных сторон. Исследователи
рассматривали данное явление с
положительных и отрицательных
сторон. Необходимо выделить веберовскую
и марксистскую теории. К. Маркс рассматривал
бюрократию как «организм – паразит»,
имеющую преимущественно
ГЛАВА II. ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОВНИКА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Современное чиновничество: контент-анализ
Вопрос о власти — ключевой в любом обществе. В России, где большая доля управления сосредоточена в руках бюрократии, этот вопрос стоит наиболее остро. Реформа государственного управления, которая шагает по России уже шестой год, выдвигает новые требования и к государственным служащим. Образы классических чиновников — чеховского Червякова и гоголевского Городничего уходят в прошлое. «Портрет» человека, служащего государству, должен стать более живым, современным и привлекательным[4, c. 1].
Изучение вопросов, связанных с
эволюцией чиновничества
Проанализировав данные, полученные при исследовании данного блока исследователями был составлен социально-психологический портрет современного чиновника. Проблема возникает лишь в том, что портреты, составленные на основе официальной и неофициальной прессы - значительно рознятся. Современный управленец определен как нечто среднее между двумя образами, рисуемыми в прессе. Таким образом, получилось, что он не обделен инициативностью, но не всегда может завершить начатое. Он трудолюбив, но в то же время находится в поисках собственной выгоды, имеет склонность к жульничеству. Во многом им движет жажда наживы, но проблема в данном случае не только в личностных характеристиках отдельного человека, но и в самой системе мотивации труда государственных служащих, в более качественном кадровом отборе специалистов.
Ситуация, при которой население в ежедневном режиме сталкивается с усложнением тех или иных проблем, долгими очередями на приемах, грубостью и некомпетентностью отдельных представителей власти, коррупционными явлениями и т. д., действительно продолжает усугубляться и вносить свой вклад в формирование негативного обобщенного образа российского чиновничества. [27]
Нельзя не отметить, что поддержанием нелицеприятного образа госслужащих в массовом сознании в большей степени заинтересованы оппозиционные действующей власти партии и политики. Чиновники являются удобным объектом для приписывания им причин всех народных бед и несчастий. Спекуляции на этой теме стали привычным явлением. Большую роль оказывают и «разоблачительные» или критические материалы СМИ, удовлетворяющие запросы читательской и телевизионной аудитории по скандальным фактам. Проведенное исследование это подтвердило. Публикации на темы, посвященные кировским чиновникам и власти в оппозиционном Правительству еженедельнике «Вятский наблюдатель» печатались, в основном, в рубриках «Криминал», «Политика», «Самое важное», а также рубрике «На правах рекламы». При этом процент освещения достижений органов власти в тех или иных направлениях, прежде всего на местном уровне, ничтожно мал. Положительные моменты в деятельности власти, вообще, воспринимаются как должное, и поэтому не требуютбольшого внимания. По этой причине за освещение позитивной информации, зачастую носящей социально значимый характер, кировские газеты берутся неохотно, в то время как негатив, порой совершенно необоснованный, преподносится с очевидным удовольствием. [27]
Важно отметить, что в негосударственном
издании «Вятский наблюдатель» среди
приписываемых чиновникам средствам
воздействия на окружающую среду
выделялись, в основном, противоправные
действия, действия по осуществлению
и превышению должностных полномочий,
которые носили негативный характер
и имели либо негативные, либо нулевые
результаты воздействия. Среди объектов
воздействия особенно часто употреблялась
тема коррупции и взяточничества
чиновничьего аппарата и неспособность
власти бороться с этой проблемой. В
то время как в официальной
газете Правительства Кировской
области употреблялись такие
средства воздействия, как диалог с
общественностью, использование закона,
выступления в СМИ с