Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:55, курсовая работа
Задачами дипломной работы являются:
- изучение теоретических аспектов разработки бизнес плана;
- изучение методики разработки бизнес планов в России и за рубежом;
- выявление проблем и путей совершенствования процесса разработки
и внедрения бизнес-планов.
Предметом исследования работы выступает процесс разработки
бизнес-планов.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-
ПЛАНА................................................................................................................... 6
1.1. Сущность и концепция бизнес планирования ............................................. 6
1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи,
функции, принципы............................................................................................. 10
1.3.Этапы разработки бизнес-плана................................................................... 15
2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ В РОССИИ И ЗА
РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА................................. 23
2.1 Зарубежная модель бизнес планирования: США, Япония........................ 23
2.2.Особенности разработки бизнес плана в российских условиях .... 31
2.3. Процесс и организация бизнес плана при открытии нового дела
планирования на предприятии ........................................................................... 44
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС -
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СВЕТ»............................... 54
3.1.Основные направления совершенствования бизнес планирования на
предприятии ООО «СВЕТ» ................................................................................ 54
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию
бизнес – планирования........................................................................................ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......
10. Финансовый план и бюджет предприятия. Включает в себя три основных плановых документа: баланс предприятия, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
Баланс фирмы – сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для анализа финансовых показателей предприятия. При этом используется внутренний баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы (внешний баланс, составляющийся специально для публикации, подвергается изменению в рамках балансовой политики, направленной обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала).
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) – воспроизводит итоги деятельности фирмы за определенный промежуток времени, также содержит информацию для финансового анализа. Здесь фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.
Отчет о движении наличности – анализирует источники и использование наличности, т.е. денежные потоки. Из отчета должно быть ясно, какое количество наличности фирма генерировала за истекший период, каковы источники наличности и как фирма использовала свою наличность.
Еще одна важная составляющая финансового плана – определение источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы, причем данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов. В плане должны быть представлены:
- предполагаемая система
- величина процентов и основных выплат по долгу;
- гарантии или залог, обеспечивающие
безопасность финансовых соглаш
- показатели финансового рычага,
определяющие уровень риска про
- список текущих кредитов фирмы с суммами и сроками выплат по ним;
- потенциальные налоговые
11. Анализ рисков. Помимо расчета инвестиционного риска, в бизнес-плане имеет смысл выделить отдельный отдел проблемам риска, в котором нужно провести общую оценку возможных рисков, анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также разработать меры по минимизации ущерба (особенно в случаях форс-мажорных обстоятельств). 16
12. Организационный план. Здесь указывается форма собственности и тип организационной структуры фирмы, рассматриваются вопросы руководства и распределения полномочий и ответственности. Указываются основные пайщики (акционеры) организации (иногда приводится весь список), сколько акций и какого класса было выпущено и предполагается выпустить, состав совета директоров и правления корпорации, как распределяются полномочия среди управляющих фирмы, каковы основные черты контрактов с менеджерами фирмы, какова организационная структура фирмы и способы взаимодействия подразделений друг с другом.17
13. План исследований и разработок. Здесь освещается величина затрат на исследования и разработки (если фирма проводит таковые), сравнение их с соответствующими затратами прошлых периодов и фирм-конкурентов, квалификация, опыт и количество персонала в отделе исследований и разработок, оснащенность этого отдела, реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации. Также освещаются связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими организациями, формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок и доходы, получаемые организацией от деятельности подразделения исследований и разработок на стороне (для других организаций).
14. Приложения. (Сопровождающие документы)
Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Только те документы, которые представляют непосредственный интерес для потенциального инвестора должны быть приведены полностью. В части остальных, можно ограничиться краткими заметками. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане.
Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, детализировать. Но в любом случае надо хорошо структурировать план – весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.18
Выводы: Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес - проекта.
Выводы к 1 главе:
Итак, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты бизнес планирования: его основная концепция, содержание, цели, задачи, принципы бизнес планирования, этапы разработки и содержание бизнес-планов, а также организация бизнес планирования при создании новых проектов.
В последние годы в США большое распространение получает теория, связанная с ориентацией на максимизацию ценности фирмы, исходящая из предпосылки, что ни прибыль, ни рентабельность, ни объем производства не вправе рассматриваться в качестве критерия эффективности деятельности предприятия, его финансового управления. В его основе лежат концепции, базирующиеся на обосновании взаимосвязи экономических и социальных факторов общественного развития, значимость которой становится очевидной в условиях развитых рыночных отношений.
Разработка бизнес-планов компаний США осуществляется, как правило, с привлечением специалистов, экспертов и консультантов. И это приветствуется инвесторами. Однако менеджеры самой компании (включая и руководство) принимают в составлении бизнес-плана самое активное участие. Многие американские инвестиционные и финансовые компании, банки вообще отказываются рассматривать заявки на инвестирование, если им становится известно, что бизнес-план подготовлен специалистами со стороны, а руководитель предприятия его только подписал. С точки зрения инвесторов и кредиторов, личное участие руководителей высшего уровня управления предприятием означает их готовность отвечать за успешную реализацию проекта, выполнять взятые обязательства. 20
Бизнес-планирование американских компаний основывается на следующих главных принципах:
- моделирование потоков продукци
- приведение будущих доходов
и расходов к текущей стоимости
- оценка эффективности проекта посредством сопоставления потенциальных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы доходности.
- учет неопределенности и
Анализ значительного количества разработанных бизнес-планов американских компаний позволяет представить типичную для них структуру, содержащую следующие разделы:
1. Изложение целей деятельности
2. Краткое описание бизнеса
3. Анализ рынка
4. Продукция (услуги)
5. Организация производства
6. Инвестиционный климат и риски
7. Конкуренция
8. Реализация продукции
9. Управление и кадры
10. Финансирование
11. Приложения
Особое внимание при разработке бизнес-планов компании США уделяют разделу Финансовый план, т.к. именно в этом разделе бизнес-плана складывается реальная картина финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с партнерами. Здесь разрабатываются прогнозы финансовых результатов деятельности предприятия, определяются источники финансирования и его потребности в дополнительных финансовых ресурсах, формируется модель дисконтированных денежных потоков, устанавливается точка безубыточности (порог рентабельности). Финансовый раздел бизнес-плана дает возможность руководству фирмы выбрать наилучший вариант решения, минимизировать последствия риска, связанного с выполнением инвестиционной или других программ развития предприятия.
В этом разделе плана специалисты американских компаний рассчитывают традиционные для рыночной экономики показатели:
- коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, обратный первому, а также коэффициент соотношения собственных и заемных средств. Все эти три показателя характеризСвет финансовую устойчивость деятельности при использовании заемных средств. При этом очевидно, что чем большую долю используемого капитала составляет собственный, тем устойчивей деятельность предприятия, но и вероятнее получение внешних займов;
- коэффициент маневренности
Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. Наиболее существенными при использовании американской методики бизнес-планирования представляются следующие аспекты.
1. Для американца
Как следствие многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».
Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.
Различно в США и России
отношение к бухгалтерскому
2. Гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.
3. Отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.
Начинающий американский
Рассмотрим методику бизнес-планирования в Японии на примере корпорации «Мацусита».
Представим этапы разработки бизнес-плана японской компании «Мацусита» в виде схемы (рис.2.1).
Рис.2.1. Этапы бизнес планирования в фирме «Мацусита» (Япония)
1. Провозглашение стратегии компании.
Это делается в начале каждого года президентом в присутствии всех управляющих филиалами, президентов компаний, входящих в группу «Мацусита», руководителей зарубежных филиалов и лидеров профсоюза. Стратегия компании является чем-то абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает оценку дел «Мацуситы» и воплощает намерения преодолеть конъюнктурные трудности усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг для персонала. Такими лозунгами были: «Конструктивное наступление в самобытном духе нашей компании» (1978 г.), «Прицел на вершины электронной промышленности» (1979 г.).
Информация о работе Сущность и концепция бизнес планирования