Формирование речевой активности в процессе рассматривания картин
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:00, контрольная работа
Краткое описание
Понятие «связная речь». Значение развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста, задачи ее формирования.
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность- это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Содержание
Понятие «связная речь». Значение развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста, задачи ее формирования…………………………………..3 Значение наглядности на занятиях по развитию связной речи. Особенности восприятия детьми картины……………………………………………………………........4 Особенности речевой активности детей в процессе рассматривания картины на занятиях. Соответствие педагогических условий, создаваемых воспитателем в процессе занятий требованиям методики формирования речевой активности детей…………7 Педагогические рекомендации воспитателям по оптимизации педагогической работы в процессе занятий по обучению рассказыванию по картине………………….13 Заключение……………………………………………………………………..15 Литература……………………………………………………………………...17
определение взаимосвязи между
отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов
в единый сюжет.
В качестве подготовительного
упражнения при формировании навыка составления
рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать
работу “Оживи картину”. Эта работа является
как бы переходным этапом от составления
рассказа по сюжетной картине к рассказыванию
по пейзажной картине. Детям предлагается
картина с ограниченным количеством пейзажных
объектов (болото, кочки, туча, камыши;
или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие
изображения живых предметов – “оживлялок”,
которые могли бы оказаться в данной композиции.
Дети описывают пейзажные объекты, а красочность
и динамичность их рассказов достигается
включением описаний и действий живых
предметов.
Постепенно овладевая всеми
видами связного высказывания с помощью
моделирования, дети учатся планировать
свою речь.
Во второй младшей группе рекомендуется
осуществлять лишь подготовительный этап
обучения рассказыванию по картине. Дети
этого возраста еще не могут самостоятельно
составить связное описание, поэтому педагог
учит их с помощью вопросов называть то,
что нарисовано на картине. Можно сказать,
что полнота и последовательность передачи
ребенком содержания картины целиком
определяется предложенными ему вопросами.
Вопросы воспитателя являются основным
методическим приемом, они помогают детям
наиболее точно определять свойства и
качества предметов.
Рекомендуется использують
картины из серий «Мы играем» (автор Е.
Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева)
«Картины для развития речи и расширения
представлений детей второго и третьего
года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А.
Езикеева) и др.
Для большей систематизации
знаний и представлений рекомендуется
группировать картинки по объектам изображения,
например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда,
мебель, одежда и т. п.
Можно использовать игровые
методы обучения рассказыванию по картине,
в том числе метод составления загадок
А.А. Нестеренко, а также адаптированные
методы развития воображения и элементы
теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ). При таком подходе результат является
достаточно гарантированным: умение составлять
творческий рассказ по картине на фоне
устойчивого интереса ребенка-дошкольника
к этому виду деятельности.
Одним из важных способов формирования
речевой активности детей на занятиях
является составление по картинкам рассказов-загадок.
Ребенок строит свое сообщение так, чтобы
по описанию, в котором объект не назван,
можно было отгадать, что именно нарисовано
на картинке. Если слушатели затрудняются
решить эту задачу, ребенок по предложению
педагога вносит в описание дополнения.
Такие упражнения формируют у детей умение
выявлять самые характерные признаки,
свойства и качества, отграничивать главное
от второстепенного, случайного, а это
способствует развитию более содержательной,
обдуманной, доказательной речи.
Заключение
При формировании речевых навыков
у детей очень важно развить творческие
и мыслительные способности детей, углубить
знания об окружающем мире, развить в детях
желание творить, изменяя мир к лучшему.
Выполнение этих задач возможно через
ознакомление детей с искусством, художественной
литературой, которые положительно воздействуют
на чувства и разум ребенка, развивают
его восприимчивость, эмоциональность.
Проблема обучения дошкольников
творческому рассказыванию становится
реально решаемой, если педагог, предъявляя
детям новую картину, затем целенаправленно
отрабатывает с ними мыслительные операции
по анализу картины как целостной системы
и изображенных на ней отдельных объектов.
Главная сложность организации
и проведения работы с картиной как с целостной
системой с детьми 4-7 лет заключается в
том, что у них еще не сформированы классификационные
и системные умения работы с конкретным
объектом. Поэтому необходимо параллельно
осуществлять работу в данном направлении
с любым (не обязательно со всеми) объектом,
изображенным на этой же картине.
Литература
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
Короткова Э.П. Обучение детей
дошкольного возраста рассказыванию:
Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском
саду. - М., 1978.
Развитие речи детей дошкольного
возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. —
2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому
рассказыванию по картинам: Пособие для
логопеда. – М.: Владос, 2006.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры
и занятия по развитию речи дошкольников.
Кн.1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная
Пресса, 2004.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей
(Раннего и дошкольного возраста): Пособие
для воспитателей детсада. – М.: Просвещение,
1981.
Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование.
Сборник материалов конференции. Серия
“Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2003.