Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.

Содержание

Введение. 3
Актуальность. 3
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников. 3
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ 5
Активные методы обучения в воспитании экологической культуры 11
Диагностика. 17
Задачи обучения. 19
Перспективный план. 19
Описание проделанной работы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

ecolog.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка" Конспект ее проведения представлен в прил. 4.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д. Конспект проведения экскурсии представлен в прил. 5.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Описание хода игр "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" представлено в прил. 6.

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (прил. 7).

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листья желтые над городом кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок, лесополосы от мусора) и др.

Был проведен праздник "Наш дом - Земля". Сценарий праздника представлен в прил. 8.

Большое значение мы придавали работе с родителями.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование. (Приложение 2)

 

Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи.

Поэтому в работе с родителями сложилась определенная система:

1. В экологическом уголке помещаются  советы для родителей: как привлечь  внимание детей, используя материал  по темам "Помогите синицам", "Птицы и люди", "Они остались зимовать, мы им будем помогать".

2. Ежегодно нужно проводится экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

3. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

4. Мы готовим консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика - источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Мы завели папку-копилку, в которую вместе с родителями собираем рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".

5. Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Мы провели выставки: "Лучший осенний букет", "Дары осени", "К нам сказка пришла", "Это поможет природе" и т.д.

 

Повторная диагностика.

Для определения эффективности проделанной работы на конец 2006-2007 уч.года была проведена повторная диагностика по той же методике. Результаты диагностики приведены в таблице 2.

По результатам диагностики я определила величину изменения уровней сформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. (Таблица 3, таблица 4)

 

 

 

Таблица 2. «Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы»

На май 2007года.

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

     

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

   

Аплеев Саша

9

С

8

С 

8

С 

9

С

9

С 

8.6

С 

Белов Саша

8

С

8

С

7

Н

8

С

9

С

8

С

Борисов Саша

8

С

8

С

8

С

8

С

9

С

8.2

С

Веселовский Саша

7

Н

8

С

7

Н

7

Н

8

С

7.4

С

Горшанова Надя

11

С

10

С

10

С

12

С

12

С

11

С

Девяткин Артем

11

С

11

С

10

С

10

С

12

С

10.8

С

Никитина Юля

13

В

12

С

13

В

14

В

14

В

13.2

В

Прокопенко Алеша

13

В

12

С

12

С

13

В

13

В

12.6

В

Розова Женя

14

В

13

В

11

С

12

С

14

В

12.8

В

Рябова Вероника

14

В

13

В

12

С

14

В

13

В

13.2

В

Рябинкина Люба

11

С

8

С

8

С

10

С

11

С

9.6

С

Савельева Оля

14

В

12

С

11

С

13

В

12

С

12.4

В

Сергеева Аня

13

В

12

С

11

С

13

В

12

С

12.2

С

Терешенков Вова

11

С

10

С

9

С

12

С

12

С

10.8

С

Терешкина Ульяна

12

С

8

С

9

С

11

С

13

В

10.6

С

Торопов Андрей

13

В

9

С

11

С

11

С

12

С

11.2

С

Шевякова Диана

8

С

7

Н

8

С

8

С

12

С

8.6

С

В среднем по гр.

11.2

С 

9.9

С

9.7

С

10.9

С

11.6

С

10.7

 

 

Таблица 3. «динамика повышения уровеней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы»

 

 

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Начало года

9.8

8.6

8.9

10.0

10.5

9.6

Конец года (после проделанной работы)

11.2

9.9

9.7

10.9

11.6

10.7

Прирост показателей (в баллах)

1.4

1.4

0.8

0.9

1.1

1.1


 

 

Таблица 4. «оценка результатов деятельности на начало и конец учебного года в %»

 

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Начало Года.

Конец Года

Начало Года.

Конец Года

Начало Года.

Конец Года

Начало Года.

Конец Года

Начало Года.

Конец Года

Начало Года.

Конец Года

Высокий уровень

29.4%

41.2%

5.9%

11.8%

5.9%

5.9%

17.6%

29.4%

17.6%

29.4%

15.3%

23.5%

Средний уровень

41.2%

52.9%

52.9%

82.4%

64.7%

82.4%

58.8%

64.7%

70.6%

70.6%

57.6%

70.6%

Низкий уровень

29.4%

5.9%

41.2%

5.9%

29.4%

11.8%

23.5%

5.9%

5.9%

0.0%

25.9%

5.9%


 

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает:

  1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился
  2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.
  3. Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
  4. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.
  5. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
  6. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Информация о работе Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников