Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:52, курсовая работа
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Введение. 3
Актуальность. 3
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников. 3
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ 5
Активные методы обучения в воспитании экологической культуры 11
Диагностика. 17
Задачи обучения. 19
Перспективный план. 19
Описание проделанной работы. 20
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка" Конспект ее проведения представлен в прил. 4.
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д. Конспект проведения экскурсии представлен в прил. 5.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Описание хода игр "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" представлено в прил. 6.
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (прил. 7).
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листья желтые над городом кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок, лесополосы от мусора) и др.
Был проведен праздник "Наш дом - Земля". Сценарий праздника представлен в прил. 8.
Большое значение мы придавали работе с родителями.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование. (Приложение 2)
Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи.
Поэтому в работе с родителями сложилась определенная система:
1. В экологическом уголке
2. Ежегодно нужно проводится экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
3. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
4. Мы готовим консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика - источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Мы завели папку-копилку, в которую вместе с родителями собираем рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".
5. Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Мы провели выставки: "Лучший осенний букет", "Дары осени", "К нам сказка пришла", "Это поможет природе" и т.д.
Для определения эффективности проделанной работы на конец 2006-2007 уч.года была проведена повторная диагностика по той же методике. Результаты диагностики приведены в таблице 2.
По результатам диагностики я определила величину изменения уровней сформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. (Таблица 3, таблица 4)
Таблица 2. «Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы»
На май 2007года.
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||||||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
||||||||||||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||||||||||||
Аплеев Саша |
9 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
8.6 |
С | |||||||||||
Белов Саша |
8 |
С |
8 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
9 |
С |
8 |
С | |||||||||||
Борисов Саша |
8 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
8.2 |
С | |||||||||||
Веселовский Саша |
7 |
Н |
8 |
С |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
7.4 |
С | |||||||||||
Горшанова Надя |
11 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
11 |
С | |||||||||||
Девяткин Артем |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10.8 |
С | |||||||||||
Никитина Юля |
13 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13.2 |
В | |||||||||||
Прокопенко Алеша |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12.6 |
В | |||||||||||
Розова Женя |
14 |
В |
13 |
В |
11 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
12.8 |
В | |||||||||||
Рябова Вероника |
14 |
В |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
13.2 |
В | |||||||||||
Рябинкина Люба |
11 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9.6 |
С | |||||||||||
Савельева Оля |
14 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12.4 |
В | |||||||||||
Сергеева Аня |
13 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12.2 |
С | |||||||||||
Терешенков Вова |
11 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
10.8 |
С | |||||||||||
Терешкина Ульяна |
12 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
10.6 |
С | |||||||||||
Торопов Андрей |
13 |
В |
9 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11.2 |
С | |||||||||||
Шевякова Диана |
8 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
12 |
С |
8.6 |
С | |||||||||||
В среднем по гр. |
11.2 |
С |
9.9 |
С |
9.7 |
С |
10.9 |
С |
11.6 |
С |
10.7 |
Таблица 3. «динамика повышения уровеней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы»
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
Общий уровень по группе | ||||
о мире |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||
Начало года |
9.8 |
8.6 |
8.9 |
10.0 |
10.5 |
9.6 |
Конец года (после проделанной работы) |
11.2 |
9.9 |
9.7 |
10.9 |
11.6 |
10.7 |
Прирост показателей (в баллах) |
1.4 |
1.4 |
0.8 |
0.9 |
1.1 |
1.1 |
Таблица 4. «оценка результатов деятельности на начало и конец учебного года в %»
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
Общий уровень по группе | |||||||||
о мире |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Начало Года. |
Конец Года |
Начало Года. |
Конец Года |
Начало Года. |
Конец Года |
Начало Года. |
Конец Года |
Начало Года. |
Конец Года |
Начало Года. |
Конец Года | |
Высокий уровень |
29.4% |
41.2% |
5.9% |
11.8% |
5.9% |
5.9% |
17.6% |
29.4% |
17.6% |
29.4% |
15.3% |
23.5% |
Средний уровень |
41.2% |
52.9% |
52.9% |
82.4% |
64.7% |
82.4% |
58.8% |
64.7% |
70.6% |
70.6% |
57.6% |
70.6% |
Низкий уровень |
29.4% |
5.9% |
41.2% |
5.9% |
29.4% |
11.8% |
23.5% |
5.9% |
5.9% |
0.0% |
25.9% |
5.9% |
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает: