Задания ЕГЭ по биологии. Часть С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.
С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев
ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

Содержание

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С .
1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»………………………………………..….…2
2. Раздел «Животные» …………………………………………………………………………….…..6
3. Раздел «Человек» ……………………………………………………………………………….…..7
4. Раздел «Общая биология»
4.1. Основы цитологии………………………………………………………………………………...10
4.2. Обмен веществ и энергии ………………………………………………………………………..12
4.3. Размножение и развитие организмов ………………………………………………………..…..16
4.4. Основы селекции ………………………………………………………………………………….18
4.5. Основы экологии ………………………………………………………………………………….19
4.6. Происхождение человека …………………………………………………………………….....27
4.7. Эволюция ………………………………………………………………………………………….28
4.8. Основы генетики…………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………………...….37

Вложенные файлы: 1 файл

биология 6 класс.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)
  1. Объясните причину скопления гноя при воспалительных процессах в тканях.

ОТВЕТ:  Гной образуется в результате деятельности лейкоцитов крови, которые    путем  фагоцитоза пожирают бактерии, инородные тела и погибают.

  1. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется?

ОТВЕТ: Витамины нужны для нормального обмена веществ. Большинство витаминов входят в состав ферментов (являются коферментами). В организме человека витамины практически не образуются. Поэтому они должны поступать  с пищей (растительного  и животного происхождения).

  1. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

ОТВЕТ: Б, диафрагма, образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует  в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота  осуществляет функции брюшного пресса. Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как  произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани  способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслаб ленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечнополосатую исчерченность.

  1. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?

ОТВЕТ:  Роговица – прозрачная сферическая структура. Хрусталик в виде двояковыпуклой  линзы. Стекловидное тело – заполняет внутреннюю часть глаза. Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

  1. Какую роль играют оболочки глаза человека?

ОТВЕТ: Белочная оболочка -  защита внутренних структур глаза от повреждения, а также роль каркаса. Роговица – светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения. Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза. Радужная оболочка – регуляция поступающего  через зрачок света. Сетчатая оболочка (сетчатка) – восприятие света и цвета, возникновение импульсов.

  1. По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика?

ОТВЕТ: Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление. Снижается эластичность кровеносных сосудов, что может привести к инфаркту при повышении давления. На стенках сосудов     могут откладываться вредные и ядовитые вещества. Происходит взаимодействие угарного газа с гемоглобином эритроцитов, в результате резко снижается их способность переносить кислород, наступает кислородное голодание всего организма, нарушается обмен веществ.

  1. Каковы функции пищеварительной системы человека?

ОТВЕТ: Механическая (измельчение, перетирание) и химическая обработка пищи,  всасывание питательных веществ, воды, солей в кровь и лимфу, передвижение перевариваемой массы и удаление непереваренной части пищи из организма.

  1. Каково значение крови в жизнедеятельности человека?

ОТВЕТ: Транспорт веществ (питательных и ненужных) и газов (кислорода и углекислого газа), защитная (благодаря лейкоцитам, лимфоцитам, антителам), регуляторная (участвует в гуморальной регуляции процессов), теплорегуляторная (участвует в поддержании постоянной температуры тела).

  1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

ОТВЕТ: быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

  1. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: концентрация веществ в эритроцитах выше, чем в воде;  из-за разности концентрации вода поступает в эритроциты; объем эритроцитов увеличивается, вследствие чего они разрушаются

  1. Опишите путь который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг?

ОТВЕТ: По венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек. Из правого желудочка по малого круга (легочные артерии и легочные вены) поступит в левое предсердие. Затем, из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и  сонной артерии большого круга поступит в головной мозг.

  1. Почему происходит свертывание крови в поврежденных сосудах. 

ОТВЕТ: В них тромбоциты разрушаются и результате множества реакций растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый нитевидный белок фибрин. Образуется тромб, который закупоривает место повреждения.

 

4. Раздел «Общая биология»

4.1. Основы цитологии

  1. Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?

 ОТВЕТ: Ферментативную (каталитическую).

  1. Какие функции присущи только белкам?

ОТВЕТ: Каталитическая, двигательная.

  1. Как называются мономеры молекулы белка?

ОТВЕТ: Аминокислоты.

  1. Как называются мономеры молекул нуклеиновых кислот?

 ОТВЕТ: Нуклеотиды.

  1. Какова роль ДНК в биосинтезе белка?

ОТВЕТ: Содержит информацию о первичной структуре белка, т.е. является матрицей для его синтеза.

  1. Какую функцию выполняют липиды в клеточных  мембранах?

 ОТВЕТ: Строительную.

  1. Чем эукариоты отличаются от прокариот?

 ОТВЕТ: Имеют ядро и  различные органоиды.

  1. Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.

ОТВЕТ: Клетка  является системой, т.к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей – органоидов и др. структур. Эта система является открытой, т.к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ.  В  клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители.

  1. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации,  в которых они применяются.

ОТВЕТ:  Метод – это способ научного познания действительности. Различают биологические методы исследования: описание, наблюдение, сравнение, эксперимент, микроскопия, центрифугирование, гибридологический, близнецовый метод, биохимический метод и др. Методы исследования применяются  только в определенных случаях и для достижения  определенных целей. Например, гибридологический – для изучения наследственности применяется  в животноводстве и растениеводстве, но не применяется для человека. Центрифугирование позволяет выделять органоиды клетки  для их изучения.

  1. Какова роль ядра в клетке?

ОТВЕТ: Ядро клетки содержит хромосомы, несущие наследственную информацию и контролирует процессы обмена веществ и размножения  клетки.

  1. Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

ОТВЕТ:  Клетка является элементарной структурной, функциональной и генетической единицей живого. Клетка – элементарная единица развития живого. Клетка способна к саморегуляции, самообновлению и самовоспроизведению.

  1. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

ОТВЕТ: Митохондрии являются энергетическими станциями клетки  - в них синтезируются молекулы АТФ. Для работы сердечной мышцы нужно много энергии, поэтому  в ее клетках наибольшее количество  митохондрий. В печени больше, чем в поджелудочной железе, потому что в ней более интенсивный обмен веществ.

  1. Как используется аккумулированная в АТФ энергия?

ОТВЕТ:  АТФ является  универсальным источником энергии в клетках всех живых организмов. Энергия АТФ тратится на синтез и транспорт веществ, на размножение клетки, на сокращение мышц, на проведение импульсов, т.е.  на жизнедеятельность клеток, тканей, органов и всего организма.

  1. Какие свойства ДНК подтверждают, что она является носителем генетической информации?

ОТВЕТ: Способность к репликации (самоудвоению), комплементарность двух цепей, способность к транскрипции.

  1. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

ОТВЕТ:  Плазматическая  мембрана образована двумя слоями липидов. Молекулы белков могут пронизывать плазматическую мембрану или располагаться на ее  внешней или внутренней поверхности. Снаружи к белкам могут присоединяться углеводы, образуя  гликокалис.

  1. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

ОТВЕТ: Признаки живого: обмен веществ и   превращение энергии, наследственность и изменчивость, приспособленность к условиям обитания, раздражимость, размножение, рост и развитие, саморегуляция и т.д.

  1. Какие признаки характерны для вирусов?

ОТВЕТ: Не имеют клеточного строения, внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т.д), имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).

  1. Какое значение  для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

ОТВЕТ: Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения, обобщила знания о клетке, как о единице строения и  жизнедеятельности  живых организмов.

  1. Чем молекула ДНК отличается от и-РНК?

ОТВЕТ: ДНК имеет структуру в виде двойной спирали, а РНК – одинарную цепь нуклеотидов; ДНК имеет в составе сахар дезоксорибозу и нуклеотиды с азотистым основанием тимин,    а РНК –  сахар рибозу и нуклеотиды с азотистым основанием урацил.

  1. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

ОТВЕТ: Они не имеют обособленного от цитоплазмы ядра, митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС,  для них не характерен митоз и мейоз, оплодотворение. Наследственная информация в виде кольцевой молекулы ДНК.

4.2. Обмен веществ  и энергии

  1. В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов  является вода?

     ОТВЕТ:  Фотосинтеза.

  1. Энергию  какого типа потребляют гетеротрофные живые  организмы?

      ОТВЕТ: Энергию окисления органических веществ.

  1. Энергию какого типа потребляют автотрофные организмы?

      ОТВЕТ:  Фототрофы – энергию света, хемотрофы – энергию окисления неорганических веществ.

  1. В какую фазу фотосинтеза происходит синтез АТФ?

      ОТВЕТ:  В световой фазе.

  1. Какое вещество служит источником кислорода во время фотосинтеза?

      ОТВЕТ:  Вода ( в результате фотолиза – распада под действием света в световой фазе, происходит выделение кислорода).

  1. Почему гетеротрофные организмы сами  не могут создавать органические вещества?

     ОТВЕТ:  В их клетках нет хлоропластов и хлорофилла.

  1. Почему жиры являются  наиболее энергетическими  веществами?

     ОТВЕТ:  При их окислении выделяется два раза больше энергии, чем при окислении углеводов и белков.

  1. Что служит матрицей для синтеза и-РНК?

     ОТВЕТ:  Участок одной  из полинуклеотидных цепей ДНК.

  1. В каких реакциях обмена углекислый газ является исходным веществом для синтеза углеводов?

Информация о работе Задания ЕГЭ по биологии. Часть С