Задания ЕГЭ по биологии. Часть С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.
С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев
ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

Содержание

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С .
1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»………………………………………..….…2
2. Раздел «Животные» …………………………………………………………………………….…..6
3. Раздел «Человек» ……………………………………………………………………………….…..7
4. Раздел «Общая биология»
4.1. Основы цитологии………………………………………………………………………………...10
4.2. Обмен веществ и энергии ………………………………………………………………………..12
4.3. Размножение и развитие организмов ………………………………………………………..…..16
4.4. Основы селекции ………………………………………………………………………………….18
4.5. Основы экологии ………………………………………………………………………………….19
4.6. Происхождение человека …………………………………………………………………….....27
4.7. Эволюция ………………………………………………………………………………………….28
4.8. Основы генетики…………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………………...….37

Вложенные файлы: 1 файл

биология 6 класс.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТ: Это зависит от изменения обилия пищи от года к году. Деревья дают обильный урожай не каждый год, а с перерывами в 4-12 лет. В неурожайные годы наблюдаются массовая смертность и миграции животных, снижается их плодовитость.

  1. Какие организмы в экосистеме замыкают круговорот веществ в экосистеме, разлагая органические вещества?

ОТВЕТ: Редуценты.

  1. Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?

ОТВЕТ: Они питаются одинаковой пищей.

  1. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

ОТВЕТ: Антропогенный, недостаток  травоядных (пищи), болезнетворные организмы, внутривидовая и межвидовая конкуренция.

  1. Каковы причины появления влажного смога в крупных городах?

ОТВЕТ: Высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.

  1. На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

ОТВЕТ: Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает  урожайность гречихи.   Человек получает двойную пользу: большой урожай гречихи и  гречишный мед.

  1. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

ОТВЕТ:  Уничтожение хищных рыб приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. Это приводит к уменьшению кормовой базы, распространению различных заболеваний, что приведет к массовой гибели рыб.

  1. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь  дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

ОТВЕТ: Так как растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями,  их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений. Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных). Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже  к гибели дубравы.

  1. Почему сов в экосистеме леса  относят  к консументам 2-го порядка, а мышей к консументам 1-го порядка?

ОТВЕТ: Мыши питаются растениями, а совы питаются мышами.  Консументы  1-го порядка  - это растительноядные, а консументы 2-го порядка  питаются растительноядными животными.

  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

ОТВЕТ: Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес. Под пологом светолюбивых  деревьев развиваются теневыносливые ели, которые  впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.

  1. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

ОТВЕТ: Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, значит,   в основе ее разнообразия  лежит  разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).

  1. Каковы свойства биогеоценоза?

ОТВЕТ:  Биогеоценоз – открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии.  Биогеоценоз – часть биосферы. Она состоит из абиотической и биотической составляющей, характеризуется, продуктивностью,  биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и превращения энергии.

  1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

ОТВЕТ: В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов; происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов; биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

ОТВЕТ: В наземно-воздушной среде больше кислорода,  в ней могут произойти колебания температур в широких пределах, в ней меньшая плотность и больше освещенность

  1. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило,   уменьшается биомасса?

ОТВЕТ: Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов. В каждом звене большая  часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду.  Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность,  превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.

  1. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?

ОТВЕТ:  Биоразнообразие – это основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы. А разнообразие цепей и сетей питания – это основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы.    Сбалансированный     круговорот веществ  является  основой устойчивости, саморегуляции и сохранения биосферы.

  1. В.И.Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?

ОТВЕТ:  Образование почвы, разрушение горных пород (например, лишайниками, которые выделяют  органические кислоты), формирование ряда полезных ископаемых (например, каменного и бурого  угля, железосодержащих руд, торфа, известняка и др.).

  1. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.

ОТВЕТ:  Цветки яблони  ----жук яблонный цветоед ---большая синица --- ястреб. Консумент 2-го порядка - большая синица.

  1. В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав любой    экосистемы?

ОТВЕТ: Продуценты создают органические вещества из неорганических, а редуценты используют органические остатки и минерализуют их, обеспечивая продуцентов минеральными веществами.

  1. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?

ОТВЕТ:  Это происходит потому,  что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов, происходит   гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения,  увеличивается потребление  кислорода при сгорании топлив (автотранспорта, промышленности и др.)

  1. Почему при анабиозе организма в условиях низких температур клетки тела обезвоживаются?

ОТВЕТ: При отрицательных температурах вода внутри клетки превращается в лед. Кристаллы льда повреждают клеточные структуры, что вызывает гибель организма.

  1. Объясните, почему прудовая лягушка, активна днем, а травяная - в сумерках и утром?

ОТВЕТ: Высыхание кожи опасно для лягушки. Прудовая лягушка постоянно находится около водоема, поэтому активна днем, а травяная - вдали от нее, и поэтому активна во влажные периоды суток - утром и вечером.

  1. Почему в холодных регионах чаще встречаются темноокрашенные рептилии, а в южных районах — светлоокрашенные?

ОТВЕТ: Рептилии холоднокровные и их активность зависит от температуры окружающей среды. Темная окраска лучше поглощает тепло, поэтому в холодных зонах рептилии темноокрашенные, на юге -светлоокрашенные.

  1. Какие факторы влияют на самоочищение водоема?

ОТВЕТ: Содержание кислорода (чем его больше, тем быстрее разлагается мертвая органика), скорость течения (чем быстрее течение, тем больше кислорода в воде), наличие животных, питающихся путем фильтрации воды (двустворчатые моллюски).

  1. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?

ОТВЕТ: В местах ведения сельского хозяйства почва вытаптывается, уплотняется, подрост деревьев уничтожается.

  1. Как можно использовать явления хищничества и паразитизма в сельском хозяйстве?

ОТВЕТ: Для защиты культурных растений от насекомых вредителей как метод биологической борьбы с ними.

  1. Почему вредители сосны чаще встречаются на   больных деревьях и обходят стороной молодые и здоровые сосны?

ОТВЕТ: Молодые сосны выделяют много смолы, а скипидар, входящий в состав смолы отпугивает и убивает вредителей.

  1. В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?

ОТВЕТ: Помет уток способствует росту водорослей и беспозвоночных, которыми питаются карпы.

  1. Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы?

ОТВЕТ: Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. Кроме того, в хвойном лесу в условиях тени температура более низкая и скорость разложения низкая. Из-за медленного разложения и вымывания органических веществ почва в хвойном лесу содержит мало перегноя.

  1. В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?

ОТВЕТ: Продуценты – производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности  остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии  и хемосинтезирующие  бактерии. Консументы – потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации. Редуценты – в ходе жизнедеятельности превращают органические  остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.

  1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

ОТВЕТ: Количеством видов, количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением, саморегуляцией и самовозобновлением.  

  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц  проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

ОТВЕТ: Из-за отсутствия естественных регуляторов численности, сначала численность куриных увеличивается. Затем резко снижается из-за нехватки кормовых ресурсов и быстрого  распространения болезней из-за большой плотности особей.

  1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. (2 балла)

ОТВЕТ: при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство; травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно

  1. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут  уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

ОТВЕТ: 1) Численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений. 2) Резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания. 3) Часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву,  и приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

 

4.6. Происхождение  человека

  1. Почему людей разных рас относят к одному виду?

ОТВЕТ:  Люди  всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках, от межрасовых браков рождаются   плодовитое потомство, они сходны по  строению, жизнедеятельности, умственному развитию.

  1. В чем заключается биосоциальная природа человека?

ОТВЕТ: Человек является биологическим существом, потому что,  как и все живые организмы,  способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т.д..  Но в то же время,  он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.

Информация о работе Задания ЕГЭ по биологии. Часть С