Задания ЕГЭ по биологии. Часть С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.
С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев
ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

Содержание

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С .
1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»………………………………………..….…2
2. Раздел «Животные» …………………………………………………………………………….…..6
3. Раздел «Человек» ……………………………………………………………………………….…..7
4. Раздел «Общая биология»
4.1. Основы цитологии………………………………………………………………………………...10
4.2. Обмен веществ и энергии ………………………………………………………………………..12
4.3. Размножение и развитие организмов ………………………………………………………..…..16
4.4. Основы селекции ………………………………………………………………………………….18
4.5. Основы экологии ………………………………………………………………………………….19
4.6. Происхождение человека …………………………………………………………………….....27
4.7. Эволюция ………………………………………………………………………………………….28
4.8. Основы генетики…………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………………...….37

Вложенные файлы: 1 файл

биология 6 класс.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)
  1. Каковы  биологические и социальные факторы антропогенеза?

ОТВЕТ: Биологические: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция и дрейф генов. Социальные: общественный образ жизни и трудовая деятельность.

  1. Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?

ОТВЕТ: Выкармливает потомство молоком,  кожа многослойная с различными железами,  имеют роговые образования – волосы, зародыш развивается в матке, большие полушария покрыты корой мозга, сложное поведение, забота о потомстве и др.

  1. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

ОТВЕТ:  признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе; в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.

 

4.7. Эволюция органического мира

  1. Какое явление называют микроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.

  1. Какое явление называют макроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования надвидовых систематических групп.

  1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.

ОТВЕТ: Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.

  1. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

ОТВЕТ: Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе, приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям  окружающей среды.

  1. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

ОТВЕТ:  Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

  1. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.

ОТВЕТ:  Морской конек зависает  среди водорослей  и становится незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. Но такое сходство не дает им   полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве  рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.

  1. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.

ОТВЕТ: Подражание неподвижным телам природы ( подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.

  1. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?

ОТВЕТ: Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении  ими суши?

ОТВЕТ: Переход   только на  легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.

 

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?

ОТВЕТ:  Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное дыхание,  развитие больших  полушарий и др.

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?

ОТВЕТ:  Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком, живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами

  1. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?

ОТВЕТ:  Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции. В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов. 

  1. Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

ОТВЕТ: Большая численность способствует  расширению ареала, увеличивает вероятность встречи особей и их  свободного    скрещивания, увеличивается разнообразие особей  из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.

  1. Какие   палеонтологические  находки  служат доказательствами эволюции?

ОТВЕТ: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, переходные формы (например, археоптерикса),  филогенетические ряды (например, лошади).

  1. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

ОТВЕТ: Индустриальный меланизм  - это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что  дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.

  1. Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?

ОТВЕТ: Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор- главную направляющую силу эволюции.

  1. Почему  со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

ОТВЕТ: В популяции насекомых –вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

  1. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.

ОТВЕТ: Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия. Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. Особи,  незащищенного вида, имеющие сходство с особями  защищенного  вида,  получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.

  1. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

ОТВЕТ: Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

  1. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

ОТВЕТ:  В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор

    1. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?

ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты.

    1. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

ОТВЕТ: Сгусток органических веществ.

    1. В основе  какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?

ОТВЕТ: Теории абиогенного синтеза.

    1. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?

ОТВЕТ: В первичном океане было много органических веществ,  и отсутствовали автотрофы.

    1. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?

ОТВЕТ: Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не было в атмосфере.

 

4.8. Основы генетики

  1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?

     ОТВЕТ: Для выявления наследственных заболеваний.

  1. Каковы причины сцепленного наследования генов?

      ОТВЕТ: Расположение генов в одной хромосоме.

  1. Почему соматические мутации не передаются по наследству при  половом размножении?

     ОТВЕТ:  Возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма.

  1. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?

      ОТВЕТ: Геномная  мутация, т.е. наличие лишней хромосомы в 21-ой паре.

  1. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?

       ОТВЕТ:  Подбор и скрещивание родительских форм, отличающихся рядом признаков и анализ наследования признаков потомством.

  1. С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?

     ОТВЕТ:  Цитогенетического (изучив и посчитав количество хромосом под микроскопом).

  1. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата?

     ОТВЕТ:  С хлоропластами и митохондриями, так как в них есть свои молекулы ДНК, свои гены.

  1. Почему в фенотипе мух дрозофил длинные крылья встречаются чаще у серых особей?

      ОТВЕТ:  Гены «длинных крыльев» и «серого тела»  расположены  в  одной хромосоме и поэтому наследуются сцеплено, т.е. вместе.

  1. Что представляет собой генофонд?

       ОТВЕТ:  Совокупность  генов всех особей популяции и вида.

  1. Какова сущность гипотезы чистоты гамет?

     ОТВЕТ:  В гетерозиготных особях разные аллели не «смешиваются», сохраняют свои свойства, сохраняются в «чистоте», и в гаметы отходит только один из аллелей.

  1. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.

   ОТВЕТ: генотипы родителей  ХН ХН    и    ХhУ; генотипы потомства - ХН Хh   и       ХН У; дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья – здоровы.

  1. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный  ген), а мать – длинные (доминантный ген), трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы потомства.

ОТВЕТ: Так как в потомстве наблюдается расщепление 1:1, значит  отец имеет генотип аа, а мать – Аа. Гаметы отца – а, гаметы матери – А, а. Генотипы детей Аа (с длинными ресницами), аа (с короткими ресницами).

  1. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания  с такой  же собакой, родился один слепой  щенок?  (нормальное  зрение  - доминантный признак)

ОТВЕТ: Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит,  оба родителя имели рецессивный ген слепоты, т.е. вероятность равна 100%.

Информация о работе Задания ЕГЭ по биологии. Часть С