Исследование проблемы комбатантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе автор постарается отразить становление права вооруженных конфликтов как отрасли международного права, рассмотрев дискуссии по этому вопросу ведущих юристов в области международного права; классифицировать саму отрасль по отдельным правовым режимам присущим международному праву в период вооруженных конфликтов, так как напрашивается вывод, что данная отрасль не имеет четкой классификации, что видно из учебной литературы, а также осветить саму отрасль по действующим нормативным актам, монографиям и учебной литературе

Вложенные файлы: 1 файл

33.docx

— 58.42 Кб (Скачать файл)

 

 специфические нормы,  регулирующие эти отношения;

 

 достаточно крупная  общественная значимость определенного  круга общественных отношений;

 

 достаточно обширный  объем нормативно-правового материала;

 

 заинтересованность общества  в выделении новой отрасли  права;

 

 специальные принципы  права, регулирующие построение  новой отрасли права1.

 

 Если рассмотреть эти  критерии применительно к совокупности  норм и принципов права, применяемого  в период вооруженных конфликтов, можно вывести следующее:

 Предметом правового  регулирования права вооруженных  конфликтов являются специфические  общественные отношения, возникающие  в период вооруженной борьбы  или в связи с вооруженной  борьбой, которая может принять  форму войны, международного вооруженного  конфликта, конфликта немеждународного  характера.

 Специфический характер  норм права вооруженных конфликтов  вытекает из предмета регулирования  и заключается в том, что  они в основном устанавливают  поведение субъектов международного  права в период конфронтации  между ними (война, вооруженный  конфликт). Никакая другая отрасль  международного права не содержит  таких норм. Действие этих норм  ограничено в пространстве и  времени. Их характерная черта  – относительная новизна принятия  таких норм. Например, научно-техническая  революция в военном деле привела  к появлению мин-ловушек и шариковых  бомб. Содержимое этих бомб составляют  шарики, которые не просматриваются  в человеческом теле рентгеном.  Мины-ловушки и шариковые бомбы  – антигуманное оружие (если какое-либо  оружие и можно рассматривать  как гуманное), от применения которого  страдает, прежде всего, гражданское  население. В 1980 году была принята  специальная конвенция, запрещающая  применение этого оружия против  гражданского населения и в  1996 году она была дополнена  Протоколами ООН №№ I, II1.

 Крупная общественная  значимость, объективно обусловленный  интерес в самостоятельном регулировании  данного комплекса объясняется  теми последствиями, которые несут  с собой войны и вооруженные  конфликты. Известно, что уже после  второй мировой войны в вооруженных  конфликтах погибло более 25 млн.  человек, многие из которых  – из-за неурегулированных отдельных  областей права вооруженных конфликтов.

 Объем нормативного  материала права вооруженных  конфликтов достаточно обширен.  Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.) считают, что само образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае, когда “государства договариваются о формировании широкого универсального международно-правового акта, содержащего основные принципы международного права в данной отрасли”2, то есть формирование той или иной отрасли права в системе международного права связывается с наличием универсального международно-правового акта. Такие универсальные акты по праву вооруженных конфликтов имеются (Санкт-Петербургская об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. “Об открытии военных действий”, “О законах и обычаях сухопутной войны” и др., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., а также дополнительные Протоколы к ним и т.п.3).

 С учетом рассмотренных  критериев право вооруженных  конфликтов можно определить  как совокупность создаваемых  путем международных соглашений  или обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных  и немеждународных вооруженных  конфликтах, запрещающих использование  определенных средств и методов  ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих  защиту прав индивида в ходе  этой борьбы и устанавливающих  международно-правовую ответственность  государств и уголовную ответственность  физических лиц за их нарушение1. На наш взгляд более правильным будет употребление термина ''международное право во время вооруженных конфликтов''.

 

ГЛАВА 2 ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ  КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЕ И  ПРОЦЕСС.

 

§ 1 Общественная суть и особенности  международного конфликта.

 

 Россия, точно так же  как и остальные страны мира, является неотъемлемой частью  сложной, саморазвивающейся, открытой  системы - системы международных  отношений. Процессы, происходящие  на международной арене, прямо  и опосредованно влияют на  характер политического, социального  и экономического развития российского  общества. Вследствие этого изучение, анализ и прогнозирование всех  процессов, происходящих в жизни  страны, немыслимы вне их корреляции  с международными.

 Важнейшая составная  часть международных отношений  - межгосударственные отношения  (МГО). Их отличительной особенностью  является то, что субъектами этой  системы выступают государства  или их объединения. Как и  любая другая органическая система,  система МГО имеет собственную  структуру, т.е. совокупность государств  и их политических объединений,  обладающих определенными связями,  и функционирует и развивается  на основе целого ряда закономерностей.  Эти закономерности имеют общесистемный  характер и определены характером  ее структуры в пределах рассматриваемого пространственного и временного континуума. Иначе говоря, система МГО задает определенные "правила игры" своим субъектам, следование которым - не столько акт доброй воли, сколько условие самосохранения каждого государства. Попытки обойти эти правила не только вносят серьезный дисбаланс в функционирование системы МГО, но и в первую очередь могут иметь деструктивные последствия для самих инициаторов подобных действий.

 С точки зрения теории  международных отношений международный  конфликт рассматривается как  особое политическое отношение  двух или нескольких сторон - народов,  государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее  в форме косвенного или непосредственного  столкновения экономические, социально-классовые,  политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе  и характеру интересы. Международные  конфликты, таким образом, являются  разновидностью международных отношений,  в которые вступают различные  государства на почве противоречий  интересов. Разумеется, международный  конфликт - это особое, а не рутинное  политическое отношение, поскольку  оно означает и объективно  и субъективно разрешение разнородных  конкретных противоречий и порождаемых  ими проблема конфликтной форме  и в ходе своего развития  может порождать международные  кризисы и вооруженную борьбу  государств.

 Часто международный  конфликт отождествляют с международным  кризисом. Однако соотношение международного  конфликта и кризиса - это соотношение  целого и части. Международный  кризис лишь одна из возможных  фаз конфликта. Он может возникнуть  как закономерное следствие развития  конфликта, как его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем  развитии до той грани, которая  отделяет его от вооруженного  столкновения, от войны. Кризис  придает всему развитию международного  конфликта весьма серьезный и  трудноуправляемый характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.

 Однако международный  кризис - это совсем не обязательная  и неизбежная фаза конфликта.  Его течение достаточно длительное  время может оставаться латентным,  не порождая непосредственно  кризисных ситуаций. Вместе с  тем кризис - далеко не всегда  завершающая фаза конфликта даже  при отсутствии прямых перспектив  перерастания его в вооруженную  борьбу. Тот или иной кризис  усилиями политиков может быть  преодолен, а международный конфликт в целом способен при этом сохраняться и возвращаться к скрытому состоянию. Но при определенных обстоятельствах этот конфликт может вновь достигать фазы кризиса, при этом кризисы могут следовать с определенной цикличностью.

 Наибольшей остроты  и крайне опасной формы международный  конфликт достигает в фазе  вооруженной борьбы. Но вооруженный  конфликт - это также не единственная  и не неизбежная фаза международного  конфликта. Он представляет собой  высшую фазу конфликта, следствие  непримиримых противоречий в  интересах субъектов системы  международных отношений.

 

§ 2 Фазы международного конфликта

 

 Необходимо отметить, что международный конфликт как  система никогда не выступает  в "законченной" форме. В  любом случае он представляет  собой процесс или совокупность  процессов развития, предстающих  как определенная целостность.  При этом в процессе развития  может происходить изменение  субъектов конфликта, а следовательно, и характера противоречий, лежащих в основе международного конфликта. Изучение конфликта в его последовательно сменяющихся фазах позволяет рассматривать его как единый процесс, обладающий различными, но взаимосвязанными сторонами: исторической (генетической), причинно-следственной и структурно-функциональной.

 Фазы развития конфликта  - это не абстрактные схемы,  а реальные, детерминированные в  историческом и социальном планах  конкретные состояния международного  конфликта как системы. В зависимости  от сущности, содержания и формы  того или иного конфликта, конкретных  интересов и целей его участников, применяемых средств и возможностей  введения новых, вовлечения других  или выхода имеющихся участников, индивидуального хода и общих  международных условий его развития  международный конфликт может  проходить через самые различные,  в том числе и нестандартные  фазы.

 Первая фаза международного  конфликта - это сформировавшееся  на основе определенных объективных  и субъективных противоречий  принципиальное политическое отношение  и соответствующие ему экономические,  идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические  отношения по поводу данных  противоречий, выраженные в более  или менее острой конфликтной  форме.

 Вторая фаза международного  конфликта - это субъективное  определение непосредственными  сторонами конфликт своих интересов,  целей, стратегии и форм борьбы  для разрешения объективных или  субъективных противоречий с  учетом своего потенциала и  возможностей применения мирных  и военных средств, использования  международных союзов и обязательств, оценки общей внутренней и  международной ситуации. На этой  фазе сторонами определяется  или частично реализуется система  взаимных практических действий, носящих характер борьбы сотрудничества, с целью разрешить противоречие  в интересах той или иной  стороны или на основе компромисса  между ними.

 Третья фаза международного конфликта заключается в использовании сторонами достаточно широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, международно-правовых, дипломатических и даже военных средств (не применяя их, однако, в форме прямого вооруженного насилия), вовлечения в той или иной форме в борьбу непосредственно конфликтующими сторонами других государств (индивидуально, через военно-политические союзы, договоры, через ООН) с последующим усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и косвенных сторон в данном конфликте.

 Четвертая фаза международного конфликта связана с увеличением борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государств данного региона, ряда регионов, крупнейших мировых держав, вовлечь ООН, а в ряде случаев - стать мировым кризисом, что придает конфликту невиданную ранее остроту и содержит прямую угрозу того, что одной или несколькими сторонами будет использована военная сила.

 Пятая фаза - это международный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения охватывают цели, территории, масштаб и уровень ведения боевых действий, применяемые военные средства, количество союзников и их мировой статус), способного при определенных обстоятельствах развиваться до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия и возможным вовлечением союзников одной или обеими сторонами. Если рассматривать эту фазу международного конфликта в динамике, то в ней можно выделить целый ряд полуфаз, означающих эскалацию военных действий.

 Шестая фаза международного  конфликта - это фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных интересов. При этом урегулирование конфликта может стать следствием усилий одной или всех сторон конфликта либо начаться вследствие давления со стороны "третьей" стороны, в роли которой может оказаться крупная держава, международная организация либо мировое сообщество в лице ООН.

 Таким образом, рассмотренные  выше признаки могут быть использованы  для первичной идентификации  конфликта. Но при этом всегда  необходимо учитывать высокую  подвижность грани между такими  явлениями, как собственно военный  конфликт и война. Сущность  этих явлений одна и та же, но она имеет различную степень  концентрации в каждом из них.  Отсюда и известная трудность  в различении войны и военного  конфликта. 

Информация о работе Исследование проблемы комбатантов