Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:08, курсовая работа
Цель исследования: определить и обосновать основные элементы технологии модульного обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и содержание «модульных технологий»……………………5
Глава 2. Использование модульных технологий в преподавании биологических дисциплин………………………………………………………12
Глава 3. Использование модульных технологий в преподавании зоологии……………………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..28
В целом, ЭУМК имеет следующую иерархическую структуру тематических разделов:
1.Учебные модули
2.Лабараторные работы
3.Тесты
4.Задачи
5.Видиокурс
Принципиальным
преимуществом электронного пособия,
по сравнению с аналогичным
Создание компьютерной
обработки успешно используется
на факультете биологии и экологии
при чтении лекций и проведении практических
и лабораторных работ в курсах
«Радиобиология» и «
Привлечение внимание
студентов к экологическим
При преподавании биологических дисциплин используется система заданий, которые способствуют развитию мыслительных операций.
Во-первых, это
задания, направленные на
1. Соединение элементов в единое целое;
2. Поиск различных признаков предмета;
3.Узнавание или составление предмета по заданным признакам;
4. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.
5. Постановка различных заданий к данному биологическому объекту.
Во-вторых, это задания, направленные на формирование умения классифицировать. К данному виду относятся упражнения на соотнесение нескольких задач с несколькими моделями. Для проверки уровня развития операции классификации ученикам дается перечень понятий и задание:
1. Объединить
предъявленные понятия в
2. Вычленить общий и существенный признак для всех понятий той или иной группы;
3. В случае
несоответствия каких-либо
4. Сформулировать более общие понятия, которые являются родовыми, по отношению к перечисленным [ 7, с.128 ].
Важнейшую мыслительную операцию и одновременно метод всех научных дисциплин представляет собой классификация. Ни один учебный предмет не может быть по-настоящему усвоен, если ученик не умеет классифицировать изучаемый материал.
На основании
анализа работ можно
Уровни сформированности операции учеников:
1. Уровень (нулевой) – ученики не понимают сути операции, название группы объектов не соответствует содержанию, признак деления выбран неудачно, название группы не соответствует содержанию, случайные перечни понятий сведены в одну группу.
2. Ученики понимают суть операции, но допускают ошибки: неполное деление объёма, слишком широкое определение понятия, ограничение понятия, перекрёстное деление понятия, скачок в делении.
3. Правильный сознательный выбор основания деления, правильное подведение видовых понятий под родовые (образование понятия и его формулировка).
4. Глубокое обоснование и чёткая градация понятий, входящих в тот или иной класс- умение критически рассмотреть ошибочную классификацию и заменить её более содержательной [4, с.75].
В-третьих, задания, направленные на умение сравнивать:
1. Выделение
признаков или свойств одного
объекта. К данному виду
2. Установление сходства и различия между признаками предметов.
Операция сравнение – важнейшая операция сознательного усвоения знаний, оказывает сильное влияние на формирование познавательных способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность, целеустремленность [4, с. 76].
Сравнение поднимает мышление на более высокую ступень, выявляет новые связи, что позволяет глубже изучить предмет.
Таким образом, использование модульной технологии в течение ряда лет позволяет сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к биологическим дисциплинам; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ ЗООЛОГИИ
Зоология (наука о животных) – часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Зоология тесно связана с производственной деятельностью человека, с освоением, реконструкцией и охраной животного мира Земли [ 21, с.13 ].
По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин. Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира. Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию). Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира. Эмбриология животных – их индивидуальное развитие (онтогенез). Экология животных – взаимоотношения их между собой и с другим организмами, а также неорганическими факторами среды обитания. Этология – поведение животных в сравнительном и эволюционном плане. Зоогеография – раздел зоологии и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение. Палеозоология – изучает вымерших животных прежних геологических эпох; она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией. Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей зоологии, развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма [ 21, с.14 ].
По объектам исследования зоология подразделяют на ряд подчинённых дисциплин: протозоологию – науку об одноклеточных животных, гельминтологию – о паразитических червях, малакологию – о моллюсках, карцинологию – о ракообразных, арахнологию – о паукообразных, акарологию – о клещах, энтомологию – о насекомых, ихтиологию – о рыбах и рыбообразных, герпетологию – о земноводных и пресмыкающихся, орнитологию – о птицах, териологию – науку о млекопитающих, и т.п.
Зоология пользуется разнообразными методами исследования и модульными технологиями, общими для многих биологических дисциплин [19, с. 14].
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов-зоологов: глубоких базовых теоретических и практических знаний в области зоологии; объективного представления о путях и механизмах эволюции; современных представлений о разнообразии мира животных как части биосферы и роли животных в ее устойчивом развитии. Целью преподавания зоологии является также: формирование умений и навыков использования современного оборудования для изучения зоологических объектов; навыки изготовления и изучения микро- и макропрепаратов животных; умения распознавать элементы структуры организмов, размерного соотношения и топографии органов; навыки идентификации животных; навыки анализа и оформления полученных результатов.
Нацеленность зоологии на изучение
многообразия животного мира как
функциональной целостности обеспечивает
ей центральное положение в
Структура курса «Зоология позвоночных» опирается на систематическое изложение материала по крупным группам животного царства. Большое внимание уделяется при этом вопросам эволюции и филогении, становлению морфофункциональных адаптаций к среде обитания.
Преподавание зоологии в ВУЗах осуществляется путем чтения курса лекций и проведения лабораторных занятий с контролем приобретенных знаний, практических навыков и умений.
В лекциях излагаются основные сведения по темам, разделам курса, новейшие достижения и тенденции развития зоологии, систематики животных.
В ходе лабораторных работ студент углубляет и закрепляет полученные от теоретического обучения знания при проведении входного тестирования и устного опроса; изучает морфологические и анатомические особенности строения животных разных систематических групп; овладевает навыками сравнительного изучения животных, осваивает методы препарирования животных, исследования живых организмов; приобретает умение изготовления микропрепаратов, выполнения эскизов животных объектов; анализирует полученные результаты.
Во время самостоятельной работы студенты по рекомендованной литературе выполняют контрольные задания, оформляют рефераты; готовятся к тестированию по темам дисциплины [ 22, с.118 ] .
Разработка модульной программы включает в себя:
1. Прежде всего необходимо выделить основные научные идеи курса. Например: организм животного как биологическая система, связь организма животного с окружающей средой, эволюция и многообразие животного мира (включая деление на беспозвоночных и позвоночных).
2. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные логически завершенные блоки. Например, вокруг идеи «Организм животного как биологическая система (на примере позвоночных)» могут быть сгруппированы блоки: внешнее строение позвоночных, внутреннее строение позвоночных, размножение и развитие позвоночных. К каждому блоку формируется комплексная дидактическая цель.
3. В каждом блоке формируют один или несколько модулей. Например, блок «Внутреннее строение позвоночных» может быть представлен модулями: опорно-двигательной системы позвоночных, кровеносной системы позвоночных, системы органов пищеварения и т.д.
4.Внутри каждого
модуля выделяют несколько
Таким образом, модульное обучение – это когда учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях. Каждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других. Совокупность таких модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу с учетом определенной дозы усвоения учебной информации. С помощью модулей может успешно реализовываться профильное и дифференцированное обучение.
Изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рассматривать как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной познавательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для преподавателя.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им, система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.
Информация о работе Модульные технологии в преподавании биологических дисциплин