Мотивационный мозг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Основные структуры мозга, отвечающие за эмоции и мотивации, сосредоточены в лимбической системе. Это самый малоизученный с физиологической точки зрения отдел мозга.
Лимбическая система называется так потому, что ее корковые структуры образуют кольцо, в виде лимба окружающее подкорковые образования больших полушарий.

Содержание

Введение. 3
Основные структуры мозга. 4
Миндалина. 5
Гиппокамп. 6
Перегородка, свод и поясная извилина. 7
Гипоталамус 8
Основные функции лимбической системы: 9
Обонятельное восприятие 9
Управление вегетативными функциями 9
Видоспецифическое поведение 10
Научение 10
Эмоции 10
Виды мотиваций 11
Доминирующее мотивационное возбуждение 12
Биологические мотивации. 13
Высшие мотивации. 14
Роль мотиваций в поведении. 15
Заключение. 16
Почему психологу нужно знать физиологию головного мозга. 16
Список литературы. 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по нейрофизиологии.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а, следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности. Например, доминанта, созданная страхом, в исключительных случаях может превратиться в свою противоположность — доминанту ярости.

Биологические  мотивации.

Чрезвычайно большую роль в деятельности функциональной системы играет эмоциональная окраска соответствующих мотиваций. У организма имеется наследственно обусловленный фонд основных биологических мотиваций (избегание опасности, голод, жажда, размножение и др.) - Биологические мотивации обладают особенно высокой энергетической силой, которая заставляет животное активно действовать во внешней среде. Работами павловской школы показано, что в процессе выработки условного рефлекса (обучения) мотивации могут возникать и под влиянием специальных факторов внешней среды, например условных сигналов. Не вызывает сомнений, что такие мотивации также формируются на основе врожденных основных мотиваций. Нетрудно заметить, что биологические мотивации связаны с поддержанием постоянства внутренней среды организма. Сама по себе мотивация вызывает целую цепь взаимообусловленных процессов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние процессы полностью основаны на функционировании физиологических систем организма (центральной нервной системы, систем кровообращения, пищеварения и др.). Внешние проявления мотивации включают соответствующие типы поведения (например, добывание пищи, воды и пр.). К наиболее сложным врожденным формам первичных мотиваций относят исследовательскую мотивацию и мотивацию продолжения рода.

Высшие мотивации.

Кроме биологических мотиваций, которые в одинаковой степени есть как у животных, так и человека, существуют еще так называемые высшие мотивации (П. В. Симонов, 1980). Они приобретаются в течение жизни организма и строятся на основе первичных мотиваций. У животных к ним относятся целенаправленные сложные реакции, связанные с деятельностью во внешней среде (охота, поиск полового партнера и пр.); их основу составляют условные рефлексы разной степени сложности. Высшие мотивации человека разнообразны и качественно отличаются от таковых у животных. Это, прежде всего, определяется наличием у человека развитой второй сигнальной системы. Например, роль высших мотиваций у человека могут выполнять политические или религиозные убеждения, достижение спортивного результата и т.п. Высшие мотивации у человека могут быть настолько сильными, что могут превратиться в форму постоянного побуждения, иногда в течение всей жизни.

Побуждение, или влечение, является стремлением организма к определенной цели (к пище, воде, половому партнеру, гнездовому участку и т.д.). Оно выражается в повышенной активности организма, преодолении препятствий, обучении новым навыкам. Мотивация, согласно современным представлениям, является побуждением, или влечением, которое ведет к целенаправленному поведению и удовлетворению определенной биологической потребности. В этом определении учитывается, что каждая мотивация имеет специальные внутренние механизмы и совершенно определенное биологическое предназначение. Мотивация исчезает, как только организм достигает биологического результата, удовлетворяющего его исходную потребность.

 

 

 
Роль мотиваций в поведении.

 

С точки зрения физиологии, алкоголизм (алкогольная зависимость) — это стойкое патологическое возбуждение определенных глубинных структур головного мозга. Такое состояние получило название доминанты. Однажды возникнув, доминанта подчиняет себе деятельность других центров мозга и формирует активное целенаправленное поведение, в данном случае — алкогольное. На физиологическом уровне, алкоголизм и алкогольное поведение в целом представляют собой новое, искусственно вызванное влечение — патологическую мотивацию. У больных алкоголизмом патологическая алкогольная мотивация становится доминирующей. Обнаружено, что источником такой мотивации, являются очаги возбуждения в глубинной структуре головного мозга — гипоталамусе. Благодаря обширным межнейронным связям, возникшее в гипоталамической области возбуждение распространяется на другие отделы мозга, вплоть до коры больших полушарий. Распространение патологического возбуждения при алкоголизме заканчивается формированием сложного поведенческого акта, направленного на поиск и потребление алкоголя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени — от начала поведенческого акта до получения полезных результатов, определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители.

 

 

Почему психологу нужно знать физиологию головного мозга.

 

Головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Физиология человека. Журнал// МАИК: Наука, том 24, номер 2, 1998г.

 

 

2. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно - эмоциональные аспекты// М: Наука,1975г.

 

 

3.  Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие/В. В. Шульговский М.: Аспект Пресс, 2002.— с. 277

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                                

 

 


Информация о работе Мотивационный мозг