Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:10, реферат
В качестве единой парадигмы культуры может служить учение о ноосфере, как более высокий уровень представлений о биосфере. Основой для построения учения о ноосфере и космоноосфере служит строго осознанная увязка технологической и научной деятельности человека, его нужд и потребностей с космическими объективными закономерностями.
1.Ноосфера и парадигма единой культуры……………………………………-3-
2.Биосфера и ноосфера.........................................................................................-3-
3.Единая культура.................................................................................................-5-
4.Как возникла ноосфера………………………………………………………..-6-
5.Теоретические концепции культуры...............................................................-7-
6.Культура и общество.......................................................................................-14-
7.Культура как социологическое явление........................................................-17-
Литература
|
|
|
|
|
|
Культура объемлет творения человеческого
гения, исполненные красоты, веры и
гармонии.
Цивилизация - есть собрание продуктов
человеческой деятельности, созданных
и используемых для утилитарных целей.
Культура и цивилизация находятся между
собой в вечном конфликте. Рост цивилизации
губит культуру, а вместе с ней ведет к
краху и самого человека.
Элементы цивилизации могут внешне походить
на культурные творения. Так, детектив
может заимствовать художественные приемы
из высокой прозы. Тексты модных песенок
часто обращаются к темам классической
поэзии. Сходство это, однако, обманчиво.
Продукты цивилизации лишь имитируют
творения высокой культуры, опошляя их
в угоду низменным вкусам толпы.
Творения культуры, напротив, соответствуют
божьему замыслу, а вместе с ним национальному
духу и вечным эталонам красоты и добродетели.
Если искусство, то классическое; если
правила жизни, то благородные; если чувства,
то религиозные, либо, в светском варианте,
патриотические.
Цивилизация доступна всем, культура –
избранным, аристократии духа. Выход культуры
из аристократического круга опошляет
ее. Так, русский философ Иван Ильин порицал
массовый выпуск радио и граммофонных
аппаратов, поскольку они делают доступными
для каждой горничной бессмертные творения
музыкальных гениев.
Парадигма высокой культуры своеобразно
толкует термин “цивилизация”. Исторически
он означает нечто иное, нежели скопище
вещей, созданных на потребу людей, неспособных
к созиданию и восприятию культуры. В иных
парадигмах термин “цивилизация” описывает
конкретные состояния культуры, сложившиеся
в определенное историческое время и место:
например, римская цивилизация, цивилизация
Древнего Китая и т.п.; либо под термином
“цивилизация” понимаются наиболее развитые,
утонченные формы культуры: цивилизованный
рынок, например.
Парадигма высокой культуры в настоящее
время большей частью принадлежит искусствоведам,
рассматривающим художественную культуру
человечества как большую галерею, наполненную
шедеврами. Ее изучение напоминает неспешную
экскурсию по залам музея, экскурсию, куда
могут быть приглашены только посвящённые.
В научном гуманитарном знании более
распространена сегодня иная парадигма,
толкующая культуру как образ
жизни людей, принадлежащих различным
народам и историческим эпохам.
|
|
|
|
|
|
Речь идёт о том, что парадигма
“образа жизни” включает в себя
концепцию социокультурных
Вокруг ядра складывается система социальных
ролей, исполняемых людьми по определенным
правилам (ожиданиям). Причем в пределах
этих социальных ролей, используемые людьми
средства, последовательность и порядок
действий, приобретают символическое
значение. Символ – это знак, понятный
для людей, объединенных социокультурным
институтом, и только им одним. Люди, по
правилам исполняющие социальные роли,
приписывают своим действиям особую ценность,
также являющуюся неотъемлемой чертой
социокультурных институтов. При этом
следует отметить, что люди взаимодействуют
в разных социокультурных институтах,
осваивая в них несовпадающие друг с другом
нормы и ценности поведения.
Институциональный подход к культуре
позволяет выявить в ней устойчивые структурные
образования, сочетающие в себе вещественные
и духовные элементы культуры.
В парадигме “образа жизни” главное не
артефакты1 культуры, но сам процесс человеческой
практики. В ней нет деления на высшие
и низшие культуры, только на разнообразные.
Носителями культуры, а точнее культур,
являются все люди, строящие свою деятельность
на основе созданных ими же и их предшественниками
социальных технологий.
В этой парадигме цивилизация – исторически
сложившаяся у народов форма культуры.
Именно в парадигме “образа жизни” исследуется
культура в социологии.
Понимание культуры как “репрессии”
принадлежит З. Фрейду. Согласно его
взглядам, человек – существо двумерное.
Под тонкой оболочкой приличий, образования,
эстетических идеалов, выработанных историей,
волнуется океан бессознательного, полностью
принадлежащий животному миру. Оно постоянно
даёт о себе знать в сновидениях, случайных
обмолвках, в невротических состояниях.
По своей природе бессознательное – антиобщественно.
В его основе лежит инстинкт обладания
другим человеком, называемый либидо.
Для того чтобы люди могли вести упорядоченную
общественную жизнь, они изобрели культуру.
Культура – это, прежде всего, система
запретов, наказаний, всевозможных защитных
средств от враждебных побуждений человека,
и лишь во вторую очередь – орудия и инструменты,
нужные для покорения внешней природы
и производства материальных благ.
Окультуривание человека предполагает
формирование у него новой (вне природной)
психической инстанции – super Ego, в которую
он включает все эти запреты, делая их,
таким образом, своей собственностью.
Так складывается нравственность.
Одним из продуктов super Ego можно считать
сублимацию – перевод инстинктивных желаний
и потребностей в иные формы, признанные
обществом. Так, человек выражает свою
любовную страсть в поэзии, танце, живописи
и т.п. В этом смысле искусство – эрзац
(заменитель) удовлетворения, которое
человек, не принявший культуру, переживает
в более простой форме.
Чем более развита культура, чем изощреннее,
сильнее она подавляет человеческие инстинкты,
тем более она враждебна природе человека.
Последний расплачивается душевными заболеваниями
и спонтанной агрессией по отношению к
себе и своим близким.
|
|
|
|
|
|
2.1. Итак, культура принадлежит миру
человеческого общества, являясь
обязательным атрибутом3 его и чтобы понять, что есть
культура, необходимо, прежде всего, соотнести
её с обществом.
Определений термина “общество” множество.
Но пока ограничимся простым указанием
на то, что общество – множество людей,
обладающих внутренним единством в определённых
пространственных и временных границах.
Источником этого единства служит взаимодействие
людей. Можно сказать, что общество – множество
людей, постоянно взаимодействующих друг
с другом.
|
|
Актёра не следует отождествлять
с личностью или тем более
с человеком. Актёр – носитель
определённых социальных функций, которые
необходимо исполнять в определённых
ситуациях. Поскольку функций и
ситуаций много, то человек в обществе
выступает в разных амплуа, иначе
говоря, обладает множеством актёрских
ролей.
Постоянство социальных ролей, единство
правил, сходство внешних ситуаций создают
социальную связь между актерами. Эта
связь устойчива, вновь и вновь повторяема
и, что самое главное, институционализирована,
т.е. оснащена внутренними регуляторами
(нормами, правилами), обязательными для
всех актёров.
Взаимодействие между актёрами всегда
предметно. Оно разворачивается вокруг
определённых проблем, которые необходимо
решать.
Социальные связи группируются по темам:
экономическим, политическим, военным,
образовательным, семейным и т.п., образуя
соответствующие социальные подсистемы
общества. Каждая из подсистем обладает
собственными институтами и, стало быть,
функционирует по собственным правилам.
В то же время внутреннее строение подсистем
то же самое, что и у большой системы, те
же элементы: актёры, цели, внешние ситуации,
правила и нормы.
Соединительным звеном между подсистемами
является человек, который поочередно
исполняет разные социальные роли то в
экономике, то в политике, то в семье и
т.п.
Благодаря человеку, умеющему играть по
различным правилам, общество сохраняет
своё единство, не распадаясь на экономическое,
политическое или семейное.
Итак, общество – большая система, в основе
которой – сложное взаимодействие людей,
реализующих свои интересы в разных областях
по согласованным правилам и нормам.
Исходя из понимания общества как большой
социальной системы, попытаемся найти
в ней место культуры. Задача непроста,
ибо, как уже отмечалось, нет единого понимания
того, что такое культура.
Если исходить из институционального
подхода, то здесь представляется возможным
выделить культуру в отдельную подсистему,
т.е. в некоторый набор институтов, объединенных
общим характером деятельности, согласованных
и составляющих единый ансамбль: образование,
искусство, религия, мораль. Каждый из
этих институтов предполагает взаимодействие
актеров, совершаемое по строгим правилам:
это – нравственные требования (императивы),
религиозные каноны, дидактические принципы
или эстетические идеалы.
Таким образом, в обществе можно обнаружить
то, что характеризует собственно культурный
род деятельности и, следовательно, подсистему,
подобную другим. Но тогда мы вступаем
в противоречие с мыслью, высказанной
ранее, что культура - есть атрибут всего
человеческого мира, всей человеческой
практики, всех социальных явлений. Культура
– есть то, что отличает человеческий
мир от природного. Замкнув культуру только
на выше перечисленных институтах, мы
оставляем в стороне такие сферы деятельности
как экономика, политика, семья, что не
может быть признано достоверным.
Культура – есть особый вид деятельности,
позволяющий человеку переходить от одной
социальной роли к другой, менять свое
амплуа в театре жизни: быть студентом
и покупателем, сыном (дочерью) и партнером,
женихом (невестой) и избирателем. Иными
словами, культура, при определении ее
структуры, должна быть соотнесена не
просто с деятельностью, а с определенной
стороной этой деятельности, с ее специфическим
свойством - человеческой деятельностью.
Специфическим является то, что эта деятельность
– есть творческое приспособление к внешнему
миру (прежде всего, через труд).
Культура – есть творческое преобразующее
воздействие общественного человека (группы,
общества) на окружающий мир и на свою
собственную сущность.
Как уже отмечалось ранее, культура
есть принадлежность любого социального
явления: нет общества вне культуры,
нет культуры вне общества.
Но как связаны между собой культура и
общество? Ответ на этот вопрос непрост
и требует особого рассмотрения. Прежде
всего, нужно обратиться к проблеме структуры
культуры.
Общество – явление структурное, как уже
отмечалось, оно есть совокупность групп
взаимодействующих людей, которые живут
и работают вместе и мыслят себя как некую
социальную единицу.
Где же здесь место культуре?
Вот мы и переходим от философского понимания
культуры к ее социологической интерпретации.
Сам «переход» от философского к социологическому
пониманию сложен и труден. В учебных целях
я «опускаю» этот переход и сразу даю социологическое
понимание культуры, введенное Маркареном.
Культура есть вне биологический механизм
и средства, обеспечивающие функционирование
и развитие общественной жизни, которые
актуализируются и становятся общепризнанными
(в пределах данной социальной системы)
путём научения, благодаря свойству закрепляться
в традициях.
Иными словами, культура – это способ
человеческого существования, способ
человеческой деятельности, объективированный
в различных продуктах (орудиях труда,
обычаях, системе представлений добра
и зла, прекрасного и уродливого, средствах
коммуникации и др.), результатах этой
деятельности. При этом, присутствуя в
человеческой практике, культура обязательно
отражается в сознании. См. схему.
|
|
|
|
|
7.1. Структура культуры
Исходя из этого попытаемся выделить
эти компоненты в структуре общества.
Напомню общество можно структурировать
по-разному, но чаще всего, как более
авторитетную, используют следующую
структуру.
1.Базисные отношения:
- производительные силы;
- экономические отношения.
2.Базисно-надстроечные отношения:
- социальная организация;
- политическая (властная) организация.
3.Надстроечные отношения:
- образцы поведения и побудительные мотивы
деятельности;
- способ осознания себя в составе группы
(общества).
Итак, выделенные структурные компоненты
культуры в структуре общества, можно
представить в виде следующей
схемы.