Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
3. Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….. 4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. …….. 7
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни…………………………………………... 7
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………... 11
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………... 14
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………... 18
1.3.2. Искоренение вредных привычек…………………………………….. 19
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………... 22
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни…………………………………………………….. 27
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни…………………………………… 29
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………. 31
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников……………………………….. 33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………... 37
2.1. Организация исследования…………………………………………….. 37
2.2. Методы исследования………………………………………………….. 37
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………... 37
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………... 38
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам……………………………………………………… 41
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….. 43
Выводы……………………………………………………………………….. 48
Список используемой литературы…………………………………………. 49

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТ1.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Роль здорового образа жизни  в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

СОДЕРЖАНИЕ СТР

Введение……………………………………………………………….…….. 4

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. …….. 7

1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни…………………………………………... 7

1.2. Современные проблемы формирования  здоровья и здорового образа  жизни школьников…………………………………………………... 11

1.3. Здоровый образ жизни, его  основные компоненты…………………... 14

1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………... 18

1.3.2. Искоренение вредных привычек…………………………………….. 19

1.3.3. Рациональное питание………………………………………………... 22

1.3.4. Закаливание, как  неотъемлемый компонент формирования  здорового образа жизни…………………………………………………….. 27

1.3.5. Оптимальный режим  двигательной активности, важное  условие формирования здорового  образа жизни…………………………………… 29

1.3.6. Знания, как необходимая  основа формирования здорового  образа жизни…………………………………………………………………………. 31

1.4. Роль физических  упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников……………………………….. 33

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………... 37

2.1. Организация исследования…………………………………………….. 37

2.2. Методы исследования………………………………………………….. 37

2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………... 37

2.2.2. Анкетирование………………………………………………………... 38

2.2.3. Определение адаптационных  возможностей организма к физическим  нагрузкам……………………………………………………… 41

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….. 43

Выводы……………………………………………………………………….. 48

Список используемой литературы…………………………………………. 49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей  приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего  (Никитушкин В.Г., Спирин В.К., 2002).

 

По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников всего 3 – 4 %  (Зусманович Ф.Н., 1998,     Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б., 1999).

 

Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния  здоровья детей и эффективности  мероприятий по его охране и улучшению (Петраковский Б.В., 1998). Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных школьников.

 

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению (Трещева О.Л., 1998). Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же  забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности (Абаксимова Н.П., 2000, Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., 1995, Жулина Г.В., 2002).

 

          В свою очередь, здоровьетворящая  среда обеспечивается наличием  условий сохранения и укрепления  здоровья школьников, с одной  стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни (Павлова И.В., 1999).

 

Таким образом, изучение отношения современных школьников  к основам здорового образа жизни  и физической культуре как неотъемлемой слагаемой формирования его  является актуальным, так как содержит важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.

 

          Целью работы явилось изучение  влияния занятий физическими  упражнениями как определяющего  компонента  формирования здорового  образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы.   Задачи работы:

 

1.     Изучить  состояние вопроса по литературным  источникам.

 

2.     Определить  роль основных компонентов здорового  образа жизни в формировании  стиля жизни современных школьников  среднего возраста.

 

3.     Установить  уровень влияния занятий физическими  упражнениями на сохранение здоровья  и формирование основ здорового  образа жизни современных школьников.

 

Гипотеза: акцентируемое  влияние на формирование основ здорового  стиля жизни посредством воспитания потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями будет способствовать  сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.1. Философские, психофизические  и социально-психологические факторы здорового образа жизни

 

Проблема здорового  образа жизни имеет древние философские  корни, связанные с рассмотрением  таких вопросов, как отношение  человека к бытию, смыслу жизни, соотношение  духовного и телесного, наслаждение  и аскетизм, потребление и обладание, разумное и неразумное, рациональное и иррациональное, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению счастью (Соловьев Г.М. 1999).

 

Аристотель утверждал, что человеческая душа самая сложная. Она состоит из трех частей, обладает всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческой функцией – умом, мышлением, рассуждением.  «В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях…, состояние души имеет свою основу в материи» (Андрейченко Л.А, 2000).

 

Великий метафизик и  философ Пифагор, философы Сократ и  Платон в своих произведениях  касались в определенной степени  проблемы здорового образа жизни,  гармонии духовного и телесного в человеке. Говорят, что древним грекам принадлежит высказывание о том, что в здоровом теле, здоровый дух. Однако это крылатое изречение нельзя понимать в прямом смысле. Это не аксиома, а всего лишь предположение о возможности влияния и взаимоотношения тела и духа, их гармонии. Подтверждением этому являются слова Демокрита о том, что телесная красота животна, если за ней нет ума. По этому поводу английский философ Ф. Бэкон писал, что тело и душа – это две различные сущности, однако взаимодействующие и «раскрывающие друг друга», что можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что  о духе, исходя из состояния тела.  Высказывание Ф. Бэкона о том, что телесное здоровье во многом определяет состояние духа, звучит современно и является лаконичным выражением философских воззрений Демокрита (Соловьев М.Г., 1999).

 

Давно известно, что физическое состояние тела действует на психофизическое  здоровье человека. Это же наблюдение лежит в основе и многих религиозных  предписаний, касающихся выбора той или иной пищи и питья, соблюдение постов и плотского воздержания. Невежество есть зло, говорил английский философ М. Гоббс, ибо оно не приносит нам никакой пользы. Поэтому поводу французский философ Б. Паскаль писал, что если бы последующее поколение людей ничего нового не прибавляли к знаниям и опыту предыдущих поколений, никакой прогресс в жизни, в науках был бы просто невозможен. При этом он считал, что человек менее всего знает и понимает самого себя, коренные условия своего бытия, смысл своей жизни, свое истинное право (Магомедов А.А., 2000).

 

Профессор и ректор Киево-Могилевской  академии, глава ученой дружины Петра I, государственный и церковный  деятель Феофан Прокопович принадлежал  к числу наиболее выдающихся отечественных  мыслителей конца XVII – начала XVIII в. политик и историк, философ и математик, поэт и публицист, отрицал, что тело человека, входящие в его естество, есть источник греха и зла вообще, по природе оно доброе и прекрасное. Красота, по его мнению, является таким же даром тела, как сила и здоровье. Зло и грех, ведущие к страданию тела и души, возникают тогда, когда «человек правильного оных страстей употребление к излишеству уклонится». Представления Прокоповича о счастье, благе, добре и зле неотделимы от его размышлений о гармонии души и тела. Согласно его взглядам, конечной целью всех человеческих поступков является достижение счастья –  «здравия телесного, под именем которого расположение и красоту разуметь должно» (Кохановский В.П., 2001).

 

В понимании Ф. Вольтера, французского философа, просветителя, жившего XVII веке, люди жалки и несчастны в смысле их естественной подверженности болезням и их смертельности, но они в состоянии успешно противодействовать этому «физическому злу» ( Вольтер, 1985).

 

Шарль-Луи Монтескье, выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада, живший в этой же эпохе, что и Ф. Вольтер, утверждал, что здоровый и крепкий человек питает большое доверие к самому себе, т.е. имеет большое мужество, большую уверенность в своей безопасности, больше прямоты, меньше подозрительности, политиканства и хитрости.

 

Пожалуй, не найдется ни одного философа, который бы в той  или иной степени не касался фактора  здоровья в бытие человека. Накопленная  в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы (Соловьев М.Г.,1999).

 

Делая свой выбор между  разумным и неразумным, телесными  удовольствиями, связанными с дурными  привычками, и здоровьем, человек  практически постоянно испытывает душевное противоречие. При этом не всегда определяющим являются его жизненные  интересы и целевые установки. Это наводит на мысль о том, что, с одной стороны, человек как явление природы, как продукт общества (социум) на первый взгляд доступен для понимания и его поступки вполне объяснимы, а с другой стороны – они порой не понятны, выходят за пределы логики и здравого смысла. На вопрос, почему люди, заранее зная и понимая, делают то, что идет во вред их здоровью, ответить не так-то легко. Ведь не напрасно понятие о здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние полного комфорта – физического, психического и социального (Соловьев М.Г., 1999).

 

На путь пренебрежительного отношения к своему здоровью могут  привести и отсутствие знаний,  видения  своих перспектив, своего предназначения, слабая воля, чувство временности  своего бытия, изменчивость судьбы, уровень благосостояния и условия жизни своих близких, недостаточное воспитание, чрезмерное эмоциональное восприятие различного рода личностных, общественных, политических событий и неумение управлять собой. Существенное значение при этом  играют семейные и коллективные традиции, окружение друзей, социально-политическое и экономическое состояние общества (Дубровский В.И., 1999).

 

Однако каждый должен знать и понимать с детства, что  природа изначально заложила в человека высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенции развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения, как он представляет себе мир в целом и свое место в нем, как в его сознании отражаются причинно-следственные связи, социальные и личностные факторы.  От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценности здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность (Соловьев Г.М., 1999).

 

Когда человек получает какое-то благо и связанное с  ним удовлетворение, соизмеримое  с его интеллектом и устремлениями  – он счастлив. Проявление счастья  человек испытывает тогда, когда его личные интересы и устремления совпадают с интересами общества. Социальное проявление счастья, понимание ценности здоровья характеризует человека как социально значимую личность, как социум.

 

1.2. Современные проблемы  формирования здоровья и здорового образа жизни школьников

 

Вот уже на протяжении целого десятилетия  в нашей стране складывается тревожное положение  с состоянием здоровья детей и  подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и  подростков министерства здравоохранения РФ на период с 1996 по 1999 год  43 % учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63 % - имели нарушения осанки; 18 % старшеклассников – повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с  состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз (Дубровский В.И., 1999).

Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы