Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 07:31, реферат
Многими людьми проблема цели и смысла жизни переживается очень остро, многим она не дает покоя. В ней люди видят и личную, и социальную проблему. Молодежь интересует и вопрос о выборе своего жизненного пути, и предельно широкие аспекты смысла и цели человеческой жизни и деятельности. Это очень отрадно. Сегодня нельзя уходить от вопросов о месте человека в мире. Человек расширяет свою власть над природой, и скоро она уже не сможет без его помощи компенсировать пагубные результаты его вторжения. У человека есть место в окружающем мире. Мысль о бесцельности существования угнетает, порождает разочарованность, сковывает творческие силы, гасит жизненную активность.
Сибирская академия государственной службы
Реферат
Цель человека как философская категория и нравственная проблема
Выполнил Тюлькин И.И.
Новосибирск - 93
Введение
Многими людьми проблема цели и смысла жизни переживается очень остро, многим она не дает покоя. В ней люди видят и личную, и социальную проблему. Молодежь интересует и вопрос о выборе своего жизненного пути, и предельно широкие аспекты смысла и цели человеческой жизни и деятельности. Это очень отрадно. Сегодня нельзя уходить от вопросов о месте человека в мире. Человек расширяет свою власть над природой, и скоро она уже не сможет без его помощи компенсировать пагубные результаты его вторжения. У человека есть место в окружающем мире. Мысль о бесцельности существования угнетает, порождает разочарованность, сковывает творческие силы, гасит жизненную активность.
В условиях роста материального достатка и благосостояния народа проблемы жизненной ориентации остаются не менее сложными, в определенном отношении они становятся и более острыми, чем раньше. Поэтому важно, чтобы подъем благосостояния сопровождался обогащением внутреннего мира людей, формированием правильного понимания цели и смысла жизни.
Дело каждого - выбирать себе жизненный путь. Но нужно, чтобы при этом делалось как можно меньше ошибок и промахов. Выбор правильного жизненного пути - существенная предпосылка человеческого счастья. Поэтому создание необходимых условий для правильной жизненной ориентации является важнейшей социальной задачей.
Проблема цели и смысла жизни относится к числу так называемых "вечных" вопросов. Она действительно очень сложна и трудна. Сердцевиной трудностей нам представляется отношение исторической необходимости к сознательной целенаправленной деятельности людей.
Многие люди знают, что цели и идеалы есть отражение в сознании обьективной необходимости, что человек не остается вечным рабом обстоятельств и может в своих пользоваться осознанными социальными закономерностями. Но при этом знание обьективной необходимости и свободные, сознательно принятые решения подчас остаются как бы в параллельных плоскостях. Они сосуществуют, а не соединяются.
Смысл жизни сообщает ей ценность и целостность - это то, чем отдельное человеческое существование связано с миром, с обществом, с его развитием. Это как бы остающееся в преходящем, зерно бесконечного в малом, бессмертного в смертном.
От смысла жизни неотделимы жизненные цели человека. Цели -субъективное выражение смысла. Чем они значительнее, тем глубже в них воплощается смысл жизни, тем в большей степени они определяют жизненный путь человека.
1. Из истории проблемы: многовековой спор
Тысячелетия идет непрестанное и напряженное осмысление вопроса: для чего живет человек? Поколение за поколением ставило и решало его вновь и вновь. Мы продвинулись дальше наших предшественников на пути к истине, а нашим потомкам предстоит еще шире охватить картину человеческого бытия, чтобы понять человека и мир как единое гармоническое целое. Однако нам могут сослужить хорошую службу представления и взгляды на цель и смысл жизни, выработанные в прошлом, нам и сегодня важно знать ошибки предшественников, чтобы избежать их повторения. Нам дорога история человеческих дел, свершений, но не менее дорога и история человеческих дум, сомнений, находок и разочарований.
1.1. Древний мир.
Согласно существовавшим в Индии религиозным представлениям, жизнь людей, их помыслы определяются непреложным законопорядком (кармой), смысл жизни отдельного человека - в единении с брахманом, мистическим духом божества, в результате чего достигается особое состояние полнейшей безмятежности - нирвана. Достижение такого состояния и рассматривается в качестве цели человеческой жизни и ее высшего смысла.
Проблема цели и целесообразности занимала большое место в философских учениях древнего Китая. Но и здесь та же картина. Человек должен занимать и сохранять то место, которое ему предназначается (конфуцианство).Положение человека, его выбор предопределяются или законом "дао" (в философии даосизма) или последовательностью событий "фа" в других философских доктринах.
Близкие к этим идеи можно найти и в философских и этических учениях античной Греции. То же стремление связать человеческие дела с мировым, космическим порядком, с божественным промыслом. Например, согласно пифагорийцам, всем правит некоторый мировой порядок - предел, которому противостоит опасная и вредная сила - беспредельное, хаос. Они верили в мистику чисел, выработали определенные ритуалы и правила поведения.
Должен ли человек отказаться от наслаждений и счастья? Очевидно, могут быть такие обстоятельства, когда человек вынужден стать аскетом, но обычное нормальное состояние человека – это стремление к счастью, радости, удовольствию.
Самой совершенной формой античного гедонизма - учения в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению - принципом поведения - было учение Эпикура (341-270 до н.э.). Двести лет прошло со времен Гераклита, учившего поступать согласно с природой, более ста лет со времен Демокрита, который считал критерием удовольствия пользу, а целью жизни - безмятежность. Сохранялось сильное влияние этического наследия Сократа и Платона, популярно было учение Аристотеля: "Разумное наслаждение - наслаждение разумом". Потребовалось немало сил и мужества, чтобы восстановить моральный авторитет человеческих чувств и наслаждений, телесных удовольствий, которые начали было вытесняться понятием "блаженство", в котором даже земные радости стали приобретать черты чего-то небесного. На Эпикура клеветали, изображали проповедником чревоугодия и разврата. Но это было извращением его учения. В одном письме к Менекею он поясняет: "Итак, когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые... но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные... не наслаждения рыбою и всеми прочими явствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющие (лживые) мнения, которые производят в душе величайшее смятение".
Учение Эпикура не имеет ничего общего с аморализмом, оно отвергает излишества и распущенность. "Ничего сверх меры!" – вот девиз древних греков.
Антиподом гедонизму представляется стоицизм. Однако он не культивирует страдания, это не культ самоистязания. Основная цель стоика - обрести душевное спокойствие, которое тоже есть заменитель радости, а главное - обрести силы для борьбы с жизненными трудностями. Из высказывания римского императора Марка Аврелия (121 - 180) видно, как стоицизм приходит на помощь в трудные минуты нашей жизни: Итак, проведи этот момент в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива..."
Понятие цели человеческой деятельности было рассмотрено Сократом (470/469 - 399 до н.э.). У него смысл человеческой жизни - добро, а путь к нему указывает разум. Для Сократа, в противоположность, например, гедонистам, добро как этическая цель выше человека. Человек служит добру, которое имеет абсолютную ценность. Таким образом, Сократ высказал мысль, что смысл жизни не сводится к удовлетворению его непосредственных потребностей.
Сократ поставил вопрос об иерархии цели, разграничив частную цель какого-либо поступка и общую цель, с которой он внутренне соотносится и которая обосновывает его. В иерархии цели необходимо существует окончательная цель - такое мыслимое предельное благо, которое является конечным основанием деятельности и которое, согласно Сократу, не может быть реализовано непосредственно: человек может лишь косвенно содействовать его достижению.
Ученик Сократа Платон (428/427 - 348) все высшие ценности относил к миру идей. Высший смысл духовной жизни человека, согласно его учению, - созерцание бессмертной истины. Достигается оно посредством особого состояния - энтузиазма. Созерцание бессмертной истины приближает человека к бессмертию в его земной жизни, дает ему божественный покой и неомрачимую радость. Смысл же жизни телесной, по Платону, в подчинении порядку. Средство его достижения - усмирение страстей.
Платон связал этико-философскую концепцию Сократа с учением об идеях и с утверждением божественного блага как высшей цели бытия.
Смысл жизни считал Аристотель (384 - 322 до н.э.), - блаженство, которое обретается посредством достижения предмета желания, который сам по себе является конечной целью, самоцелью. А таким предметом, который ничему не служит в качестве средства, по убеждению Аристотеля, является только добродетель. Добродетель, ведущая к блаженству, достигается познанием и размышлением.
Аристотель, вероятно, одним из первых начал рассматривать цель как всеобщую причину. У него цель - конечная причина бытия. Цель - это то, ради чего нечто существует или осуществляется.
В русле философско - телеологической традиции сложилось два более или менее самостоятельных учения о цели: телеология, исходившая из обьективной цели бытия, которую она пыталась проследить во всех сферах действительности, и учение о свободе воли, включавшее в себя понятие свободной цели человека.
1.2. Средние века
В христианстве идея посмертного спасения души приобретает значение цели жизни. Так, один из "отцов церкви" Аврелий Августин (354 - 430) учил, что реальная жизнь временна и есть лишь подготовка к вечной загробной жизни, что цель человеческой жизни - спасение и обретение рая, что весь мир идет к намеченной цели, что жизнь "...управляется по законам божественного промысла".
Телеологический способ мышления получил в дальнейшем большое распространение. Фома Аквинский (1225/26 - 1274) и Христиан Вульф (1679 - 1754) развивали эту концепцию, утверждали, что все в мире служит какой - то цели.
Период средневековья был периодом очень большого интереса к категории "цель", которая приобрела подчеркнуто религиозно - нравственный характер. Такое обостренное внимание к нравственной стороне вопроса о цели и смысле жизни не могло не оставить следа в последующей истории этических учений и в самой нравственной жизни людей. Священная цель - понятие, которое может иметь не только религиозный смысл.
Эпоха возрождения явилась поворотным пунктом от религиозного аскетизма и ригоризма (слепого послушания) к гуманизму и гедонизму (итальянец Лоренцо Валла (1405/1407 - 1457),французы Пьер Гассенди и Мишель Монтень (1533 - 1592))
1.3. Новое время
Если у итальянских и французских гуманистов на первый план выдвигается наслаждение, то у английских - выгода, практическая полезность. (Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), Томас Гобсс (1588 - 1679)). Цель прямо или косвенно отождествляется с полезностью. Бэкон считал, что рассуждения о "поставленных философами" целях "приносят мало пользы" и обращал большое внимание на средства, без которых цели повисают в воздухе. Гобсс считает, что эгоизм, жажда славы - движущие пружины человеческой деятельности. Он говорил: "Человеческую жизнь можно сравнить с состязанием в беге...Надо только представить себе, что единственная цель и единственная награда каждого из участников этого состязания - оказаться впереди своих конкурентов". Борьба с телеологией побуждала этих мыслителей к отрицанию воли и самого понятия "цель". Все происходит не ради какой-то цели, а почему-то, в силу какой-то причины.
Нидерландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (1632- 1677), отрицал существование божественного целеполагающего начала, считал, что природа есть своя собственная причина, и человек относится к природе как следствие к причине, а не как цель к средству или средство к цели. Для него разум, мышление -главные человеческие ценности, а смысл жизни - понимание, все остальное - или средства или условия.
Французские философы К. Гельвеций (1715 - 1771) и Ш. Фурье (1772 - 1837) проповедовали раскрепощение страстей, свободу наслаждений, любви и счастья. Гармония- цель и общества, и отдельного человека.
Родоначальник немецкой классической философии И. Кант(1724 -1804) предложил считать целесообразными в собственном смысле лишь произведения человеческой деятельности поскольку в их основе лежит сознательная цель, тогда как обнаруживаемая в произведениях природы внутренняя гармония частей и целого свидетельствует не об отношении к какой-то цели, а лишь об отношении к целому. Эти произведения не целесообразны, а целеподобны, т.е. "целесообразны без цели". Рассматривая цель как одну из "действующих в мире причин", Кант по сути дела описал ту особенную форму причинности, которая характерна для человеческой деятельности. Он показал, что если понятие "действующей причины" связано с представлением о внешней необходимости, то разумное целевое действие столь же необходимо предполагает свободу. Допущение в сфере человеческой деятельности причинности "из необходимости", с его точки зрения влечет за собой допущение и причинности "из свободы" - цель, ибо свобода без необходимости лишила бы целевое действие тех результатов, ради которых оно осуществляется, а необходимость без свободы начать новый причинный ряд исключает саму возможность такого действия.
Ставя на второе и третье места проблемы средства и благоразумия в проблематике цели, Кант высшим уровнем постижения цели считает нравственную проблему: какова та цель, к которой человеку следует стремиться?
Постановка этой проблемы связана с выработкой нравственного принципа, который обладал бы достоинством закона и не только не зависел бы от содержания и цели отдельного поступка или действия, но, наоборот, всякий раз служил бы основанием нравственного выбора и критерием оценки частных действий и цели.
Моральные цели у Канта формулируются как обязанность следовать нравственному закону- делать высшее возможное в мире благо. Одним из важных моментов в этическом учении Канта является положение о человеке как цели. Добро, в понимании Канта, есть абсолютная цель. Делая добро, человек и сам становится добрым, приобщается к миру добра. Долг и цель каждого человека – стать человеком, стремиться к идеалу человеческой личности. Канту принадлежит большая заслуга в утверждении сознания человеческого достоинства, которому "противно падать ниц перед небесными силами". Не человек служит каким-то целям, а все служит человеку.
Здесь Кант выходит за рамки логической проблемы "что есть цель ?" и переходит к гораздо более глубокой проблеме "что есть цель человека ?"
Информация о работе Цель человека как философская категория и нравственная проблема