Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель: изучение способности к символизации животных в зоопсихологии.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты способности животных к символизации;
- Рассмотреть происхождение языка: новые факты и теории;
- Охарактеризовать природу, культуру, язык;
- Исследовать экспериментальное изучение способности символизации животных;
- Раскрыть рассудочную деятельность;
- Описать когнитивные (познавательные) процессы;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ……………………………………………………………….5
1.1. Происхождение языка: новые факты и теории……………………………..5
1.2. Природа, культура, язык…………………………………………………..…8
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ СИМВОЛИЗАЦИИ ЖИВОТНЫХ……………………………………………...11
2.1. Рассудочная деятельность животных……………………………………...11
2.2. Когнитивные (познавательные) процессы………………………………...12
2.3. Исследование способности к достижению приманки, находящейся в поле зрения животного. Использование орудий…………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ………………………………………………
1.1. Происхождение языка: новые факты и теории……………………………..5
1.2. Природа, культура, язык…………………………………………………..…8
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ СИМВОЛИЗАЦИИ ЖИВОТНЫХ……………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: символизация - установление эквивалентности между нейтральными знаками (символами) и предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями.
Долгое время существовало, да и сейчас еще не полностью изжито представление, что между психикой человека, с одной стороны, и психикой животных - его близких и далеких родственников, с другой, лежит непроходимая пропасть и что способность к речи у человека не имеет никаких биологических корней. Такая точка зрения не была единственной, но именно она долгое время господствовала и в отечественной, и в зарубежной науке. Однако постепенно предположение о том, что и животные обладают какими-то, пусть самыми примитивными зачатками этой способности, получало все большее распространение. Этому способствовали уже рассмотренные нами данные о способности антропоидов к целенаправленному применению и подготовке орудий, о сложности их социального поведения, а также о том, что естественные Языки антропоидов превосходят по своей сложности языки большинства животных.
Свидетельства того, что многие животные способны к осуществлению базовых операций, характерных для мышления человека, - обобщению и абстрагированию. Считается, что этот уровень когнитивной деятельности - основа для возникновения в процессе эволюции речи. Самый высокий уровень развития этих операций характерен для человека, у которого обобщение и абстрагирование реализуются с помощью символов - слов.
Вопрос
о том, есть ли и у животных какие-то
зачатки способности к
Перед
описанием экспериментальных
Предмет: происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных.
Объект: разновидности животных.
Цель: изучение способности к символизации животных в зоопсихологии.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты способности животных к символизации;
- Рассмотреть происхождение языка: новые факты и теории;
- Охарактеризовать природу, культуру, язык;
- Исследовать экспериментальное изучение способности символизации животных;
- Раскрыть рассудочную деятельность;
- Описать когнитивные (познавательные) процессы;
-
Провести исследование
- Подвести итоги исследования данной темы курсовой работы.
Гипотеза:
наличие у высших животных сигнальных
систем промежуточного уровня.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ
К СИМВОЛИЗАЦИИ
1.1. Происхождение языка: новые факты и теории
1.2.
Природа, культура,
язык
Ни
обезьяны, ни другие животные, не пользуются
символами в природных
Видимо, язык не совместим с природным состоянием. Социальное поведение животных, несмотря на всю его пластичность, демонстрируемую внутривидовыми «псевдокультурными» поведенческими различиями, столь же видоспецифично, как и все прочие биологические признаки. Отбор закрепляет видовую норму поведения, тогда как язык и культура ее расшатывают и уничтожают.
Язык создает качественный разрыв между природой и культурой. Он возможен и необходим лишь в культуре, хотя сам же служит ее предпосылкой. Значит, оба явления возникают одномоментно: язык автоматически порождает культуру. Глубины разрыва между двумя альтернативными способами существования - природным и культурным - не замечают ни редукционисты, ни, парадоксальным образом, их противники нативисты. Выражение «языковой инстинкт» - такой же оксюморон, как и выражение «культура шимпанзе». Вполне допустимо, впрочем, что сама альтернативность двух способов существования с исключением чего-либо промежуточного создана не только языком, но и естественным отбором, конкретно, его дизруптивной формой, уничтожающей всякую постепенность между двумя взаимоисключающими вариантами. Возникновение языка было подобно переводу стрелки на рельсах, благодаря чему эволюционный путь человека необратимо удалился от эволюционных путей всех прочих существ.
Культура в диахронном аспекте есть растущий свод символически закодированной информации, передаваемой от одного поколения к другому. Культура в синхронном аспекте есть результат этого процесса. Предпосылкой культуры служит немыслимая в природе степень пластичности поведения, находящая соответствие в огромной пластичности («антимодулярности») материального субстрата языка - неокортекса человеческого мозга[12, С. 80].
Сколь бы пластичным ни было поведение высших приматов, обезьяна по природе - все-таки обезьяна. Между тем, человек по природе - не человек, он вообще никто. Статус человека ему придают язык и культура, которая представляет собой альтернативу видовой поведенческой норме и, судя по всему, не совместима с последней. Если отвлечься от чистой физиологии, нужно признать, что никакой общевидовой, врожденной нормы человеческого поведения, особенно социального, не существует. Точнее, если какие-то ее остатки и прослеживаются этологами у детей, то в процессе социализации они перекрываются культурными нормами, усваиваемыми точно так же, как и язык. Как язык - и в онтогенезе, и в филогенезе - вытесняет древнюю висцеральную вокализацию, так и культурные нормы вытесняют древние врожденные поведенческие программы. Единой общечеловеческой нормы поведения нет потому же, почему нет единого общечеловеческого языка.
Главным
фактором возникновения языка было
коллективное употребление орудий. Причинно-следственная
связь реконструируется теперь уже не
на философской основе, как прежде, а на
эмпирической. Шимпанзе пользуются орудиями,
а значит (если не прибегать к малоправдоподобному
допущению о независимом возникновении
у них этой поведенческой особенности),
орудиями пользовался и наш общий предок.
Но обезьяны в природе не пользуются символами.
Следовательно, «вначале было Дело» и
лишь впоследствии - Слово. Впервые после
Гете об этом сказал Энгельс в 1876 г. Что
же касается вероятной и едва ли случайной
синхронности перехода от употребления
природных камней к изготовлению каменных
орудий (чем обезьяны занимаются только
в неволе) и появления анатомических свидетельств
речевой способности, то здесь первичность
Дела по отношению к Слову не установлена.
Такие орудия могли начать изготовлять
уже говорящие существа[13, С. 13-24].
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ СИМВОЛИЗАЦИИ ЖИВОТНЫХ
Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:
Информация о работе Экспериментальное изучение способности символизации животных