Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализации продукции на предприятии ООО «Центавр».В первой главе работы рассмотрена теоретическая сторона вопроса, вторая глава посвящена анализу производства и реализации продукции этого предприятия, характеристика предприятия, приведены расчеты основных показателей работы предприятия, рассмотрен порядок проведения анализа хозяйственной деятельности, который должен проводится на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы производства и реализации продукции.
Понятие производственного процесса…………………………..………4
Основное и вспомогательное производство……………………..………6
Организация технологического процесса по выпуску основной продукции…………………………………………………………..……...7
Управление производственным процессом……………………………..8
1.5. Контроль за качеством продукции……………………………………….10
1.6. Характеристика состава и структуры затрат на производство и
реализации продукции…………………………………………………….12

Глава II. Анализ производства и реализации продукции
ООО “Центавр»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…………..…..…16
2.2. Задачи, основные направления и информационная база
анализа………………………………………………………….…………….….20
2.3. Организация аналитической работы на предприятии……………...…….23
2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……………………………………………………….…………..…...26
2.5. Анализ ассортимента структуры продукции………….…………………..29
2.6. Анализ качества производственной продукции…………………….…….32
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия………………………….….…34
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………..…36
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

анализ производства и реализации продукции .rtf

— 594.49 Кб (Скачать файл)

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.  Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

 

Анализ структуры товарной продукции за 2009 г.

(плановые данные - 2008 г.)

Изделие

Оптовая цена за 1 шт. в руб.

Объем производства продукции, шт.

Товарная продукция в ценах плана, руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, руб.

план

факт

план

факт при план структур

факт

А

700

2080

2125

1456000

 

1487500

+ 31500

Б

900

3125

2800

2812500

 

2520000

- 292500

В

1200

2000

2406

2400000

 

2887200

+ 487200

Г

1300

2752

2672

3577600

 

3473600

- 104000

ИТОГО

-

9957

10003

10246100

 

10368300

+ 122200


 

Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:

К вп = 10003 : 9957 = 1,00462

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 10 246 100 руб. При фактической структуре он выше на 122 200 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

 

2.6. Анализ качества произведенной продукции.

 

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.  Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

 

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность;
  • надежность;
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений;
  • эстетичность изделий.

 

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и пр.

 

Также важной задачей является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль.

 

 

2.7. Анализ ритмичности работы предприятия.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции - коэффициент ритмичности.

 

Квартал

Выпуск продукции, руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффиц.

Доля продукции зачтен. в план

по ритм-ти, %

план

факт

План

факт

I

920000

1005000

29,3

30,6

1,092

29,3

II

732000

706000

23,3

21,5

0,964

21,5

III

838000

87000

26,6

26,5

1,038

26,5

IV

655000

700000

20,8

21,4

1,069

20,8

За год

3145000

3281000

100

100

1,043

98,1


 

Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %.

 

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства. Упущенные возможности =

3281000 - (1005000 * 4) = -739000 руб.

      

      2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

Рассмотрев динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнение договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема :

 

 

Схема факторной системы объема продукции


 





 






 


 

 

 

 

 

 

Так как на предприятии выручка определяется после оплаты отгружено продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГП н + ТП = РП + ГП к., отсюда

РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП

Где ГП н, ГП к - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетных период;

ОТ н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец месяца.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

 

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

за 2009 г.

 

Показатель

Сумма в плановых ценах в руб.

План (09г.)

Факт (09г.)

+, -,

%

1. Остаток ГП на н.г.

480000

480000

-

 

2. Выпуск товарной продукции

314 50000

32810000

+ 1360000

+ 4,3

3. Остаток ГП на к.г.

1060000

930000

-130000

- 12,2

4. Отгрузка продукции

30870000

32360000

+ 1490000

+ 4,8

5.Остаток товаров, отгруженных покупателям:

на н.г

на к.г.

 

 

300000

200000

 

 

350000

230000

 

 

+50000

+30000

 

 

+16,7

+15

6. Реализация продукции

30970000

32480000

+1510000

+ 4,9


 

РП = 480000 + 32810000 + 350000 - 230000 - 930000 = 32480000

 

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года, уменьшение остатков готовой продукции на конец года. Отрицательное влияние  на объем продаж оказал рост остатков отгруженной продукции на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетных счет предприятия. Поэтому необходимо выяснять причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разрабатывать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Также особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Это:

  • обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

ВП = ЧР * ГВ

РП = ЧР * ГВ * Дв

  • обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;

ВП = ОПФ * ФО

РП = ОПФ * ФО * Дв

  • обеспеченность производства сырьем и основными материалами и эффективность их использования.

ВП = МЗ * МО

РП = МЗ * МО * Дв

ЧР - численность рабочих;

ГВ - среднегодовая выработка;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ФО - фондоотдача;

МЗ - потребленные материальные ресурсы;

МО - материалоодача;

Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

 

 

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 



 

 


 

 



 

 

 



 

 

 



 

 



 

 

 

 

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

 

Р  ВП кр = Р    КР * ГВ ф,

Р  ВП фрв = Р  ФРВ * ЧВ ф,

Р ВП чв = Р  ЧВ * ФРВ в,

где Р  ВП кр, Р  ВП фрв, Р  ВП чв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и в связи с сокращением его потерь и повышение среднечасовой выработки;

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции