Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями "большой четверки", и внутренний аудиторский рынок.

Содержание

Введение 3
1.1 История возникновения 4
1.2 Аудит в настоящее время 4
1.3 Анализ аудита в России 15
Вывод 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России.docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

 

Распределение аудиторов  по федеральным округам характеризуется следующими данными (табл. 3). 

Таблица 3- Распределение аудиторов по федеральным округам Российской Федерации в 2008-2009 гг. 

 

Федеральный округ

Доля в общем количестве квалификационных аттестатов аудитора, %

 
 

2008 г.

2009 г.

 

Российская Федерация

100%

100%

 

в том числе:

     

Центральный

47,2*

47,0*                  

 

Северо-Западный

11,6

11,7                                           

 

Южный

7,7

7,7                                     

 

Приволжский

15,0

15,2

 

Уральский

7,0

7,0                                       

 

Сибирский

8.2

8,2                                         

 

Дальневосточный

3.3

3,2 

 

* из них г. Москва — 29%.

Из общего количества держателей квалификационных аттестатов аудитора около 80% являются женщины. Меньшая доля женщин среди держателей квалификационного аттестата аудитора по аудиту страховщиков и аудиту бирж (по 66,7%).

Среди держателей квалификационных аттестатов аудитора 33% — лица в  возрасте от 35 до 45 лет, 29% — от 25 до 35 лет, 25% — от 45 до 55 лет, 12% — старше 55 лет, 1 % — до 25 лет. Указанная пропорция  с небольшими вариациями имеет место  в отношении всех видов аудита и сохраняется на протяжении ряда лет.

В целом по России, аудиторы составляют почти половину всех сотрудников аудиторских организаций. Несколько ниже этот показатель в г. Москве (41%) и выше в других регионах России (54,4%).

В 2009 году аудиторские организации  провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 92 683 клиентов. Количество таких клиентов в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 344 или на 0,4%.

Среди клиентов аудиторских  организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, 24% — клиенты  с выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 20 млн. руб., 46% — с выручкой от 20 до 200 млн. руб., 25% — с выручкой от 200 млн. до 2 млрд. руб., 5% — с выручкой более 2 млрд. руб. Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле (29%), строительстве (13%), обрабатывающем производстве (12%), транспорте и сельском хозяйстве (по 4%).

На Москву приходится 35% клиентов, на Санкт-Петербург — почти 9% и  на другие регионы — 56% (табл. 4).

Таблица 4

Доля клиентов аудиторских  организаций, в том числе по г. Москва, Санкт-Петербургу и другим регионам Российской Федерации 

 

 

г. Москва

г. Санкт-Петербург

Другие регионы РФ

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

35,1

8,9

56,0

Доля в объеме оказанных  услуг по проведению аудита, %

68,6

6,3

25,1

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

36,7

8,9

55,3

Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских  организациях, %

40,8

9,2

50,0


 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Основной характеристикой рынка  аудиторских услуг в России за три последних года следует признать стагнацию. После нескольких лет стабильного развития по всем показателям именно в год перехода на механизмы саморегулирования наметился устойчивый спад. Естественно, свое влияние оказал и общемировой экономический кризис, больно ударивший по всем отраслям экономики и резко сокративший финансовые возможности заказчиков аудиторских услуг. Будучи зависимыми от своих клиентов, аудиторы были вынуждены идти на уступки по ценовым предложениям, учиться механизмам выживания в условиях ужесточающейся конкуренции.

Для того чтобы быть привлекательными для инвесторов, прежде всего, для  тех, которые принадлежат к пулу крупнейших западных инвесторов, им необходим  определенный уровень доверия с  их стороны.

В то же время, надо понимать, что значительное число российских компаний не ставит перед собой цели выйти на международные  рынки. Конечно, существуют определенные требования к таким компаниям  со стороны регулятора, поэтому им также необходимы аудиторские услуги.

Таким образом, можно говорить о  двух различных потребностях в услугах  аудитора. Аудитор обеспечивает уверенность  инвестора в надежности компании.

Сейчас число российских компаний, которые стремятся выйти на международные  рынки относительно невелико, как  и их размер по мировым масштабам, но оно постоянно растет и растет быстрыми темпами.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Белоглазова Г.Н. Аудит банков. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Соколов Б.Н. Аудит и контроль в коммерческой организации.- М., 2006.
  3. Равдоникас М. Прогноз погоды аудиторского рынка. \\ «Аудит-пресс». сентябрь 2005.
  4. Равдоникас М. Сам себе аудитор. \\ «Аудит-пресс».  февраль, 2006.
  5. Путин, В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февр.
  6. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/!!!Tablitsy-rynok-280412.doc
  7. Ханферян, В.В. Аудит без права подписи // Эксперт. 2012. № 12.
  8. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/Sluchai_obyazatelnogo_ audita_240412.pdf
  9. ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.05 № 228).
  10. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности от 30.12.08 № 307-ФЗ.

 


Информация о работе Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России