Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:48, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в значимости предмета исследования для учета и финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.
Цель работы изучение учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятия финансовых результатов, их экономическую суть и систему показателей; изучить системы доходов и расходов организации, проведение их классификации;
- изучить особенности учета финансовых результатов на предприятии;
Введение
3
1.
Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия
6
Понятие финансовых результатов деятельности предприятий, их экономическая сущность и система показателей
6
Доходы и расходы организации, классификация и их учет
11
Учет и налогообложение прибыли организации
24
2.
Учет финансовых результатов предприятия ООО «Адамант-Сервис»
30
2.1 Экономическая характеристика предприятия
30
2.2 Бухгалтерский учет формирования финансового результата, и использование прибыли на предприятии
34
2.3. Формирование отчетности по финансовым результатам с учетом отечественного и зарубежного опыта
45
3.
Анализ финансовых результатов ООО «Адамант-Сервис»
53
3.1 Общий анализ динамики прибыли на предприятии
53
3.2 Анализ показателей рентабельности
58
3.3 Мероприятия направленные на оптимизацию финансовых результатов деятельности предприятия
73
Заключение
81
Список использованной литературы
В международной практике существует большое число разновидностей Отчета о прибылях и убытках. Эти отчеты имеют одинаковое предназначение, но различны по структуре и последовательности формирования отчетных показателей.
Доминирующей является англо-американская модель, которая довольно близка к российскому аналогу. Эта модель характеризуется двумя особенностями.
Во-первых, в основе построения данного отчета лежит концепция проданной продукции, в которую включают все продажи продукции за отчетный период, в том числе продажи в кредит. В нашей стране учитывается только выручка от реализации либо поступившая на расчетный счет, либо составившая сумму отгруженной продукции.
Во-вторых, классификация затрат строится исходя из их функций, то есть выделяются затраты на производство, сбыт, административные, финансовые и прочие расходы.
В континентальной Европе достаточно широко распространена франко-германская модель Отчета о прибылях и убытках. Отличительные ее особенности заключаются в том, что в качестве базового критерия берут не объем продаж, а валовой произведенный продукт, включающий объем продаж, складированную и отгруженную продукцию; и классификация затрат осуществляется не по функциональному их назначению, а по происхождению (товарно-материальные ценности, зарплата, амортизация, финансовые расходы, налоги).
Благодаря такому построению модели аналитик может изучать потребности по элементам затрат, отслеживая динамику изменения доли различных видов затрат, классифицируемых по происхождению к валовому произведенному продукту.
При этом открывается возможность проследить за процессом образования вновь созданных ценностей (добавленной стоимости) и распределением их между различными заинтересованными сторонами – персоналом, кредиторами, государством и самим предприятием. Однако с точки зрения рациональности и простоты расчетов англо-американская модель предпочтительнее [24, с.157].Представим отличительные особенности этих моделей в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Характеристика форм Отчета о прибылях и убытках
Основные Факторы |
Англо-американская модель |
Франко-Германская модель |
Российская модель |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основы построения |
Концепция проданной продукции |
Валовой произведенный продукт |
Выручка от реализации |
Классификация затрат |
по функции: -себестоимость; -административные расходы; -затраты по сбыту; -затраты на исследования; -участие работников в прибылях |
по существу: -затраты на приобретение сырья; - затраты на персонал; - амортизация. |
По функции: -себестоимость; -коммерческие расходы; - управленческие расходы. |
Рациональность и простота |
Более предпочтительна |
менее предпочтительна |
Менее предпочтительна, необходимо совершенствование |
Аналитические возможности |
Позволяет проанализировать затраты другими способами (по функции и по существу) |
Доступен только метод представления (по существу) |
Позволяет проанализировать затраты другими способами (по функции и по существу) |
Большую ценность для анализа представляет включаемая в финансовую отчетность дополнительная информация, под которой понимаются различные комментарии, справки таблицы, дополнительные показатели, позволяющие лучше понять и более объективно оценить результаты деятельности компании, отраженные в основных формах отчетности.
Вся дополнительная аналитическая информация бухгалтерского отчета обычно подразделяется на две большие группы. К аналитической информации финансового характера относятся данные, выраженные в денежном измерителе. Например, в балансе инвентарь обычно приводится одной строкой, его состав расшифровывается в приложении. Расшифровки могут носить различный характер: по месту расположения активов (США, Европа), существу совершенных операций, размерам возможных доходов или потерь. Аналогично, если компания вовлечена в судебный процесс и выступает в роли ответчика, крайне необходимо дать акционерам информацию об обстоятельствах дела и целесообразности продолжения процесса. Эта информация помогает лучше разобраться в финансовом положении фирмы.
К аналитической информации нефинансового характера относятся:
- описательная часть бухгалтерского баланса, включая факты и обстоятельства, не поддающиеся точной денежной оценке (например, описание используемых методик учета);
- любые количественные данные, измеренные в натуральных единицах (например, данные о количестве работников и структуре штатов).
Эта информация позволяет, как бы в другом разрезе раскрыть суть операций, выраженных стоимостными показателями. Информация финансового характера доминирует в бухгалтерском отчете, однако роль нефинансовых сведений также весьма существенна.
Рассмотрим требования к аналитичности бухгалтерской отчетности с позиции международного опыта. В этом смысле структура годового отчета и его содержание могут ощутимо варьировать. По сравнению с США европейские страны имеют лучшие традиции в систематизации и аналитичности отчетных данных. В этом плане американцам есть чему поучиться у европейских бухгалтеров.
Вариабельность структуры и содержание годового отчета определяется, прежде всего, различиями в национальных системах учетных стандартов. В некоторых странах стандарты могут непосредственно указывать ряд статей и показателей, которые фирмам рекомендуется приводить в своих отчетах. Тем не менее, в большинстве случаев компании приводят аналитическую информацию не в том объеме, в каком она запрашивается или рекомендуется, а в каком они считают целесообразным [34, с. 44].
Тот факт, что компании нередко дают в отчетах больше аналитической информации, чем рекомендуется стандартами, вполне объясним. В мире идет жесткая конкурентная борьба за дополнительные источники финансирования, поэтому, чем больше нуждается в них компания, тем более детализированный и аналитичный отчет она вынуждена готовить.
Необходимо отметить еще одну причину, по которой годовые отчеты не сводятся к простому набору отчетных форм. Годовой отчет является основным и по сути единственным инструментом, с помощью которого компании могут привлечь внимание к своей деятельности со стороны физических и юридических лиц. Что касается простых людей как потенциальных инвесторов, именно дополнительная аналитическая информация помогает заинтересовать их в той или иной фирме. Эта идея особенно хорошо осознается европейскими предпринимателями.
Именно поэтому их отчетность постоянно совершенствуется в плане аналитичности и наглядности. Насыщение отчета дополнительной аналитической информацией в определенной мере помогает в процессе чтения отчета преодолеть различия в национальных учетных стандартах. Эта функция сохранится до тех пор, пока усилия по гармонизации учета не увенчаются успехом.
Аналитическая информация является важным стимулятором потенциального учета из соображений полезности данных для пользователей. При этом обязательно должен учитываться отрицательный эффект информационной перегруженности отчета [36, с. 147].
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в последнее время в большинстве индустриально-развитых стран получила развитие практика предания большей аналитичности финансовой отчетности компаний. Это связано со следующими обстоятельствами:
- фирмы особенно заботятся об аналитичности своих отчетов, когда они пытаются найти для себя новые источники финансирования;
- различия в объемах и способах представления аналитических сведений в отчетах компаний различных стран стремительно стираются;
- бухгалтерский отчет, насыщенный хорошо структурированный аналитической информацией, способствует снижению затрат, связанных с привлечением дополнительного капитала;
- информация о дальнейших перспективах помогает специалистам, занимающимся финансовым анализом, понять образ мышления в компании и ее подход к будущему.
Таким образом, в западной учетно-аналитической практике накоплен значительный опыт в подготовке финансовой отчетности, ее структурировании, оформлении и аналитическом наполнении. Поэтому, в условиях становления и развития новых направлений в области учета в России необходимо глубже изучить международный опыт, чтобы обеспечить оптимальное соотношение требований международных и национальных учетных стандартов, исходя из исторического опыта России. Большое внимание следует уделить логике и технике построения отчетности, равно как и ее аналитическому наполнению. Все это будет способствовать привлечению иностранных инвесторов в российскую экономику.
3. Анализ финансовых результатов на примере ООО «Адамант-Сервис»
3.1 Общий анализ динамики прибыли на предприятии
В процессе планирования прибыли необходимо в качестве базы иметь расчеты выручки от реализации, прибыли и направлений ее использования. План по прибыли формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных в процессе исследования данных предыдущих периодов. В процессе анализа плана по прибыли следует сопоставить фактические данные с плановыми в целом и по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли.
Анализ прибыли до налогообложения предприятия ООО «Адамант-Сервис» за 2008 - 2010 года представлен в приложении А.
Приведенные данные в приложении А по предприятию ООО «Адамант-Сервис» о динамике и структуре прибыли до налогообложения и ее слагаемых показывают, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом сумма прибыли увеличилась на 1544 тысяч рублей, или на 52,6 %, а в 2010 году по сравнению с 2009 сумма прибыли увеличилась еще на528 тысяч рублей, или на 11,8 %. Рост суммы прибыли до налогообложения был обусловлен опережающим ростом общей суммы доходов по сравнению с ростом общей суммы расходов.
На предприятии общая сумма доходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 2237 тысяч рублей или на 70,8 %, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 662 тысяч рублей (10,4%). Увеличение главным образом было обусловлено ростом прибыли от продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1807 тысяч рублей или на 49,7 %., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась еще на 460 тысяч рублей (8,5 %). Внереализационные и операционные доходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились, соответственно, на 5 тысяч рублей и на 425 тысяч рублей, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 155 тысяч рублей и на 47 тысяч рублей.
В структуре общей суммы доходов существенных изменений не произошло. В всех периодах наибольшая доля приходилась на прибыль от основной деятельности – более 80 %, которая имела тенденцию к дальнейшему росту. Высокая доля прибыли от продаж является благоприятной тенденцией, так как главным источником формирования прибыли до налогообложения является основная деятельность. Поэтому снижается зависимость предприятия от внешнеэкономических факторов и растет роль трудового коллектива в формировании основных финансовых результатов его деятельности (прибыли и рентабельности). На долю операционных и внереализационных доходов приходится соответственно 50,2 %, 48,8 % и 41,3 % общей суммы доходов отчетного периода.
Общая сумма расходов в 2009 году по сравнению с 2010 годом возросла на 692 тысячи рублей или на 59 %, а в 2010 по сравнению с 2009 годом возросла еще на 134 тысяч рублей. Это явилось следствием роста, как операционных, так и внереализационных расходов. Наиболее существенный рост наблюдался по внереализационным расходам в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 78,9 %, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 10,4 %. В структуре расходов также не произошло существенных изменений. Наибольшая доля приходится на операционные расходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом – 38,8%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 4,1 %.
Чистая прибыль, по предприятию ООО «Адамант-Сервис» остающаяся в распоряжении предприятия, в 2009 году составила 2605 руб., то есть увеличилась по сравнению с 2008 годом на 29 %, а в 2010 году составила 3100 тыс. руб., то есть увеличилась еще на 19 %.
Основным источником ее формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановый в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Поэтому при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.
Прибыль о продажи продукции в целом по предприятию зависит от таких факторов как: объем реализации продукции, ее структура, себестоимость и уровень среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, если же продукция является убыточной, то при увелич6нии объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличиться доля боле рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорционально прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональна прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.
Для факторного анализа прибыли от продаж составляется таблица.
Таблица 3.1
Исходные данные для анализа ООО «Адамант-Сервис» за 2008 - 2010 года, тыс. руб.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение 2009-2008 гг. |
Изменение 2010-2008 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от продажи продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) |
49120 |
55800 |
56300 |
+6680 |
+500 |
Полная себестоимость продажи товаров, работ, услуг |
45787 |
51460 |
52166 |
+5673 |
+706 |
Прибыль (убыток) от продажи |
3633 |
5440 |
5900 |
+ 1807 |
+460 |
Информация о работе Анализ финансовых результатов ООО «Адамант-Сервис»