Аудит и публичность бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 03:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение теоретических аспектов аудита и публичности бухгалтерской отчетности.
В работе будут подробно рассмотрены следующие вопросы: теоретические основы аудита и публичности бухгалтерской отчетности, содержание и виды аудиторских заключений, критерии обязательности аудита, структура аудиторского заключения, публичность бухгалтерской отчетности.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….3
1. Нормативное регулирование аудита и публичности бухгалтерской отчетности. Понятие, цели и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………….5
1.1 Аудит бухгалтерской отчетности…………………………………………5
1.2 Цели и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности………..8 1.3 Критерии обязательности аудита………………………………………..10
2. Содержание, виды, структура аудиторского заключения и публичность бухгалтерской отчетности…………………………………………………….11
2.1 Аудиторское заключение: содержание, виды……………………………11
2.2 Структура аудиторского заключения…………………………………….16
2.3 Публичность бухгалтерской отчетности…………………………………21
2.4 Дискуссионный вопрос……………………………………………………26
3. Учётная политика ОАО «Удмуртавтотранс»……………………………...38
3.1 Заключение аудиторской проверки ОАО «Удмуртавтотранс»…………42
Заключение…..………………………………………………………………....45
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

 

  Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо полного текста итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой) публикация должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности.

Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой).

Таким образом, публикация бухгалтерской отчетности осуществляется после ее проверки и подтверждения независимого аудитора, но не позднее сроков установленных законодательством Российской Федерации.

Аудиторское заключение должно быть подготовлено в определенные сроки и содержать все необходимые части и оформлено в надлежащем виде для того, а также выражать мнение о достоверности отчетности, чтобы у экономических субъектов была возможность опубликовать свою бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации.

 

 

2.4 Дискуссионный вопрос.

 

Некоммерческим Партнерством «Аудиторской Ассоциацией Содружество» совместно с Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» и УМЦ бухгалтеров и аудиторов заслуженного профессора МГУ А.Д. Шеремета 26 марта 2010 года проведено очередное заседание Дискуссионного клуба аудиторов.

В своем выступлении Наталья Владимировна обртила внимание на следующее. 
Концепция развития аудиторских стандартов направлена на повышение качества аудиторских услуг и снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации.

Концепция развития аудиторских стандартов призвана:

  • обеспечить разработку новых и пересмотр действующих стандартов;
  • быть основой принятия решений по вопросам, не урегулированным нормативными актами;
  • определить методологические принципы и подходы к разработке аудиторских стандартов;
  • определить модель регулирования аудиторской деятельности;
  • быть основой для разработки внутрифирменных стандартов и управления системой качества в аудиторской организации.

Целью разработки аудиторских стандартов является повышение надежности и качества аудиторских услуг, снижение аудиторского риска и создание дополнительного уровня гарантий результатов аудита для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации. Далее Черкасова Н. В. обобщила нормативно-правовую базу разработки внутрифирменных стандартов, в которую входят:

  1. Федеральный закон РФ Об аудиторской деятельности от 30.12.2008, N307-ФЗ.
  2. Федеральный закон РФ О стандартизации от 27.12.1995, N 211 ФЗ.
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002, N 696.
  4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999, Протокол N 6.
  5. ГОСТ Р 1.0 92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
  6. Кодекс этики АУДИТОРОВ
  7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 18 от 21 - 22 октября 2003 года)

По мнению Черкасовой Н. В. дальнейшая стандартизация деятельности по оказанию аудиторских услуг должна быть направлена на достижение оптимальной степени упорядочения аудиторской деятельности посредством установления положений и норм для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. 
Наталья Владимировна считает, что разработка аудиторских стандартов направлена на решение таких задач, как:

  1. Обеспечение взаимопонимания между исполнителем (аудиторской организацией, индивидуальным аудитором) и потребителем (клиентом) в процессе оказания аудиторских услуг;
  2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству аудиторских услуг;
  3. Унификация аудиторских услуг на основе установления и применения правил, положений и требований к их оказанию;
  4. Гармонизация с международными правилами и нормами аудита;
  5. Нормативное обеспечение контроля и качества аудиторских услуг;
  6. Управление качеством аудиторских услуг.

При разработке аудиторских стандартов Черкасова Н. В. выделила следующие основополагающие концепции аудита, которые необходимо соблюдать: независимость, профессиональное суждение и скептицизм, существенность, разумная уверенность, доказательность, достоверное представление.

Независимость как основополагающая концепция определяет аудит, с одной стороны, как независимый вневедомственный финансовый контроль, с другой предполагает, что при формировании своего мнения у аудитора отсутствует финансовая, родственная или какая либо иная заинтересованность в делах проверяемого экономического субъекта, превышающая отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какая-либо заинтересованность от третьих лиц.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических отношений.

Профессиональное суждение и скептицизм. Аудитор должен планировать и выполнять аудит с отношением профессионального скептицизма, сознавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности. 
Отношение профессионального скептицизма означает, что аудитор критически и с сомнениями оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и бдительно относится к аудиторским доказательствам, которые противоречат надежности документам или заявлениям руководства, либо ставят такие документы и заявления под вопрос.

Существенность как центральная концепция аудита, подразумевает значимость, материальность информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность скорее определяет пороговое значение или точку отсчета и не является качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной. 
          Разумная уверенность это концепция, относящаяся к накоплению аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемой как единое целое. Концепция разумной уверенности применима ко всему процессу аудита.

Доказательность. Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства с целью формулирования разумных выводов, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, лежащие в основе финансовой отчетности, а также подтверждающая информация, полученная из других источников.

Достоверное представление. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. 
        По мнению Натальи Владимировны для оценки степени соответствия финансовой отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудита.

В основу разработки аудиторских стандартов должны быть положены следующие концептуальные положения.

  1. Отчетность должна быть проверена. 
    Публичность бухгалтерской отчетности требует ее опубликования в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям. 
    Обязанности аудитора заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемой организации или работодателя. На профессиональные стандарты аудита значительное влияние оказывают интересы общества. Это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов.
  2. Профессиональная компетентность и этика поведения аудитора. 
    Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области науки и практики, законодательства и технологий.
  3. Вероятное столкновение интересов. 
    Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно-наказуемых деяний и незаконных действий. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
  4. Планирование объема аудита необходимое в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности и аудиторского риска. 
    Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределить работу между членами группы специалистов, участвующих аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных стандартов аудиторской деятельности, внутренних стандартов, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также стандартов аудиторской организации или индивидуального аудитора.
  5. Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность искажений. 
    Аудитору необходимо получить представление о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимые и достаточные для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня. 
    Такой подход называют системоориентированным, он применим во всех ситуациях аудита, независимо от того, является ли организация частной или публичной. Системоориентированный подход является ядром рабочих стандартов аудитора, и применим в ситуациях, когда от аудитора требуется предоставление заключения в терминах верности и объективности.
  6. Возможность проведения аудита на выборочной основе. 
    Аудиторская выборка включает в себя применение аудиторских процедур к менее чем 100% статей в пределах сальдо счета или класса операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели возможность быть выбранными. Это дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства относительно некоторых характеристик статей учета, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь в формировании выводов, касающихся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. 
    При определении объема выборки аудитор должен анализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода до приемлемо низкого уровня.
  7. То, что справедливо для хозяйствующего субъекта в настоящем будет справедливо и в будущем, если нет доказательств обратного. 
    При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских заданиях аудитор обновляет и оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочей документации за предыдущие годы. 
    Аудитор также должен выполнить процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности аудируемого лица, произошедшие за последние годы.
  8. Финансовая отчетность, выполненная в соответствии с принципами и методами бухгалтерского учета, правилами подготовки финансовой отчетности, позволяет иметь объективное представление о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации. 
    Федеральный закон О бухгалтерском учете , Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) утвержденные приказами Министерства финансов РФ определяют основы организации, принципы, порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. 
    Руководствуясь законодательством и нормативными положениями, аудитор должен выразить объективное мнение о состоянии организации бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности в организации.
  9. Следование аудиторским стандартам позволяет выполнить аудит качественно. 
    Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества. Правила (стандарты) аудиторской деятельности устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих услуг. Правила (стандарты) аудиторской деятельности призваны обеспечить необходимый и достаточный уровень качества оказания аудиторских услуг.
  10. Проверенная финансовая отчетность повышает степень доверия к ней. 
    Аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияет на экономическое благосостояние общества и государства. Аудиторы будут пользоваться доверием только при условии предоставления вышеназванных услуг на уровне, который доказывает, что общественное доверие обоснованно. Аудиторы во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что они выполняются в соответствии с этическими требованиями и стандартами качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

Анализ специфических особенностей российских производителей и потребителей аудиторских услуг позволяет сделать вывод о первоочередной необходимости разработки федерального аудиторского стандарта вводного типа.

В подобном стандарте, по мнению Черкасовой Н. В. должна излагаться концептуальная основа стандартов, классификация стандартов и связь между ними, их использование на различных этапах аудиторской проверки, краткое изложение содержания основных из них, рассмотрение различных способов заключения договора между аудиторской организацией и экономическим субъектом как частного случая гражданского договора, краткое изложение процедуры привлечения экспертов.

Данный стандарт должен быть российским аналогом МСА 120 Основные принципы Международных стандартов аудита, но расширенный, ввиду национальной специфики. При этом следует декларировать возможную частую смену версий этого правила (стандарта), вследствие изменения нормативной базы, модели регулирования аудита, тенденций развития экономики и т.п.

Важной частью общесистемной базы разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности Черкасова Н. В. считает Перечень терминов и определений (глоссарий) как аналог МСА 110 и терминологическая основа для дальнейших разработок.

Учитывая роль профессиональных аудиторских объединений и функции саморегулирования аудиторской деятельности, которые на них возложены, можно сформулировать методологические подходы и принципы разработки внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности. 
Стандарты профессиональных аудиторских объединений должны быть реализованы как приложения к федеральным правилам (стандартам), и устанавливать в отношении к последним более жесткие нормы.

Внутренние стандарты должны иметь как минимум две функции: 
Во-первых, исправление в рамках своего объединения недостатков государственных нормативных актов. 
Во-вторых, усиление вполне рациональных положений государственных нормативных актов, например, по линии контроля над качеством аудиторских услуг, профессиональной этики, страхования гражданской ответственности своих членов.

По мнению Натальи Владимировны при разработке внутренних стандартов аудиторской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Взаимное стремление  всех заинтересованных сторон, оказывающих  и потребляющих аудиторские услуги, к достижению согласия с учетом  мнения каждой из сторон по  управлению качеством аудиторских  услуг, экономичности, применимости, совместимости  и взаимозаменяемости;

Информация о работе Аудит и публичность бухгалтерской отчетности