Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 16:49, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РК в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.
Введение………………………………………………………….……………….3
1. Характеристика форм собственного капитала……………...……………4
1.1. Уставный капитал………………………………………….…………..4
1.2. Добавочный и резервный капитал……………………………………8
1.3. Нераспределенная прибыль и фонды специального назначения....11
1.4. Субсидии, поступления и прочие резервы…………………………15
2. Аудит собственного капитала……………………………………..……….19
2.1. Задачи и источники информации аудиторской проверки собственного капитала………………………………………...………….19
2.2. Аудит уставного капитала…………………………..……………….21
2.3. Аудит резервного, дополнительного оплаченного и дополнительного неоплаченного капитала…………………...…………26
3. Аудит паевого фонда………………………………………….……………..28
3.1. Аудит итогового дохода (убытка)………………….……………….29
3.2. Аудит нераспределенного дохода (непокрытого убытка)………....30
Заключение…………………………………………………….………………..31
Список использованной литературы…………………
Размеры отчислений в резервный капитал устанавливаются собранием акционеров и фиксируются в учредительных документах организации. При этом акционерные общества и совместные предприятия обязаны придерживаться еще и минимальной его границы. Размер резервного фонда должен быть не менее 15% от уставного капитала предприятия, а для предприятий с иностранными инвестициями не более 25% от уставного капитала.
Для казахстанских акционерных обществ законодательством установлен четкий порядок формирования обязательного резервного фонда. Они должны ежегодно отчислять в резервный фонд не менее 5% от своей чистой прибыли. Отчисления прекращаются, когда фонд достиг установленного уставом общества объема.
Сколько ежегодно отчислять в резервный фонд предприятия с иностранными инвестициями, в законодательных и нормативных актах не оговаривается. Размер этих отчислений устанавливается их учредительными документами. Но в соответствии с законодательством направленная в резервный фонд сумма не должна уменьшать размер налогооблагаемой прибыли более чем на 50%.
Не так давно казахстанское налоговое законодательство позволяло формировать обязательные резервные фонды за счет прибыли до налогообложения.
Средства резервного фонда предназначены для покрытия балансового убытка за отчетный год, для погашения облигаций и выкупа акций акционерного общества при отсутствии других средств. Резервный фонд создается предприятиями также и на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Ни на какие другие цели использовать «резервные» деньги нельзя.
Оба этих источника объединены в одну главу вследствие жесткой регламентированности их создания и использования. Даже добавочный капитал можно назвать источником собственных средств с большим натягом, т.к. его образование происходит за счет переоценочных мероприятий на предприятии и вкладываний средств никем напрямую не происходит. Исключение составляет эмиссионный доход, который подлежит обязательному включению в состав добавочного капитала и приобретенное за счет прибыли имущество, т.к. его тоже нужно учитывать, а изменение уставного капитала процедура достаточно длительная и сложная. Направления использования резервного капитала тоже поставлены в жесткие рамки, как законодательством, так и учредительными документами. Во всяком случае, как источник собственных средств в произвольный момент времени резервный капитал можно рассматривать только в том случае, если наступило событие, под которое он создан. На предприятиях, на которых его создание происходит в добровольном порядке, он в основном не создается.
1.3. Нераспределенная прибыль и фонды специального назначения
Финансовым результатом предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является прибыль или убыток. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей (акционеров). При получении убытка возникает необходимость изыскания источников его покрытия.
Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль, в бухгалтерском учете принято называть «нераспределенной прибылью». Нераспределенная прибыль представляет собой сумму чистой прибыли, которая не была распределена в виде дивидендов между акционерами организации.
Нераспределенная прибыль отчетного года используется на выплату дивидендов учредителям и на отчисления в резервный фонд (при его наличии). В соответствии со своей учетной политикой организация может принять решение об использовании прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, на финансирование своих плановых мероприятий.
Эти мероприятия могут носить производственный характер в случае направления денежных средств на развитие и расширение производства, модернизацию используемого оборудования, и непроизводственный характер в случае использования денежных средств на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации, и другие цели, не связанные с производством продукции, либо долгосрочными или финансовыми вложениями организации.
Значительная часть собственного капитала предприятия аккумулируется в фондах специального назначения. Эти средства резервируются и направляются на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капитальных вложений).
Главным источником формирования фондов специального назначения служат остающиеся в распоряжении предприятия часть прибыли. С позиции финансового контроля первостепенное значение имеет четкое разграничение средств, направляемых предприятием на производственное развитие и нужды потребления. Необходимость такого контроля связана с налоговыми льготами, предусматривающими уменьшение налогооблагаемой прибыли на ту ее часть, которая направлена на финансирование капитальных вложений.
Реализация политики организации, направленной на аккумулирование своей чистой прибыли для финансирования целевых мероприятий, производится путем образования фондов специального назначения. Количество фондов, их название и использование организация определяет самостоятельно.
Фонды специального назначения образуются по нормам, установленным собственниками, а также за счет безвозмездных взносов учредителей и других предприятий. Они, как правило, подразделяются на фонд накопления, фонд социальной сферы и фонд потребления.
Средства фондов накопления направляются на производственное развитие организации и иные аналогичные цели, в частности на:
1) финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства и строительства новых объектов;
2) проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования, приборов;
3) расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
4) проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования, приборов;
5) расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
6) взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, акционерных обществ и ассоциаций;
7) списание затрат, которые по действующим положениям не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а производятся непосредственно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;
8) на финансирование природоохранных мероприятий и др.
Если предприятие использует средства для капитальных вложений, то сам фонд накопления не уменьшается, так как происходит преобразование финансовых средств в имущество организации. Если же предприятие использует средства фонда на покрытие убытков отчетного года, на распределение прибыли между учредителями, а также на списание затрат, не включаемых в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств, то величина фонда накопления уменьшается.
Средства фонда потребления, в отличие от фонда накопления, направляются на социальное развитие и материальное поощрение персонала, а также других мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации. Средства специальных фондов используются согласно смете, которая обсуждается и утверждается собственниками организации (акционерами). Об исполнении сметы они информируются в установленные сроки.
Фонд потребления предназначен для обеспечения социальной защиты персонала: дотаций на питание, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, детские учреждения, на жилищное строительство, а также на материальное поощрение работников (единовременные премии, подарки, материальная помощь) и пр.
Фонд социальной сферы представляет собой зарезервированные (направленные) суммы в качестве финансового обеспечения развития социальной сферы. Фонд социальной сферы покрывает капитальные вложения не в производство как фонд накопления, а в социальные службы предприятия, например в строительство детского сада. Средства фонда направляются на финансирование расходов, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов и баз отдыха, учитываемых на балансе организации.
Собственно, если не считать амортизацию, нераспределенная прибыль является единственным крупным источником финансирования деятельности предприятия. Ее предприятие всегда может направить на свои нужды или создание специальных фондов. Отличительной особенностью на вновь создаваемых предприятиях является сложность в прогнозировании прибыли из-за еще не возникшего спроса на производимые товары и услуги. На уже работающих предприятиях возможны построения прогнозов о величине прибыли в будущем, но только в составе общего прогноза деятельности предприятия и анализа конъюнктуры рынка. Все дело в том, что на размер прибыли будут оказывать многочисленные факторы как внутри предприятия, так и факторы внешней среды и абстрагированный анализ прибыли на предстоящий период может привести к тому, что средств может попросту не хватить даже на поддержание текущей деятельности.
1.4. Субсидии, поступления и прочие резервы
Целевые финансирование и поступления представляют собой средства некоммерческой организации, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения. К ним относятся средства, поступившие от других предприятий, субсидии правительственных органов, денежные взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях (садах, яслях) и др.
К прочим резервам относятся резервы, которые создаются на предприятии в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость и издержки обращения. Создание резервов предусмотрено Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РК, утвержденное приказом Минфина Казахстана. Например, резервы: на оплату отпусков, на ремонт предметов, сдаваемых в прокат, для выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет, для вознаграждений по итогам работы за год, на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и др. С 1 января 1999 года разрешено также создавать резервы на: предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат.
В Положении указывается, что резервы создаются организацией с целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного года.
В соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по формированию себестоимости организации могут создавать за счет себестоимости ряд дополнительных резервов. Например, строительные организации имеют право создавать резервы: на возведение временных (титульных) зданий, гарантийный ремонт, перебазирование строительных машин и механизмов.
Решение о создании резервных фондов должно быть зафиксировано в учетной политике организации. Если же организация не создает резервных фондов, то этот факт можно не оговаривать в учетной политике.
Положение позволяет предприятиям в соответствии со своей учетной политикой создавать резерв на обесценивание вложений в ценные бумаги и резерв сомнительных долгов. Но по сути своей они не являются собственным капиталом, так как не относятся к пассиву баланса, а корректируют актив, уменьшая его до реальной величины.
Если рассматривать особенности сформированного собственного капитала на казахстанских предприятиях, то можно заметить интересную особенность, наглядно выраженную на рис. 1.
Рис. 1. Структура собственного капитала на современных предприятиях.
Эта особенность состоит в том, что по данным государственной статистики выходит, что Уставный капитал, призванный выступать основой всех хозяйственной деятельности предприятия, на самом деле занимает небольшую часть в составе собственных финансовых ресурсов. В основном это связано с тем, что собственники не стремятся создавать Уставный капитал необходимого объема, а обходятся только минимальной его величиной. Так легче зарегистрировать новое предприятие.
С другой стороны сумма нераспределенной прибыли и создаваемых на ее основе целевых фондов значительна, что показывает величину самофинансирования предприятия в текущем периоде. Т.е. в основном вся работа предприятия за счет собственных средств строится на полученной прибыли. Рассматривать амортизацию как источник собственных финансовых ресурсов можно с большими оговорками. Во-первых, ее нужно рассматривать как возмещение затрат на приобретение и использование оборудования. Во-вторых, т.к. законодательно не закреплено направление использования амортизации, то на подавляющем большинстве предприятий эти суммы идут на текущее потребление или “затыкание” возникших финансовых дыр.
Сумма резервного капитала оказалась небольшой вследствие того, что законодательно определено их создание только рядом предприятий, а их размер на предприятии обычно выбирают наименьший. На предприятиях, которым создание резервного капитала не регламентировано, он вообще не создается, поэтому в общем обзоре данных по предприятиям в целом он занимает только около 5%.
Как неизбежность трудного переходного времени стоит отметить возросшую роль прочих резервов в получении собственных средств. Субсидии на настоящее время получают только предприятия производящие продукцию жизненно необходимую государству и то, зачастую в недостаточном количестве. Поэтому основным структурным элементом прочих резервов будут доходы от сданного в аренду имущества, а также доходы от продажи этого имущества. Причем арендные отношения коснулись даже военных объектных предприятий, которые для увеличения собственных средств привлекают финансирование и из этого источника.