Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа
Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения аудита.
Цель курсовой работы является исследование методики проведения аудита финансовых результатов.
Введение 3
Глава 1 Финансовые результаты и их роль в экономической деятельности организации. 5
1.1 Понятие и состав финансовых результатов. 5
1.2 Порядок формирования финансовых результатов. 11
1.3 Значение и задачи контроля финансовых результатов деятельности организации. 17
1.4 Нормативно-правовое регулирование учёта и контроля финансовых результатов. 19
Глава 2 Аудит финансовых результатов в организации. 24
2.1 Организация контроля финансовых результатов. 24
2.2 Проверка правильности определения финансовых результатов. 30
2.3. Контроль и оценка законности и достоверности доходов и расходов организации. 36
2.3.2 Проверка полноты и своевременности отражения в учёте доходов и расходов. 40
2.4 Проверка правильности учёта конечного финансового результата и распределения прибыли. 45
2.5 Направления совершенствования контроля финансовых результатов в организации. 49
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложения 55
Хозяйственные
операции отражаются на счете 99 по так
называемому кумулятивному
Сопоставлением
кредитового и дебетового оборотов
по счету 99 определяют конечный финансовый
результат за отчетный период. Превышение
кредитового оборота над дебетовым отражается
в качестве сальдо по кредиту счета 99 и
характеризует размер прибыли организации,
а превышение дебетового оборота над кредитовым
записывается как сальдо по дебету счета
99 и характеризует размер убытка организации.
Счет 99 имеет одностороннее сальдо. [13,
156]
Основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта, функционирующего на коммерческой основе является получение максимальной прибыли, так как именно прибыль выступает главным источником финансирования развития бизнеса. Поэтому руководство организации, собственники, финансовые и налоговые органы заинтересованы в получении достоверной и оперативной информации о величине и структуре финансового результата.
Доходы, расходы и финансовые результаты оказывают существенное влияние на финансовое состояние, платежеспособность и благополучие организаций. Учет финансовых результатов и распределения прибыли является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. При этом главной функцией бухгалтерского учета является определение и отражение финансовых результатов организации за отчетный период. Поэтому эти объекты управления должны подвергаться тщательной проверке в системе внутреннего и внешнего аудита с целью установления достоверности показателей финансовых результатов, выявления неиспользованных внутренних резервов и их мобилизации для оптимизации расходов и повышения прибыльности всех видов деятельности организаций. [24, 226]
Основными задачами аудита финансовых результатов являются:
1. Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.
2. Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.
3. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.
4. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов.
5. Проверка правильности формирования и использования чистой прибыли. [26, 112]
При
этом необходимо указать, что под
достоверностью понимается степень
точности данных финансовой (бухгалтерской)
отчетности, которая позволяет пользователю
этой отчетности на основании ее данных
делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом
и имущественном положении
Так
же к задачам аудита относится
предоставление содержательных и точных
записок клиенту по всем неясным
вопросам, возникающим в процессе
выполнения договора на оказание аудиторских
услуг. [16, 187]
В Республике Беларусь есть четыре уровня регулирования аудиторской деятельности: законодательный уровень регулирования, нормативный уровень регулирования, методический уровень регулирования и организационный уровень регулирования. Четвертый уровень - внутрифирменные стандарты аудита разрабатываются непосредственно аудиторскими фирмами , в отличии от первых трех уровней. Каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних стандартов. Внутрифирменные стандарты аудита разрабатываются на основе действующих в Республике Беларусь законодательных и нормативных актов. [18, 214]
Правовую
основу аудита в Республике Беларусь
в настоящее время составляет совокупность
документов различных уровней, приведенных
в таблице 1.4.1.
Таблица 1.4.1
Правовая основа аудита в Республике Беларусь
Наименование законодательного или нормативного документа | Анализ
документа применительно к |
1 | 2 |
Законодательный уровень регулирования | |
Гражданский кодекс РБ. | Гражданское законодательство
определяет правовое положение участников
гражданского оборота, основания возникновения
и порядок осуществления права
собственности и других вещных прав,
регулирует договорные и иные обязательства,
а также другие имущественные
и личные неимущественные отношения,
основанные на равенстве, автономии
воли и имущественной |
Налоговый кодекс РБ | Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Республике Беларусь. |
Нормативный уровень регулирования | |
Продолжение Таблицы 1.4.1 | |
1 | 2 |
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от18 октября 1994 г. (с изм. и доп. от 29.12.2006 г. № 188-3). | Закон регламентирует основные правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. |
Закон Республики Беларусь от 08.01.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» в редакции Закона от 25.06.2007 № 240-З. | Определяют правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, и регулируют отношения, возникающие между государственными органами, аудируемыми лицами, заказчиками аудита, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими объединениями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь. |
Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12.02.2004 г. № 47. | |
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов и Инструкции по применению Типового плана счетов» от 30.05.2003 г. № 89 . | Приведена характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых в них фактов хозяйственной деятельности. |
Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах правового регулирования определения затрат по производству продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли» от 9.06.2006 г. № 380. | Этими нормативными актами производится классификация расходов для целей финансового и налогового учета. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2001 г. № 1081 «О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» (с изм. и доп.) . | |
Основные положения по составу затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утв * Минэкономики от 26.01.98 г. №» 19-12/397, Минфином от 30.01.98 г. Ма 3. Минстерс- твом статистики и анализа от 30.01.98 г. № 21/8, Минтруда Республики Беларусь от 30.01.98 г. № 03-02-07/300 (с изм. и доп.). | |
Методический уровень регулирования | |
Продолжение Таблицы 1.4.1 | |
Постановление
Министерства финансов Республики Беларусь
от 14.02.2008 N 19 "Об утверждении форм
бухгалтерской отчетности, Инструкции
о порядке составления и |
Устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям. |
Организационный уровень регулирования | |
Учетная политика | Регулирует
правила ведения учетной |
График проведения инвентаризации | Проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЦ, в суммы денежных средств |
График документооборота | Регулирует перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием должностей и сроков выполнения работ |
Технология обработки учетной информации | Регулирует перечень работ по сверке первичных документов с установленными, учетной политикой, регистрами учета. |
Рабочий план счетов | Счета,
установленные учетной |
Источник: собственная разработка
В
соответствии с действующим
Президент
Республики Беларусь устанавливает
общий порядок государственного
регулирования аудиторской
Совет
Министров Республики Беларусь определяет
порядок выдачи, приостановления, продления
срока действия и аннулирования
лицензии на осуществление аудиторской
деятельности (кроме аудиторской
деятельности в банковской системе),
устанавливает размер платы за выдачу
(продление срока действия) лицензии
на осуществление аудиторской
Министерство финансов Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности:
— разрабатывает методологию аудита;
— принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;
— устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);проводит аттестацию аудиторов;
— осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;
— осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателей порядка осуществления аудиторской деятельности;
— ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке.
Министерство финансов Республики Беларусь представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности:
— определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;
— разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;
— устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности;
— осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях. [20, 209-211]
Основными целями проведения аудита финансовых результатов являются:
1.
Общий анализ учетной политики
предприятия в части
2.
Правильность ведения учета по
отдельным разделам и счетам
учета и распределения прибыли.
3.
Соблюдение налогового
Работа аудитора строго организованный процесс, которому присущи строго определенные этапы, порядок ведения, составление документации, осуществление аудиторских процедур.
На практике различают следующие этапы проведения аудита и проверки финансовой отчетности:
1) Предварительное ознакомление с предприятием – оценивание экономической среды в которой работает субъект, спад и рост деловой активности, налоговая политика субъекта, маркетинг, реализация продукции.
На этом этапе аудитор формирует свое мнение о предприятии.
2) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.
Предполагается,
что письму-обязательству
Расходы,
связанные с оплатой
3) Планирование аудита: составление плана и программы.
После
ознакомления с предприятием и согласованием
сторон аудитор переходит к
В общем плане на практике выделяются следующие разделы:
- ознакомление с предприятием;
- договор;
- программа;
- процедуры;
- заключение.
В программе более подробно рассмотрены пункты плана с определение времени проведения того или иного раздела плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность. [126, 215]
4) Системное изучение выполнение аудиторских процедур.
Проверка начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса.
5)
Составление заключения по
Выполнение аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения или другого официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.
Аудиторское заключение составляется с соблюдением соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика.
Аудиторское заключение может быть следующих видов:
1) Безусловно положительное заключение – значит в результате проверки нарушений аудитором не обнаружено и замечания отсутствуют.
2) Условно положительный отчет – при проверки были выявлены искажения отчетной информации, но они являются несущественными и не влияют на результат отчетности.
3)
Отрицательный отчет – в таком
случае отчетность в большей
мере искажена ее нельзя
Информация о работе Аудит финансовых результатов предприятия