Бухгалтерская отчётность, порядок её составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
Целью данной курсовой работы является определить основы бухгалтерской отчётности, этапы её развития, состав и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности, рассмотреть международные требования к составу и содержанию бухгалтерской отчётности.

Содержание

1 Основы бухгалтерской отчётности
Понятие бухгалтерской отчётности
Развитие бухгалтерской отчётности в России
Состав, и требования, предъявляемые к отчётности
Международные требования к составу, содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской отчётности.
Реализация принципов составления финансовой отчётности на базе международных стандартов
Отчёт о прибылях и убытках, порядок составления
Заключение
Практическая часть работы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАДАНИЕ.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

бухгалтерский отчетность убыток прибыль

Каждый раздел имел подробный  перечень дополнительных статей.

Порядок составления, представления  и утверждения бухгалтерских  отчетов регламентировало Положение  о бухгалтерских отчетах и  балансах от 1936 года, действовавшее  до сентября 1951 года.

Четвертый этап (1946 – 1980гг.). В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской  и статистической отчетности и повышению  аналитичности баланса.

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей  неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, Министерство финансов в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно сократили объем  годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее  число показателей баланса выросло  с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Пятый этап (1981 – 2005 гг.) характеризуется  новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам  обозначилась серьезная проблема, связанная  с унификацией бухгалтерской  отчетности для предприятий различных  сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены  дополнительные статьи.

С введением нового плана  счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская  отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы  бухгалтерской отчетности:

ü  Баланс предприятия – форма № 1.

ü  Отчет о финансовых результатах и их использования – форма № 2.

ü  Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Выделенные пять этапов совершенствования  бухгалтерского баланса с этапа  становления (1898г) до современного составления  отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская  отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области  регулирования бухгалтерского учета  направлена на построение нормативной  и правовой базы в соответствии с  международными стандартами [10].

1.3 Назначение и принципы  составления финансовой отчетности

Эффективность управления предприятия  во многом определяется уровнем его  аналитической базы, качеством информационного  обеспечения. Источники получения  информации делятся на внешние (правовые, директивные, нормативно-справочные) и  внутренние (плановые, фактографические).

Внешняя информация используется для контроля и оценки соответствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия требованиям действующего законодательства и нормативным  документам министерств и ведомств.

Внутренняя формируется  на предприятии и отражает либо его  фактическое состояние, либо прогнозные показатели.

К плановым относятся все  виды планов, бюджетов, проектов, разрабатываемых  на предприятии.

Информация фактографического  характера представляется в виде отчетностей различных форм, которые  составляются на основании всех видов  учета: бухгалтерского, налогового, статистического, оперативно-технического, маркетингового. Они могут содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Но в финансовом анализе основными  являются бухгалтерские данные, хотя, также используется и другая информация оперативного характера, носящая лишь вспомогательный характер. Сгруппированные  согласно требованиям законодательства данные бухгалтерского и финансового  учета формируют финансовую отчетность предприятия.

Финансовая отчетность - совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью  предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом состоянии  предприятия, а также об изменениях в его финансовом состоянии за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия определенных решений [11].

При формировании финансовой отчетности основываются на фундаментальном  правиле ее подготовки: правиле соответствия вложенной и востребованной информации. При формировании финансовой отчетности используют следующую совокупность принципов.

Принципы составления  финансовой отчетности:

v  принципы учета информации, включаемой в отчетность: принцип стабильности правил бухгалтерского учета; принцип двойной записи; принцип экономической единицы; принцип периодичности составления отчетности; принцип функционирующего предприятия; денежной оценки означает использование денежного измерителя в качестве универсального. При этом могут применяться следующие методы денежной оценки: фактическая стоимость; чистая стоимость реализации; восстановительная стоимость; дисконтированная стоимость; принцип начислений (реализации); принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода.

v  ограничительные принципы: принцип соответствия затрат на составление финансовой отчетности и выгод от её использования; принцип консерватизма (правило низшей оценки); в). принцип конфиденциальности (публичная отчетность не должна содержать коммерческой тайны).

v  Принципы подбора данных (требования к качеству финансовой отчетности): принцип уместности (своевременность, значимость, ценность для анализа); достоверность (правдивость, преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность); принцип понятности (наличие типовых методик составления или пояснений); принцип сопоставимости; принцип консолидированности.

v  Принципы группировки отчетности (требования к наличию элементов): ресурсы отражаются при раскрытии источников их формирования; доходы учитываются при отражении соответствующих расходов [13].

1.4 Состав бухгалтерской  отчётности

В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.

Промежуточная бухгалтерская  отчетность включает:

-  форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

-  форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в  составе промежуточной бухгалтерской  отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также  пояснительную записку, входящие в  состав годовой отчетности.

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

-  бухгалтерский баланс – форма № 1;

-  отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

-  отчет об изменениях капитала – форма № 3;

-  отчет о движении денежных средств – форма № 4;

-  приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

-  пояснительную записку;

-  отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;

-  специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;

-  итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности [1].

Бухгалтерский баланс (форма  №1) является способом группировки  и обобщенного отражения в  денежном выражении хозяйственных  средств предприятия по составу  и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится  по вертикали на две части для  раздельного отражения видов  средств и их источников. В левой  части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в  правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид  средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива  баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса  установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и  инструкциями (указаниями) по составлению  бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

-  о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;

-  об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

-  о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную  акцию.

В расшифровке отдельных  прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды  об отдельных видах прибылей и  убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех  разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II « Резервы предстоящих  расходов» и в разделе III « Оценочные  резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и  движение имеющихся в организации  резервов предстоящих расходов и  оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала»  содержаться сведения за отчетный и  предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются  данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным  видам деятельности и на расходы  по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех  разделов:

-  Остаток денежных средств на начало года.

-  Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений

-  Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов

-  Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств  показывается по видам деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.  

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных  средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные  займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и  кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год  по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с  выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и  выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое  имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении  и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и  имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств  финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться  сведения о собственных средствах  организации и привлеченных средствах  по их видам. В конце раздела справочно  приводятся данные о незавершенном  строительстве и инвестиции в  дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения»  указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому  виду долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным  видам деятельности» отражены затраты  по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих  расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели»  приводятся данные об отчислениях в  государственные внебюджетные фонды  и отчисления в негосударственные  пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам  и об остатке средств на конец  года.

Пояснительная записка к  годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и  предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской  отчетности [2].

1.5 Требования, предъявляемые  к бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных  процедур оформления и публичности [4].

Информация о работе Бухгалтерская отчётность, порядок её составления