Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость данного вопроса и обусловили выбор темы данной курсовой работы.
Целью работы является рассмотрение темы: «Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности предприятия на примере СПК «Родина» Вешкаймского района Ульяновской области». Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики;
изучить содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления;
выделить отличительные особенности составления бухгалтерского баланса в отечественной и международной практике;
провести анализ финансового состояния СПК «Родина» по данным бухгалтерского баланса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5
Глава 2. Содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления…………………………………………………………………..10
2.1. Инвентаризация и другие подготовительные работы перед составлением баланса……………………………………………………………………………10
2.2. Строение бухгалтерского баланса и источники для его составления………………………………………………………………………………...14
2.3. Оценка статей баланса…………………………………….………………..18
2.4. Отличительные особенности составления бухгалтерского баланса в отечественной и международной практике………………………………………..21
2.5. Утверждение и представление бухгалтерского баланса в системе отчетности предприятия……………………………………………………………….23
Глава 3. Аналитические возможности бухгалтерского баланса для анализа финансового состояния предприятия…………………………………………..26
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Правила проведения и порядок оформления результатов инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств излагаются в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49 от 13.06.95 г. Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.

Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов.

1 этап – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

– подготовку приказа о проведении инвентаризации;

– формирование инвентаризационной комиссии;

– определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

– получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

2 этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

3 этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

4 этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Для проведения инвентаризации на предприятиях должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия при участии главного бухгалтера. Возглавляет инвентаризационную комиссию заместитель руководителя организации. Состав комиссии и сроки проведения инвентаризации должны быть объявлены приказом руководителя организации.

До начала инвентаризации бухгалтерия полностью должна обработать и записать регистры аналитического учета, данные всех приходных и расходных документов, вывести остатки по счетам. На складах товары должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам с указанием на ярлыках количества. Инвентаризацию проводят отдельно по каждому месту нахождения ценностей и по материально ответственным лицам.

Данные инвентаризации по каждому виду ценностей фиксируют в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов за их количество показывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения принятых в учете. Так, при инвентаризации основных средств комиссия в обязательном порядке осматривает объекты в натуре.

Инвентаризацию денежных средств, ценностей и документов строгой отчетности осуществляют ежемесячно и обязательно на 31 декабря. При подсчете фактического наличия денежных средств в кассе принимаются к учету наличные деньги, почтовые марки и марки государственной пошлины.

Инвентаризацию кассы оформляют актом. Особо проверяют суммы дебиторской задолженности, списанные в убыток вследствие несостоятельности ответчиков и невозможности обращения взыскания на их имущество, в частности:

- обоснованности списания задолженности в убыток;

- правильности учета списанной задолженности за балансом;

- осуществления контроля за возможностью ее взыскания.

Инвентаризационные описи составляет в двух экземплярах. Один экземпляр остается в подразделении, а второй передается в бухгалтерию.

На ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляется сличительные ведомости на основании инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Важным этапом подготовительной работы для составления бухгалтерского баланса является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Вспомогательные производства оказывают взаимные услуги друг другу и основному производству. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством встречных затрат.

В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности. В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Далее 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

В порядке последующей очередности, прежде чем приступить к составлению собственно самого годового баланса, бухгалтеру необходимо провести его реформацию. Она заключается в том, что бухгалтер закрывает счета, где учитывались финансовые результаты, то есть сводит их сальдо к нулю. Это делается для того, чтобы в новом году организация могла начать вести учет «с новой страницы», не оглядываясь на старые записи.

Реформация баланса должна быть проведена по состоянию на 31 декабря. Этой датой бухгалтер закрывает счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки» определяется конечный финансовый результат отчетного периода.

В заключение хотелось бы отметить, что перед составлением годового баланса бухгалтерам необходимо еще раз проверить, все ли принципы и методы, заложенные в учетную политику предприятия, были соблюдены при ведении бухгалтерского учета.

 

2.2 Строение бухгалтерского баланса и источники для его составления.

 

Бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует состояние хозяйственных средств с точки зрения их состава и источников формирования в денежном виде на определенную дату.

В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Министерством финансов РФ и носит рекомендательный характер - организации могут ее дополнять, сокращать и видоизменять.

Форма бухгалтерского баланса представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из актива и пассива. В активе представляется информация о хозяйственных средствах организации, а в пассиве — об их источниках. Данные о хозяйственных средствах и их источниках в отчетном балансе приводятся на начало и конец отчетного периода.

 Средства, представленные в  активе, совершают непрерывный кругооборот, складывающийся из бесчисленного количества всевозможных технологических и организационных хозяйственных операций, формирующих процессы приобретения и  заготовления материальных ресурсов, их переработки, выпуска и продажи готовой продукции. Чем активнее пульсируют средства в кругообороте, чем быстрее они оборачиваются, тем рациональнее они используются и тем экономически эффективнее функционирует предприятие.

В связи с различным характером участия в кругообороте хозяйственные средства делятся на оборотные и внеоборотные активы. Различие между ними заключается не в том, что одни из них участвуют в обороте, а другие нет, а в том, как они участвуют в нем.

Оборотные средства по мере потребления вступают в оборот всей массой, изменяют при этом свою форму, превращаясь из одних видов в другие – из денежных средств в запасы сырья, из сырья по мере переработки в детали, полуфабрикаты и готовые изделия, готовые изделия при продаже – в денежные средства и т.д.

Внеоборотные активы, выступающие в виде зданий, сооружений, машин, оборудования и других материальных объектов основных средств или нематериальных активов, а также других долгосрочных вложений, служат длительное время, снашиваются постепенно и по мере износа частями постепенно вступают в кругооборот. Их оборот приобретает замедленный характер и занимает длительное время, поэтому они в балансе выделены в специальный раздел, именуемый «Внеоборотные активы».

Поскольку средства в активе баланса сгруппированы в порядке ускорения оборота или повышения уровня ликвидности – от основных средств к материальным запасам и денежным средствам, вторым разделом актива баланса являются «Оборотные активы».

Источники в пассиве делятся на собственные и привлеченные. Собственные источники принадлежат самому предприятию и представлены в первом разделе пассива в виде капитала и резервов, а привлеченные, то есть заемные или возникшие в ходе расчетных отношений в виде кредитной задолженности, в последующих двух разделах. Привлеченные в зависимости от срока их погашения делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Это и определяет структуру пассива баланса и последовательность размещения в нем источников хозяйственных средств. Такое построение баланса  дает возможность создать отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств предприятия, об обеспеченности их собственными и привлеченными источниками их покрытия, а также о финансовых результатах и их использовании.

В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды хозяйственных средств и источники их формирования, указанные в классификациях хозяйственных средств по составу и характеру использования, по источникам образования и целевому назначению.

Балансовая статья - это показатель (строка) актива и пассива, характеризующий отдельные виды имущества, их источников, обязательств. Статьи бывают одноэлементные и комплексные. Одноэлементная статья содержит данные об одном объекте бухгалтерского учета, информация о котором формируется на одном счете. Комплексные статьи содержат данные об остатках нескольких счетов бухгалтерского учета, отражается сумма остатков по счетам 20, 23, 29, 44.Однородные статьи раздела объединяются в группы статей.

Следует отметить, что Министерство финансов РФ утвердило 2 июля 2010 года №66н  приказ о внесении изменений в бланки форм бухгалтерской отчетности организаций.

Согласно приказу были утверждены новые бланки форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчета о движении денежных средств (форма №4).

В частности, в новой форме бухгалтерского баланса изменен состав граф: если в действующей на данный момент форме бухгалтерского баланса включаются значения показателей на начало года и конец отчетного периода, то в новой форме учитывается значение на отчетную дату отчетного периода, на конец прошлого и конец позапрошлого года, а также введена графа 1 «Пояснения», в которой указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу.Изменен также состав показателей баланса, а именно:

В Активе:

  • в разделе «Внеоборотные активы» добавлена детализация по статье «Результаты исследований и разработок», одновременно с отменой расшифровки по показателю «Незавершенное строительство»;
  • в разделе «Оборотные активы» исключена расшифровка статьи «Запасы»; статьи «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» с расшифровками объединены в одну статью «Дебиторская задолженность»; статья «Краткосрочные финансовые вложения» стала именоваться «Финансовые вложения».

В Пассиве:

  • в разделе «Капитал и резервы» добавлена статья «Переоценка внеоборотных активов»; значение показателя «Добавочный капитал» теперь учитывается без переоценки; статья «Резервный капитал» не расшифровывается;
  • в разделе «Долгосрочные обязательства» добавлена статья «Резервы под условные обязательства»;
  • в разделе «Краткосрочные обязательства» «Кредиторская задолженность» не расшифровывается; статья «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» исключена.

Остальные статьи и показатели не претерпели существенных изменений.

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, в новой форме баланса не представлена. Показатели, включаемые в нее, расшифровываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

 

 

2.3 Оценка статей баланса

 

Оценка статей бухгалтерского баланса -это выражение в денежном измерении отражаемых в балансе отдельных видов хозяйственных средств и источников их образования.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности, которые учитываются при составлении бухгалтерского баланса.

  1. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением ПБУ 1/08 «Учетная политика».
  2. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценки, то есть  за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
  3. ПБУ 21 /2008 Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных показателей», приложение №2 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н ввело понятие «изменение оценочных значений.
  4. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету:

Информация о работе Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности предприятия