Бухгалтерский учет в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Определение и основные задачи бухгалтерского учета
• Пользователи бухгалтерской информации
• Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
• Основные требования к ведению бухгалтерского учета
• Учетная политика
• Международные бухгалтерские правила
• Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в системе управления организацией.docx

— 54.84 Кб (Скачать файл)

3)      концепция  действующего предприятия — состоит  в том, что организация является  экономической единицей, которая  действует в настоящее время  и будет действовать в обозримом  будущем;

4)      концепция  учета по стоимости — состоит  в том, что актив вносится  в учетные регистры по первоначальной  стоимости (по оплаченной стоимости), а для целей использования  актива различают балансовую  и рыночную стоимость;

5)      концепция  двойственности учета — состоит  в том, что при отражении  фактов хозяйственной деятельности  применяют двойную запись;

6)      концепция  учетного периода — состоит  в том, что деятельность организации  измеряется за конкретный промежуток  времени, который называется учетным  периодом (обычно год);

7)      концепция  консерватизма (осторожности в  оценке) — состоит в том, что  для признания увеличения нераспределенной  прибыли организации необходимы  более веские доказательства, чем  для признания уменьшения нераспределенной  прибыли;

8)      концепция  реализации — состоит в том,  что сумма полученного дохода  от продажи товаров, работ,  услуг должна быть больше или  меньше продажной цены реализованных  товаров (услуг);

9)      концепция  соотнесения доходов и расходов  — состоит в том, что доходы  от продажи товаров, работ,  услуг одного отчетного периода  должны быть уменьшены на расходы,  относящиеся к этому же отчетному  периоду (данная концепция реализуется  через понятия расходов, под которыми  понимаются затраты, выплаты,  расходы текущего и будущих  периодов);

10)   концепция применения  учетной политики — состоит  в том, что один и тот же  метод оценки имущества, обязательств  и капитала, выбранный организацией, применяется из года в год;

11)   концепция существенности  — состоит в том, что в  отчетности отражаются только  существенные события, которые  могут повлиять на принятие  решения инвестора.

Основополагающими принципами международной финансовой отчетности являются следующие:

1)      принцип  выбора единицы учета (предприятие  автономно и понимается как  отдельная хозяйствующая единица);

2)      принцип  периодичности — состоит в  том, что отчетность классифицируется  на годовую и промежуточную;

3)      принцип  открытости — состоит в том,  что в учетных регистрах раскрываются  детали происхождения материальных  ценностей в дополнение к основным  требованиям;

4)      принцип  целостности — состоит в том,  что данные бухгалтерского учета  представляют собой единую систему,  позволяющую управлять имуществом, капиталом, обязательствами в  процессе хозяйственной деятельности;

5)      принцип  объективности (регистрации) —  состоит в том, что все хозяйственные  операции должны регистрироваться  сплошным образом в оправдательных  документах;

6)      принцип  конфиденциальности — состоит  в том, что внутренняя отчетность  является коммерческой тайной;

7)      принцип  экономичности бухгалтерской информации (принцип рациональности) — состоит  в том, что затраты на получение  информации не должны превышать  экономический эффект от ее  сбора.

Международные стандарты  имеют ряд преимуществ перед  национальными стандартами, которые  заключаются в следующем:

·         лучше обобщают практический опыт;

·         не привязаны к особенностям регулирования  бухгалтерского учета в отдельных  странах;

·         обеспечивают сопоставимость информации между компаниями в мировом масштабе и являются доступными для пользователей;

·         позволяют значительно сократить  расходы на подготовку консолидированной (сводной) отчетности;

·         доступны и просты в восприятии для пользователей;

·         постоянно совершенствуются.

Вместе с тем система  МСФО имеет недостатки:

·         стандарты носят обобщенный характер и предусматривают многообразие методов учета;

·         отсутствуют подробные указания по применению отдельных методик (нет  методических рекомендаций);

·         ориентированы на развитую рыночную экономику;

·         носят рекомендательный характер.

Каждый стандарт состоит  из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дата вступления в силу. Сфера применения стандарта  определяет объекты учета, а в  некоторых случаях и круг охватываемых компаний.

В разделе «Порядок учета» излагаются конкретные условия признания  и оценки объектов учета, основные правила  учета и рекомендации по их использованию.

В разделе «Раскрытие информации»  определяется состав информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности по соответствующему стандарту.

Некоторые страны применяют  МСФО практически без их изменения; другие страны (в том числе и  Россия) принимают МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения  соответственно национальным условиям (например, особенностям налоговых  систем).

В настоящее время в  международной финансовой практике существуют две системы международных  стандартов:

·         GAAP — основные общие принципы бухгалтерского учета, присущие для англо-американской системы учета, области управленческого  регулирования бухгалтерского учета  и формирования отчетных форм. Ориентирована на инвесторов и кредиторов;

·         МСФО — присуща для стран Западной Европы, характеризуется жестким  регулированием норм права, формами  отчетности. Ориентирована на финансовые институты и налоговые органы.

На использование той  или иной группы международных стандартов в практической деятельности оказывают  влияние следующие факторы:

1)      тип инвестора;

2)      участие  инвестора в управлении организацией;

3)      количество  физических и юридических лиц  — основных инвесторов;

4)      степень  развития финансового рынка и  рынка ценных бумаг;

5)      степень  участия в международном бизнесе.

В настоящее время в  международной практике бухгалтерского учета в зависимости от способа  формирования показателей отчетности выделяют следующие модели бухгалтерского учета: англоамериканская, континентальная и южноамериканская.

Сравнительная характеристика международных моделей бухгалтерского учета представлена в табл. 4.

В настоящее время МСФО трансформируется в единую систему, которая подразумевает гармонизацию стандартов GAAP и МСФО.

 

Таблица 4. Классификация  моделей бухгалтерского учета

Англоамериканская

Континентальная

Южноамериканская

1. Отчетность ориентирована  на нужды инвесторов

1. Отчетность ориентирована  на нужды налоговых органов  и государственной власти

1. Отчетность ориентирована  на потребности государственных  и налоговых органов

2. Применяется профессиональное  регулирование бухгалтерского учета,  а не государственное

2. Жесткая регламентация  бухгалтерского учета, государство  постоянно вмешивается в учетную  практику

2. Бухгалтерский учет регулируется  законодательством

3. Обеспечение информацией  налоговых органов выведено в  отдельную систему за рамки  финансового учета

3. Финансовая отчетность  ориентирована на кредитные учреждения

3 Отличительной особенностью  является пересчет показателей  отчетности на темп инфляции

4. Очень хорошо развит  рынок ценных бумаг

4. Бизнес имеет тесные  связи с банками, практика учета  одной страны отличается от  других стран

 

 

Объекты бухгалтерского учета  и их классификация

В процессе осуществления  финансово-хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот хозяйственных  средств и совершается большое  количество хозяйственных операций.

Так, денежные средства организации  могут превращаться в приобретаемые  у других организаций сырье, материалы, которые, в свою очередь, изменяются в соответствии с условиями деятельности организации, принимая различные формы  в виде продукции (работ, услуг), которые  после их реализации покупателям  и заказчикам вновь превращаются в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.

Отдельные составные части  кругооборота хозяйственных средств  на различных его стадиях отражаются с помощью хозяйственных операций.

В зависимости от назначения хозяйственные средства организации  подразделяются на средства, находящиеся  в сфере производства, обращения  и в непроизводственной сфере.

К хозяйственным средствам  организации, находящимся в сфере  производства, относятся предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.) и средства труда (здания, машины, оборудование и другие основные средства), используемые в процессе производства продукции (работ, услуг).

К хозяйственным средствам  организации, находящимся в сфере  обращения, относятся отгруженные  покупателям товары или готовая  продукция, денежные средства на счетах и в кассе организации, средства в расчетах (дебиторская задолженность, задолженность за подотчетными лицами и т.п.) и др.

К хозяйственным средствам  организации, находящимся в непроизводственной сфере, относятся средства социального  и культурно-бытового назначения: общежития, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения (детсады и ясли), дома отдыха, санатории и др.

В зависимости от состава  и функциональной роли хозяйственные  средства организации подразделяются на внеоборотные и оборотные средства (активы).

 

К внеоборотным средствам (активам) относятся основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы, многократно используемые в производственной и иной хозяйственной деятельности.

Основные средства — определенная группа активов организации, обладающих стоимостью и способностью приносить  организации экономические выгоды (доход), имеющая материально-вещественную структуру и используемая в течение  длительного периода в качестве средств труда при производстве продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации.

Нематериальные активы —  группа активов организации, обладающих стоимостью и способностью приносить  организации экономические выгоды (доход), не имеющих материально-вещественной (физической) структуры и используемых в течение длительного периода  при производстве продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации.

Незавершенное строительство  — затраты застройщика по возведению объекта строительства с начала строительства до ввода объекта  в эксплуатацию.

Доходные вложения в материальные ценности — вложения организации  в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, предоставляемые  организацией за плату во временное  владение и пользование с целью  получения дохода.

Финансовые вложения —  инвестиции организации в государственные  ценные бумаги, акции, облигации и  иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные  другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более 12 месяцев относят  к долгосрочным, а на срок до 12 месяцев  — к краткосрочным финансовым вложениям.

 

К оборотным средствам (активам) относятся сырье, материалы и  другие активы, используемые в производстве продукции (работ, услуг), товары и готовую  продукцию, а также незавершенное  производство, расходы будущих периодов, денежные средства, права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность), краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные активы.

Оборотные средства предназначены  для однократного использования  в течение одного производственного  цикла, под которым понимается интервал времени от начала до окончания производственного  процесса изготовления продукции.

Сырье и основные материалы  — предметы труда, предназначенные  для использования в процессе производства продукции и представляющие собой материальную (вещественную) основу при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Сырье представляет собой  продукцию сельского хозяйства  и добывающей промышленности (зерно, уголь, нефть и т.п.). Материалы  представляют собой продукцию обрабатывающей промышленности (мука, мазут, бензин и  т.п.).

Товары — часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для  продажи.

Готовая продукция — часть  материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора, требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Незавершенное производство — продукция (работы), не прошедшая  всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных  технологическим процессом, а также  изделия неукомплектованные, не прошедшие  испытания и техническую приемку (т.е. продукция, начатая, но еще не законченная  производством в пределах данной организации).

Расходы будущих периодов — затраты, произведенные организацией в предшествующем и/или отчетном периодах, но подлежащие включению  в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды  деятельности организации. К таким  расходам, в частности, относятся  расходы, связанные с подготовительными  к производству работами в сезонных отраслях, освоением новых производств, цехов и агрегатов и др.

Информация о работе Бухгалтерский учет в системе управления организацией