Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Единственным кредитным, расчетным и кассовым центром страны является Национальный банк Украины. Все денежные средства предприятий и организаций должны храниться на расчетных или текущих счетах банка. Получение денег с этих счетов производится под непосредственным контролем банка, что обеспечивает использование этих средств по целевому назначению.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Основные нормативные документы регулирования бухгалтерского учета денежных средств…………………………………………………………………5
1.2. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств………14
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Учет кассовых операций……………………………………………………16
2.2. Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке……….….24
2.3. Учет операций по валютному счету………………………….……………32
Заключение………………………………………………….……………………37
Список использованной литературы……………………...……………………40
Бухгалтерские счета - это способ текущего группировки экономически однородных объектов учета и отражения их состояния на определенный момент времени и движения за определенный отчетный период. Отражения хозяйственных операций на счетах осуществляется методом двойной записи, сущность которого заключается в записи каждой операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме, что вытекает из экономической сущности операции. Систематизация и накопление экономической информации регулируются через утвержденные приказами Минфина Украины от 30 ноября 1999 г. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкция по его применению, а также Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета от 29 декабря 2000.
Бухгалтерский баланс и другая
финансовая отчетность - это способ
обобщения и передачи финансовой
информации пользователям через
упорядоченную систему
Государством устанавливаются
основные правила и процедуры
нормативно-правового
Правовое регулирование бухгалтерского учета - это система законодательных и нормативных актов, согласно которым предприятие осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность и обеспечивает ведение ее бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Эти нормативные акты имеют определенную иерархическую подчиненность.
Вся система правового регулирования бухгалтерского учета в Украине может быть представлена следующим образом:
- законы и другие подзаконные нормативные акты;
- положения бухгалтерского учета и другие нормативные акты (приказы, инструкции и др.)., принимаемые центральными органами специальной компетенции (Министерством финансов Украины, НБУ, Госкомстатом Украины и другими ведомствами);методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, которые разрабатываются и утверждаются с учетом особенностей и потребностей определенных видов деятельности;
- рабочие документы по организации и ведению бухгалтерского учета и применения учетной политики, принимаемые собственником предприятия на основании нормативных документов, разработанных и утвержденных органами государства.
В нормативные акты первого
уровня относятся: законы, указы Президента
Украины, Постановления Кабинета Министров
Украины, которые закрепляют обязательность
однообразного ведения
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, является Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», принятый 16 июля 1999 г. в этом Законе дается определение бухгалтерского учета, его объекта, устанавливаются единые правила бухгалтерского учета для всех предприятий независимо от форм собственности и вида деятельности, определяются правовые основы регулирования, организации, ведения и систематического учета, его регистры, порядок оценки имущества и обязательств, привила составления и представления финансовой отчетности в Украине.
К важным постановления Кабинета Министров Украины по вопросам бухгалтерского учета также следует отнести также Типовое положение по вопросам, учета и контроля себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности (от 24 апреля 1996 г.); Порядок предоставления финансовой отчетности (от 28 февраля 2000 г.). Нормативные акты второго уровня включают положения и инструкции по бухгалтерскому учету, которые принимаются Министерством Украины, Национальным банком и другими ведомствами, в которых изложены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, содержатся основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Так, приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 г. утверждено 32 Положения (стандарта) бухгалтерского учета.
Важное значение имеют инструкции Министерства финансов о порядке бухгалтерского учета хозяйствующих средств и операций, например: Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете (24 мая 1995 г.); Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей денежных средств и документов и расчетов (11 августа 1999 г.). Особое место принадлежит нормативным актам НБУ.
Третий уровень правового
регулирования бухгалтерского учета
включает методические рекомендации,
инструкции и ласты, разъясняющие применение
отдельных положений
Важную роль в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета играют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, утвержденные Министерством финансов Украины. В условиях глобализации финансовых решений, создание корпораций особое значение приобретают проблемы унификации национальных стандартов бухгалтерского учета со стандартами международными.
1.2. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств.
Деньги - это всеобщий эквивалент, то особый товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость. Еще совсем недавно использование при расчетах (платежах) безналичных средств было прерогативой юридических лиц. Стремительное развитие новых технологий и техники способствовало тому, что безналичные деньги становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, быстро вытесняя наличные. Однако имеющиеся средства достойно выдерживают «конкуренцию» с безналичными деньгами, когда речь идет о выплате предприятием заработной платы работникам, компенсации командировочных расходов, а также при осуществлении других хозяйственных расходов, как правило, проведенных через кассу предприятия.
Учитывая тот факт, что использование наличных предприятием вызывает соблазн расходы их не по целевому назначению, государство контролирует данный процесс путем введения нормативных актов. Так, в соответствии со ст. 40 Закона № 679 Национальный банк Украины устанавливает правила, формы и стандарты расчетов банков и других юридических и физических лиц в экономическом обороте Украины с применением как бумажных, так и электронных документов и наличности, координирует организацию расчетов.
Согласно ст. 56 Закона № 679 НБУ выдает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для физических лиц.
Во исполнение статей Закона № 679 НБУ была обновлена нормативная база по имеющемуся обращению, а именно приняты новые документы, регламентирующие осуществление операций с наличными средствами:
- положение о ведении
кассовых операций в
- инструкция об организации
работы из наличного обращения
учреждениями банков Украины,
утвержденная постановлением
- положение № 72 и Инструкция № 69 опубликованы в «Официальном вестнике Украины» № 12 от 06.04.2001 г. вступили в силу 17 апреля 2001 года (через 10 дней после официального опубликования).
Правила организации расчетно-
Целью данной работы является
изложение и анализ требований, который
необходимо выполнять при осуществлении
кассовых операций, а именно требований
к порядку документального
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Учет кассовых операций.
Кассовые операции - это
операции, связанные с приемом, хранением,
выдачей наличных денег кассами
банков, предприятий, организаций.
Все предприятия согласно законодательству
сохраняют свои средства в банках. Для
осуществления операций с наличными на
предприятиях создаются кассы. Касса предприятия
[3] - помещение или место, предназначенное
для приема, выдачи и хранения наличных
средств, других ценностей и кассовых
документов, где, как правило, ведется
кассовая книга.
Касса должна быть специально оборудована
, а средства храниться в металлическом
шкафу. Выдача денег осуществляется через
окошко, при закрытых дверях. Доставка
полученной наличности из банка осуществляется,
в случае необходимости, с охраной; нельзя
перевозить наличные в общественном транспорте. С
кассиром обязательно заключается договор
о материальной ответственности.
Предприятия могут рассчитываться наличными как за счет средств, полученных в банке, так и за счет наличной выручки. Сумма наличного расчета с одним предприятием (предпринимателем) не должна превышать 10 тыс. гривен в день. Эти ограничения не касаются расчетов с физическими лицами, бюджетами, государственными целевыми фондами, а также расчетов за электроэнергию, за закупленную сельхозпродукцию подобное. Предприятию устанавливается лимит остатка наличности в кассе одной из обслуживающих банков по выбору предприятия. В другие банки, где предприятие имеет текущие расчеты, представляются копии заявления-расчета с установленным лимитом кассы. Штраф за превышение лимита наличности в кассе [1] взимается в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день. В дни выплаты зарплаты в течение трех дней разрешается превышение лимита наличности в кассе.
Инвентаризация кассы
проводится внезапно в сроки, установленные
руководителем. Результаты инвентаризации
оформляют актом
- приходный кассовый ордер (форма № КО-1);
- расходный кассовый ордер (форма № КО-2);
- платежные, расчетно-платежные ведомости.
Прием наличности в кассу
предприятия оформляют
Кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров (форма № КО- 3 или № КО-За). Аналитический учет. Регистром аналитического учета по учету кассовых операций является кассовая книга (форма № КО-4). Каждая операция по каждому приходным и расходным кассовым ордером записывается в кассовую книгу в день ее совершения. Записи в кассовой книге осуществляются в двух экземплярах через копировальную бумагу. Второй экземпляр - отрывной, это отчет кассира, который ежедневно передается в бухгалтерию с приложенными кассовыми ордерами под роспись в кассовой книге. Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью предприятия и количество их заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера. Исправления в кассовой книге не допускаются; сделаны исправления (текущего дня) заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги на компьютере. Синтетический учет ведется на активном счете 30 «Касса», субсчета: 301 "Касса в национальной валюте"; 302 "Касса в иностранной валюте ". Поступление денег отражается по дебету, расходование - по кредиту счета. В балансе сальдо этого счета отражается в разделе 2 актива. Регистры синтетического учета:
- полная журнально-ордерная форма - Журнал-ордер 1, Ведомость 1;
- сокращенное журнально-ордерная форма - Журнал-ордер 1, Ведомость 1;