Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств ЗАО «Усть-Джегутинский гипсовый завод им. Р. А. Джанибекова»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

На результаты производственно-хозяйственной деятельности организации оказывает влияние степень эффективности использования основных средств. Имея ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование основных средств, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства. Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…4

I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………...7
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств в Российской Федерации………………………………………………………..…7
1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет движения основных средств………………………………………………………………………..….12
1.3. Методика проведения и особенности анализа эффективности использования основных средств……………………………………………....23

II. ПОСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЗАО «УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКИЙ ГИПСОВЫЙ ЗАВОД ИМ. Р. А. ДЖАНИБЕКОВА».…33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Усть-Джегутинский гипсовый завод им. Р. А. Джанибекова»……………… ……33
2.2. Синтетический и аналитический учет движения основных средств, их ремонта, амортизации и модернизации………………………………………..41
2.3. Анализ структуры, технического состояния и эффективного использования основных средств ЗАО «Усть-Джегутинской гипсовый завод им. Р. А.Джанибекова»………… …………………………………………...….52

III. ВЫРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ……………61
3.1. Направления совершенствования бухгалтерского учета основных средств в целях формирования финансовой и налоговой отчетности………………...61
3.2. Разработка организационно-управленческих и
производственно-технических мероприятий по улучшению основных фондов...………………………………………………………………………….70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..79

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………83

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya.docx

— 187.50 Кб (Скачать файл)

- Постановлением Госкомстата РФ  от 07.02.2001г. №13 «Об утверждении  инструкций по заполнению форм  федерального государственного  статистического наблюдения за  наличием и движением основных  фондов» (в редакции от 27.12.2001г.),

- Постановлением Госкомстата РФ  от 29.06.2001г. №48 «Об утверждении  форм федерального государственного  статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2002 год» [7],

- Постановлением Госкомстата РФ  от 11.02.1999г. №13 «Об утверждении  инструкций по заполнению форм  федерального государственного  статистического наблюдения за  наличием и движением основных  фондов» (в редакции от 07.02. 2001г., в части статистической отчетности  по основным средствам субъектов  малого предпринимательства),

- Постановлением Госкомстата РФ  от 21.07.1998г. №73 «Об утверждении  форм федерального государственного  статистического наблюдения за  основными фондами и строительством  на 1999 год» (в редакции от 29.06.2001г., в части формы статистической  отчетности по основным средствам  субъектов малого предпринимательства).

Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется:

- Налоговым Кодексом РФ (часть  первая от 31.07.1998г. №146-ФЗ, в редакции  от 29.12.2001г., и часть вторая от 05.08.2000г.  №117-ФЗ, в редакции от 31.12.2001г.) [4],

- Законом РФ «О налоге на  имущество предприятий» от 13.12.1991г.  №2030-1 (в редакции от 04.05.1999г.) и  соответствующей Инструкцией ГНС  РФ от 08.06.1995г. №33 (в редакции  от 20.08.2001г.),

- Законом «О дорожных фондах  в Российской Федерации» от 18.10.1991г.  №1759-1 (в редакции от 27.12.2000г.) и  соответствующей Инструкцией МНС  РФ от 04.04.2000г. №59 (в редакции  от 20.10.2000г.).

При анализе налоговых последствий  операций с основными средствами следует особо отметить тот факт, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ требует определять налогооблагаемую прибыль по правилам, часто отличающимся от правил бухгалтерского учета, в связи с чем необходима организация особого налогового учета, в том числе и операций с основными средствами.

Приведенный перечень нормативных  документов, регулирующих порядок отражения  в учете и порядок налогообложения  основных средств нельзя считать  полным, поскольку решения о порядке  учета любых операций должны приниматься  с учетом требований всех действующих  нормативных документов по конкретному  вопросу (положений Гражданского Кодекса  РФ, Федерального Закона о лизинге, региональных и местных нормативных  актов по налогообложению, международных соглашений об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.).

 

 

 

1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет движения основных средств

 

 

 

 

      Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны  оформляться оправдательными документами.  Эти документы являются первичными  учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации.

В соответствии с Законом  о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.2011г. первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), дату составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события, подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц [2].

Согласно п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ (введенным в действие законом №402-ФЗ от 06.12.2011г.) и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями [1].

Несоблюдение всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных  учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с  нарушением установленного порядка  и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.

Движение основных средств  документально оформляется в  соответствии с типовыми формами  первичного учета в промышленности и строительстве и краткими указаниями по их применению и заполнению, которые  утверждены постановлением Госкомстата  РФ от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету основных средств" [8].

Для учета основных средств  действуют следующие унифицированные  формы первичной учетной документации:

Форма ОС-1 – «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  здании, сооружений)» 

ОС-1а - «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» 

ОС-1б – «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений» 

Форма ОС-2 – Накладная  на внутреннее перемещение основных средств.

Форма ОС-3 – «Акт приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» 

Форма ОС-4 – «Акт о списании объекта основных средств (кроме  автотранспортных средств)» 

Форма ОС-4а – «Акт о  списании автотранспортных средств»

ОС-4б «Акт о списании групп  объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)» 

Форма ОС-6 – Инвентарная  карточка учета основных средств (для  зданий и сооружений)

ОС-6а – «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств».

ОС-6б – «Инвентарная книга  учета объектов основных средств»

Форма ОС-14 – «Акт о приемке  оборудования» 

Форма ОС-15 – «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж» 

Форма ОС-16 – «Акт о выявленных дефектах оборудования» 

Акт о приеме-передаче объекта  основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется для  зачисления в состав основных средств  отдельных объектов, поступивших  путем:

- приобретения за плату  у других организаций;

- строительства хозяйственным  или подрядным способом;

- получения от других  организаций и лиц в безвозмездное  пользование;

- внесения учредителями  в счет их вкладов в уставный  капитал;

- получения в хозяйственное  ведение или оперативное управление;

- взятия в аренду с  последующим выкупом;

- поступления по акту  дарения;

- передачи в совместную  деятельность и доверительное  управление;

- передачи в обмен на  другое имущество и другими  способами, не противоречащими  действующему законодательству [12].

Документ применяется  для учета ввода объектов в  эксплуатацию, за исключением тех  случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим  законодательством оформляться  в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения  организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном  экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной  приказом руководителя организации. Составление  общего акта, оформляющего приемку  нескольких объектов основных средств, допускается лишь, если эти объекты  однотипны, имеют одинаковую стоимость  и приняты в одном календарном  месяце. Акт (накладная) после его  оформления с приложенной технической  документацией, относящейся к данному  объекту, передается в бухгалтерию  организации, подписывается главным  бухгалтером и утверждается руководителем  организации или лицом, на это  уполномоченным. 

Если у организации  не будет документов, подтверждающих дату ввода основного средства в  эксплуатацию, при проверке налоговая  инспекция может исключить суммы  начисленной амортизации из затрат, учтенных при расчёте налога на прибыль. Связано это с тем, что в  отличие от бухучета в налоговом  учете амортизация начисляется  со следующего месяца после ввода  основного средства в эксплуатацию (п.4 ст.259 НК РФ) Как следствие, на сумму  недоимки организации начислят пени и штрафы.

ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» применяется  при приеме-передаче зданий и сооружений.

ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений)» применяется  при одновременной приеме-передаче группы основных средств.

Форма ОС-2 – Накладная  на внутреннее перемещение основных средств применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств в двух экземплярах работником структурного подразделения организации. Первый экземпляр с распиской  получателя и сдатчика передается в  бухгалтерию, второй - структурному подразделению  организации служит основанием для  соответствующих записей в инвентарной  карточке.

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных  объектов (форма № ОС-3) применяется  для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции  и модернизации.

Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию  и модернизацию, сдают в бухгалтерию  организации.

Акт подписывается главным  бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или  лицом, на это уполномоченным. В технический  паспорт соответствующего объекта  основных средств должны быть внесены  необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным  ремонтом, реконструкцией и модернизацией [27, с.121].

Если ремонт, реконструкцию  и модернизацию выполняет сторонняя  организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр  передают организации, проводившей  ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Акт на списание основных средств (форма № ОС-4) применяется для  оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами  комиссии, утверждается руководителем  организации или лицом, на это  уполномоченным.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и  является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в  результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.

Затраты по списанию, а также  стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием  основных средств и о поступлении  материальных ценностей от их списания».

Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) применяется  для оформления списания автотранспортных средств.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается  членами комиссии, назначенной руководителем  организации, утверждается руководителем  организации или лицом, на это  уполномоченным. Первый экземпляр, с  документом, подтверждающим снятие с  учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи  на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания [23, с.45].

Затраты по списанию, а также  стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием  автотранспортных средств и о  поступлении материальных ценностей  от их списания».

Инвентарная карточка учета  основных средств (форма № ОС-6) применяется  для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и  имеющих одно и то же производственно-хозяйственное  назначение, техническую характеристику и стоимость.

Инвентарная карточка ведется  в бухгалтерии на каждый объект или  группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем  позиционных записей отдельных  объектов основных средств. Форма заполняется  в одном экземпляре на основании  документов на зачисление объекта, его  перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту  и списанию.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств ЗАО «Усть-Джегутинский гипсовый завод им. Р. А. Джанибекова»