Бухгалтерский учет кассовых операций и дененежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования курсовой работы является бухгалтерский (финансовый) учет кассовых операций и денежных документов на предприятиях и организациях.
Цель курсовой работы – с помощью теоретических знаний бухгалтерского учета изучить ведение учета кассовых операций и денежных документов на предприятии.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть правила осуществления кассовых операций;

Содержание

Введение
5
1 Учет кассовых операций и денежных документов
7
1.1 Правила осуществления кассовых операций
7
1.2 Поступление наличных денег в кассу
10
1.3 Хранение наличных денег в кассе
13
1.4 Лимит кассы
14
1.5 Выдача наличных денег из кассы
17
1.6 Кассовая книга и отчетность кассира
22
1.7 Учет денежных документов
25
1.8 Инвентаризация кассы
26
2 Практическая часть
28
Заключение
37
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.55 Кб (Скачать файл)

4. Переданы деньги инкассатору: Д 57 К  50.

5. Оплачена задолженность поставщикам: Д 60 К 50.

 

1.6 Кассовая книга и  отчетность кассира

 

Для учета поступающих  в кассу наличных денег, за исключением  наличных денег, принятых платежным  агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, ведется кассовая книга 0310004 (Приложение 3). 

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги ведет кассовую книгу для  учета наличных денег, принятых платежным  агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Кассир в кассовой книге:

  • производит записи по каждому ПКО (РКО), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги;
  • сверяет содержащиеся в ней данные с данными кассовых документов;
  • выводит сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.

Кроме того, записи в кассовой книге сверяются с данными  кассовых документов главным бухгалтером  или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем и подписываются  тем, кто проводил эту сверку.

Листы кассовой книги (книги  учета денежных средств), оформляемой  на бумажном носителе, до начала ведения  брошюруются и пронумеровываются. Причем листы кассовой книги обособленного  подразделения подбираются и  брошюруются юридическим лицом  по каждому такому подразделению.

Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги (книги учета денежных средств) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера – только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица (индивидуального предпринимателя при ее наличии). Отметим, что, согласно требованиям старого порядка, кассовая книга опечатывалась сургучной или мастичной печатью. Как видим, сейчас это делать не нужно.

Контроль ведения кассовой книги (книги учета денежных средств) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии – руководитель.

Существуют некоторые  нюансы при применении технических средств.

В случае ведения кассовой книги (книги учета денежных средств) с применением технических средств  необходимо обеспечить:

  • сохранность содержащихся в названных документах данных на электронном носителе информации;
  • исключение возможности несанкционированного изменения указанных сведений.

По усмотрению руководителя, при оформлении книги учета денежных средств каждая операция по передаче наличных денег в течение рабочего дня между старшим кассиром и  кассирами может проводиться  с распечатыванием на бумаге листа  этой книг и или без его распечатывания. Если лист книги учета денежных средств выводится на бумагу, на нем проставляются подписи старшего кассира и кассиров. В противном случае подписи последних проставляются на листе с использованием электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в порядке, установленном руководителем.

Что касается листа кассовой книги, то его распечатывают на бумажном носителе в конце рабочего дня  в двух экземплярах.

Нумерацию листов кассовой книги (книги учета денежных средств) ведут автоматически в хронологической  последовательности с начала календарного года.

Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги (книги  учета денежных средств) подбираются  в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный  год.

Передача листа кассовой книги обособленным подразделением.

Обособленное подразделение  после выведения на конец рабочего дня суммы остатка наличных денег  передает лист кассовой книги за данный рабочий день юридическому лицу. Сделать  это оно должно не позднее следующего рабочего дня. Причем передаче подлежит:

  • отрывной второй экземпляр листа кассовой книги – если обособленное подразделение кассовую книгу оформляет на бумажном носителе;
  • распечатанный на бумаге второй экземпляр листа кассовой книги – если для оформления кассовой книги оно применяет технические средства. Обособленное подразделение лист кассовой книги может передать юридическому лицу в электронном виде.

Тогда передача листа кассовой книги на бумаге может происходить  согласно правилам документооборота, которые утверждены юридическим  лицом.

Рассмотрим заполнение кассовой книги. Важно знать, что при заполнении листа кассовой книги за день, сначала регистрируются приходные, а затем расходные кассовые ордера. Заполняются следующие графы:

«Номер документа» – порядковый номер приходного или расходного кассового ордера.

«От кого получено» или  «кому выдано» – ФИО физического  или наименование юридического лица сдавшего (получившего) деньги и краткое  содержание операции.

«Номер корреспондирующего счета, субсчета» – номер счета, на котором в корреспонденции со счетом 50 «Касса» отражается движение денег (для индивидуальных предпринимателей не обязательно).

«Приход» – сумма, полученная по приходному ордеру.

«Расход»  – сумма, выданная по расходному ордеру.

«Итого за день» – общие суммы по приходным и расходным ордерам.

«Остаток на конец дня» – определяется по формуле: остаток на начало дня + приход за день - расход за день.

Если среди остатка  денег на конец дня есть деньги, отложенные на выплату заработной платы и пособий, то следует указать их сумму в отдельной строке.

 

    1.7 Учет денежных  документов

 

Касса предприятия работает не только с наличными денежными  средствами, но и с денежными документами.

Денежные документы – документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные организацией и хранящиеся в сейфе кассы организации.

 На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, талоны на бензин или питание, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

Денежные документы учитываются  в сумме фактических затрат на их приобретение. Приобретение денежных документов может осуществляться за наличный и безналичный расчет.

 Оприходованные в кассе  денежные документы (путем оформления  приходного кассового ордера) выдаются  подотчетным лицам для использования  или реализуются сотрудникам  организации по льготным ценам  (выбытие оформляется расходным  кассовым ордером).

 В кассовой книге  движение денежных документов  отражается обособленно. Ежемесячно  кассир сдает отчет о движении  денежных документов.

К денежным документам не относятся:

  • документы на нематериальные активы (их учитывают на счете 04);
  • ценные бумаги (учитываются на счете 58);
  • бланки строгой отчетности (учитываются на счете 006);
  • выкупленные у акционеров акции (счет 81).

 

 

 

 

 

    1.8 Инвентаризация  кассы

 

Инвентаризация кассы  проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [10].

Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной  документации, соответствие остатка  в кассовой книге фактическому остатку  в кассе.

 Проведение инвентаризации  обязательно в случаях: 

  • при смене кассира;
  • при выявлении недостач и хищений;
  • перед составлением годовой отчетности.

 В остальных случаях  сроки проведения инвентаризации  устанавливает руководитель организации  в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается  комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии,  службы аудита).

 Инвентаризация начинается  с проверки учетного остатка,  отраженного в отчете кассира,  фактическому наличию денег в  кассе. Если фактический остаток  больше учетного, то в кассе  имеется излишек, который должен  быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15 (Приложение 6), на основании которого в бухгалтерии делают проводки:

  • Д 50 К 91-1 – на сумму излишка;
  • Д 94 К 50 – на сумму недостачи;
  • Д 73 К 94 – недостача отнесена на кассира.

 

 

Теоретическая часть курсовой работы выполнена на основе изучения учебных и методических пособий по учету кассовых операций и денежных документов, федеральных законов и кодексов Российской федерации. В связи с изменением законодательства очень важно грамотно осуществлять контроль соблюдения кассовой дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств, обеспечение сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

C начала 2012 года введен новый порядок ведения кассовых операций, установленный Положением «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» № 373-П от 12 октября 2011, вступившим в силу с 1 января 2012 года. В соответствие с Положением № 373-П место расположения кассы теперь определяет руководитель. Оборудовать помещение кассы в 2012 году организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению. Руководитель также вправе проводить кассовые операции.

Правила расчета лимита остатка  наличных денежных средств изложены в приложении к Положению № 373-П. Согласно им, при установлении данного ограничения можно исходить или из объема поступлений, или из объема выдач наличных денег. Превышение лимита возможно в дни выплат социального характера, но лимит не должен превышать пяти дней, включая день сдачи наличности в банк. Установлен лимит одной операции по кассе – 100 000 рублей, как с юридическими, так и с физическими лицами.

Как и раньше, кассовыми  документами являются приходный  и расходный кассовые ордера, расчетно-платежная  ведомость, платежная ведомость, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Рассмотрена правильность оформления кассовых документов должностными лицами.

Изучены процессы поступления  и выдачи наличных денег, их бухгалтерский  учет. Также изучен процесс инвентаризации кассы организации.

Касса предприятия работает не только с наличными денежными  средствами, но и с денежными документами. Рассмотрен бухгалтерский учет денежных документов.

 

2 Практическая часть

 

 

В данной части курсовой работы мы рассмотрим учет кассовых операций и денежных документов, осуществляемый ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод».

Общие сведения об организации.

Полное наименование организации: Открытое Акционерное Общество «Мариинский ликеро-водочный завод».

Сокращенное наименование организации: ОАО «Мариинский ЛВЗ».

Юридический и фактический адрес: 652154, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Пальчикова, 28.

Вид деятельности: производство, хранение и поставка производственных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий).

Организация действует на основании Устава от 24.10.2008г.

Дата государственной регистрации: 21 июня 1996 года, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) – 1024201368696.

Полное и сокращенное  фирменное наименование банка: Мариинское ОСБ 7388. Место нахождения: 652150, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Ленина, 32. ИНН: 7707083893, БИК: 045004641. Тип счета: расчетный. Номер счета: 40702810626220100257. Корр. счет: 30101810500000000641.

Сумма уставного капитала – 412 440 000 рублей. Количество обыкновенных бездокументарных акций – 412 440 шт., номинальная стоимость одной акции – 1 000 руб.

Среднесписочная численность  персонала в отчетном периоде – 1 042 человека.

Генеральный директор – Прохоров Константин Анатольевич.

Тел.: (38443) 5-80-01.

E-mail: mlvz.ofis@mlvz.net.

Сайт: http://www.mlvz.net.

В составе Общества нет  филиалов, находящихся на отдельном балансе. В него входят следующие обособленные подразделения, которые имеют собственные счета в банках для ведения хозяйственной деятельности:

  • Оптовый склад (г.Анжеро-Судженск, ул.Гагарина,1) – оптовая торговля;
  • Оптовый склад (г.Белово, 3-ий Микрорайон,130 скл.2) – оптовая торговля;
  • Магазин «Винная лавка» (г.Юрга, ул.Ленинрадская,15) – розничная торговля;
  • Оптовый склад (Г.Мариинск,ул.Рабочая,3) – оптовая торговля.

Информация о работе Бухгалтерский учет кассовых операций и дененежных документов