Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:44, курсовая работа
Цель работы - исследование практического применения методики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические вопросы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- привести и проанализировать экономическую характеристику исследуемой организации;
- анализ состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на исследуемом предприятии;
- разработать мероприятия и определить направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………..
5
1.1.
Реформирование бухгалтерского учета в России…………………..
5
1.2.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ…………
14
1.3.
Основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………..……….
19
2.
ООО «ЗЕРНОСБЫТ» - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...
28
2.1.
Технико-экономическая характеристика…………………………...
28
2.2.
Анализ финансовых показателей……………………………………
33
2.3.
Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики….
42
3.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…
51
3.1.
Учет продажи готовой продукции…………………………………..
51
3.2.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………...
55
3.3.
Особенности бухгалтерского учета экспортных операций расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………..
60
3.4.
Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………
78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....
82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Кроме Министерства финансов Российской Федерации данную группу документов формируют органы исполнительной власти, ответственные за состояние дел в подведомственных видах деятельности и отраслях экономики, добровольные объединения юридических лиц и т. п., а также профессиональные организации бухгалтеров. Недаром правительство одобрило предложение о привлечении к этой работе Института профессиональных бухгалтеров России.
Трудно точно назвать необходимое число методических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что в перечне подлежащих разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям перспективы необозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслям экономики и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.),— их число может достигнуть 300.
Четвертый уровень в системе регулирования должны занять рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов - внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования. Повышается роль самой организации в становлении новой учетной политики в тесной увязке с системой управления (которую следует кардинально менять), переобучением кадров, наполнением новым содержанием привычных функциональных структур. Эта работа выполняется организацией самостоятельно или с привлечением консультационных (аудиторских) организаций.
Предстоит большая работа по наполнению системы соответствующими документами (разработка новых, переработка и уточнение действующих нормативных актов) с учетом соблюдения международных принципов и общепринятых правил в области бухгалтерского учета, а также максимального сохранения национальных традиций. Это требует больших интеллектуальных и финансовых затрат со стороны всех участников, заинтересованных в цивилизованном переходе экономики страны к рыночным отношениям. Сейчас Минфином России разработаны и утверждены 20 Положений по бухгалтерскому учету и несколько десятков методических указаний.
Таблица 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
Уровень |
Виды документов |
Организации, участвующие в принятии документов |
Первый уровень — законодательный |
Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации |
Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, |
Второй уровень — нормативный |
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету |
Министерство финансов Российской Федерации |
Третий уровень - методический |
Методические указания, План счетов и Инструкция по его применению |
Министерство финансов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России |
Четвертый уровень — организационный |
Документы, формирующие
учетную политику организации (организационно- |
Организации независимо от организационно-правовых форм деятельности |
1.3. Основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
Основными документами, регламентирующими учет расчетов с покупателями и заказчиками, являются:
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ);
Положение по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчет-
ности в Российской Федерации, утвержденное
приказом Минфина Рос-
сии от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по
ведению бухгалтерского учета);
ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №32н (далее - ПБУ 9/99);
Инструкция по применению
Плана счетов бухгалтерского учета
Финансово-хозяйственной
ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н (далее - ПБУ 3/2000);
другие нормативные документы.
Организация-поставщик продает продукцию и товары на основании заключенных с заказчиками договоров, в которых предусматриваются условия поставки. Готовую продукцию отпускают покупателям (заказчикам) по накладным. Основанием для оформления накладной (приказа-накладной) на отпуск готовой продукции является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица. Накладная должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции.
На основании накладных выписываются счета-фактуры в двух экземплярах, один из которых направляется покупателю, другой остается у организации-поставщика.
При отгрузке готовой продукции определяют суммы, подлежащие, уплате покупателем, оформляют и предъявляют к оплате расчетные документы. Суммы, подлежащие уплате покупателем, включают:
Продукцию отпускают со склада представителю покупателя по доверенности на получение груза, а при отправке продукции экспедитором транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в отдел сбыта для отметки об исполнении договора поставки.
Бухгалтерия на основании отгрузочных документов составляет ведомость отгрузки и продажи продукции, где указываются:
По окончании месяца бухгалтерия на основании первичных документов составляет сортовые оборотные ведомости движения готовой продукции по материально-ответственным лицам и местам хранения.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.
При заключении договора предусматривается «франко» — место, до которого все расходы по доставке продукции несет поставщик. Например, в цене продажи франко-склад поставщика учтено возмещение всех расходов по доставке продукции покупателем, а в цене продажи франко-станция назначения — возмещение всех расходов по доставке продукции поставщиком.
Покупатель может отказаться от акцепта и оплаты платежных документов поставщиков по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотивов отказа. При поступлении продукции покупатель учитывает ее на забалансовом счете до получения от поставщиков указаний об отправке продукции обратно или другому покупателю.
В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности продукция считается проданной, если она отгружена или отпущена покупателю, а расчетно-платежныс документы представлены к оплате.
При отгрузке продукции
покупателям возникающая дебито
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
Кредит счета 90 «Продажи».
При погашении покупателями
и заказчиками своей
При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.
Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Итак, для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На данном счете отражается задолженность покупателей и заказчиков за проданную им готовую продукцию, выполненные работы, указанные услуги. Оборот по дебету означает увеличение дебиторской задолженности покупателей, оборот по кредиту — погашение этой задолженности вследствие перечисления денег или на другой основе (товарообменные операции, уступка требований и т.д.), а также сумму полученных от покупателей авансов. Таким образом, на конец месяца по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» может быть развернутое сальдо.
К счету 62 могут быть открыты следующие субсчета:
62-1 «Расчеты с покупателями в рублях»;
62-2 «Расчеты по авансам полученным»;
62-3 «Расчеты по векселям полученным»;
62-4 «Расчеты с покупателями в иностранной валюте».
По дебету счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует с кредитом счетов:
90 «Продажи» — за проданную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги;
91 «Прочие доходы и
расходы» — за проданные
организаций) которых прямо не связано с предметом обычной деятельности предприятий;
46 «Выполненные этапы
по незавершенным работам» —
на сумму оплаченных
По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются поступившие платежи от покупателей и заказчиков на счета по учету денежных средств данной организации.
Если в счет предстоящей продажи продукции или товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация получает от покупателей (заказчиков) авансы, то учет таких сумм ведется на субсчете 2 «Расчеты по авансам полученным», открываемом к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если получение аванса и отгрузка продукции, товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществлялись в одном отчетном периоде (применительно к начислению и уплате НДС), то в бюджет будет перечислена сумма начисленного НДС (дебет счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» — кредит счета 62). В случае если аванс был получен в одном отчетном периоде, а отгрузка товаров — в другом, то в бюджет перечисляется сумма НДС, исчисленная с аванса (дебет счета 62-2 «Расчеты по авансам полученным» — кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС»).
На практике сумма полученного аванса не всегда совпадает с общей суммой сделки по договору. В этом случае сумма НДС, исчисленная с выручки, превышает величину налога, исчисленного с полученного аванса.
Если в обеспечение договорных обязательств задолженности покупатель (заказчик) выдает собственный вексель, то такие операции будут отражены с использованием субсчета «Расчеты по векселям полученным», открываемого к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» следующим образом:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»,
признана выручка от продажи продукции, товаров, прочего имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
Д-т сч. 62, субсчет «Векселя полученные»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Принят к учету полученный от покупателя простой товарный вексель;
Д-т сч. 62, субсчет «Векселя полученные»
К-т счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»,
отражается превышение номинальной стоимости векселя, полученного от покупателя (заказчика), над договорной стоимостью продажи продукции, товаров, работ, услуг (проценты по векселю);
Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т сч. 62, субсчет «Расчеты по векселям полученным»,
отражается погашение покупателем векселя, выданного ранее в обеспечение оплаты товаров (продукции, работ, услуг).
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками