Бухучет налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителей. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.

Содержание

Введение 3
1. Методологические основы учёта НДС 5
1.1 Нормативно правовая база 5
1.2 НДС: сущность, понятие ставки и объекты налогообложения 5
1.3 Синтетический и аналитический учёт 13
2. Практические основы учёта НДС на примере деятельности ОАО «КамАЗ» 21
2.1 Порядок учёта НДС при приобретение основных средств 21
2.2 Особенности учёта НДС по приобретённым нематериальным активам 27
2.3 Учёт НДС по приобретённым материально – производственным запасам 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет - НДС.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителей. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) самый сложный для  исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его  традиционно относят к категории  косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную  стоимость занимает важное место  в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежем, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.

Налог на добавленную  стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.

Изучению этого  налога и посвящена данная работа.

Целью работы является изучение сущности налога НДС, рассмотрение ставок, па также изучение практических основ учета НДС на примере деятельности ОАО «КамАЗ».

Для достижения цели выделен ряд задач:

  1. изучение методологических основ учета НДС: нормативно-правовая база, сущность НДС, ставки, синтетический и аналитический учет.
  2. Практические основы учета НДС на примере деятельностиОАО «КамАЗ»
  3. Порядок учета НДС при приобретении основных средств
  4. Особенности учета НДС по приобретенным нематериальным активам и материально – производственным запасам.

При написании  данной работы была использована следующая литература: нормативно правовые акты, регулирующие учет НДС, специальная литература, такие как «Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение» Н.П. Барышникова, «Основы налогообложения и налогового законодательства» Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова», «НДС: словарь-справочник по налогообложению» под ред. Черновалова Е.А и др.

 

 

1. Методологические основы учёта НДС

1.1 Нормативно правовая база

Налог на добавленную  стоимость является федеральным  налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

Основным законодательным  актом, регулирующим обложение налогом  на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года.

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

1.2 НДС: сущность, понятие ставки и объекты налогообложения

НДС охватывает все стадии производства и продажи  продукции, включая стадию розничной  торговли. Однако это совсем не обязательно.

Налог на добавленную  стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

Сборщиком НДС  является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.

Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке  товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).

Смысл этого механизма  состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.

Поэтому НДС является налогом  на потребление, бремя которого несет  конечный потребитель.

В отличие от прочих видов  налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

Как уже было сказано, базой  для расчета налога выступает  облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.

Свободные рыночные цены формируются  исходя из затрат, связанных с производством  и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей  конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном видесвободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.

Основной функцией НДС  является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

  • фискальное – как было сказано, пополнение государственной казны;
  • регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;
  • стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод  о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему:

1. стремление увеличить  государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;

2. предпочтение  облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей  по производству товаров и  услуг (плательщик НДС – конечный  потребитель товаров и услуг).

Объектом обложения  НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются следующие  операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе в целях налогообложения НДС признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

  • операции, связанные с обращением российской или иностранной
  • валюты (за исключением целей нумизматики);
  • операции по передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  • операции по передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них);
  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Законодательством установлено следующие налоговые ставки - 0%, 10%, 18%.

Рассмотрим, в  каких случаях применяются указанные  ставки. Налогообложение по налоговой ставке 0% производится при реализации:

1. товаров, вывезенных  в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных  под таможенный режим свободной  таможенной зоны, при условии  представления в налоговые органы  документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

2. работ (услуг), непосредственно связанных с  производством и реализацией  товаров, указанных выше. Это положение  распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению  перевозок, перевозке или транспортировке,  погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров. Эти работы (услуги) должны выполнять российские фирмы или индивидуальные предприниматели (за исключением российских железнодорожных перевозчиков). Это положение распространяется также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

3. работ (услуг), непосредственно связанных с  перевозкой или транспортировкой  товаров, помещенных под таможенный  режим международного таможенного транзита;

4. услуг по  перевозке пассажиров и багажа  при условии, что пункт отправления  или пункт назначения пассажиров  и багажа расположены за пределами  территории Российской Федерации,  при оформлении перевозок на  основании единых международных перевозочных документов;

5. работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно  в космическом пространстве, а  также комплекса подготовительных  наземных работ (услуг), технологически  обусловленного и неразрывно  связанного с выполнением работ  (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6. драгоценных  металлов налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство  из лома и отходов, содержащих  драгоценные металлы, Государственному  фонду драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банку России, банкам;

7. товаров (работ,  услуг) для официального пользования  иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно- технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Реализация таких товаров (выполнение работ, оказание услуг) подлежит налогообложению по ставке 0% в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный поря док в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и между народными организациями совместно с Минфином России. Порядок применения настоящих положений устанавливается Правительством РФ;

Информация о работе Бухучет налога на добавленную стоимость