Бюджеты, их назначение в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является освещение теоретических и практических аспектов бюджетирования в системе бухгалтерского (управленческого) учета, и, в частности, раскрытие классификации бюджетов и их назначения в управленческом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть основы бюджетирования в организации;
раскрыть классификацию бюджетов и их назначение в управленческом учете;
сформулировать возможные пути усовершенствования процесса бюджетирования.

Содержание

введение 1
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 1
1.1 Сущность, функции бюджетирования2
1.2 Принципы и этапы бюджетирования3
1.3 Виды бюджетов 3
2 ГЛАВА. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии 4
2.1 Общие положения планирования деятельности предприятия5
2.2 Разработка операционного бюджета промышленного предприятия
2.3 Бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс6
3 ГЛАВА. Возможные пути совершенствования системы бюджетирования на предприятии 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
библиографический список 1

Вложенные файлы: 1 файл

2глава.docx

— 82.82 Кб (Скачать файл)

      Следующим шагом является расчет величины постоянных расходов, которые состоят из двух агрегированных статей (подбюджетов) - общехозяйственных расходов и общих (постоянных) коммерческих расходов (ПКР)) Основой составления бюджета постоянных расходов (Табл.2.2.14) является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) предприятия, контролирующих соответствующие расходы.

      Себестоимость реализации отдельных видов продукции  калькулируется по полным переменным затратам, относящимся на данный вид  продукции, и включает в себя: производственные расходы и переменные коммерческие расходы.

 

       Таблица 2.2.14. Проект бюджета постоянных расходов

Статьи  расходов Потребность в  физическом выражении, единиц Стоимость единицы  расходов, грн. /ед. Бюджет постоянных расходов, грн.
(1) (2) (3) (4) = (2) х (3)
1. Общехозяйственные расходы     562 552
1.1 Материальные затраты 1.1.1 Материал В

1.1.2 Материал Д

140 пог. метров

120 листов

120 000 квт. час

21

5,1

0,5

3 552

2 940

612

1.2 Фонд оплаты труда аппарата управления     460 000
1.3 Коммунальные платежи

1.3.1 Электроэнергия

1.3.2 Телефон

     
75 000

60 000

15 000

1.4 Амортизация офисного здания     24 000
2. Общие коммерческие расходы     215 000
2.1 Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта     75 000
2.2 Расходы на общую (имиджевую) рекламу     140 000
Всего (1+2)     777 552
 

      Величина  производственных расходов в себестоимости  реализации рассчитывается методом  средневзвешенной на основе баланса  отгрузки: 

      Начальные запасы готовой продукции + Выпуск - Отгрузка (продажи) = Конечная величина запасов готовой продукции 

      Данный  расчёт приведён в Табл. 2.2.15 (Приложение Д).

      Расчет  себестоимости реализации (переменные затраты) по видам продукции приведен в Табл. 2.2.16.

 

       Таблица 2.2.16.

      Себестоимость реализации (переменные затраты) по видам продукции

  Физический  объем продаж, штук Совокупная  себестоимость реализации, грн. Удельная себестоимость  реализации, грн. /шт.
 
 
 
 
Производственные  затраты Переменные  коммерческие расходы Всего  
 
Продукт "Альфа"

Продукт "Бета"

20 000

10 000

3 117 490

2 623 287

637 430

406 230

3 754 920

3 029 517

187,746

302,9517

Всего   5 740 777 1 043 660 6 784 437  

2.3 Бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс

 

      Таким образом, все выше составленные планы, проекты являются основой для  формирования основных бюджетов: бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс. Рассмотрим каждую из этих форм.

      Бюджет  доходов и затрат ли, как его  еще называют, бюджет прибылей и  убытков, (от англ. income statement), является наиболее распространенным в нашей практике и понятным для понимания руководителями любого уровня управления. Назначение данного бюджета состоит в том, чтобы показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации в плановом периоде и всех видов затрат, которые планирует понести в этот же период предприятие, связанных с получением доходов и с выделением наиболее важных (критических) статей затрат. Иными словами, речь идет о структуре отпускной стоимости продукции. Основное содержание бюджета доходов и затрат - показать руководителю компании эффективность ее хозяйственной деятельности в будущем (будут ли доходы превышать затраты). Проблема в данном случае состоит в том, что в этом документе не отображается движение реальных денежных средства. Будучи частью бюджетной системы предприятия, данный документ, в сущности, к деньги не имеет никакого отношения, в прогнозе доходов и затрат, показаны те затраты, которые понесет предприятие на организацию производства и сбыта своих изделий или услуг.

      По  сути данный бюджет - это прогнозирование  компанией структуры себестоимости  продукции, которая выпускается (точнее, ее стоимости по отпускным ценам), на будущий период с выделением переменных и условно - постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. В отличие от обязательной национальной формы отчетности о финансовых результатах, в теории бюджетирования данная форма составляется также и для отдельных проектов, структурных подразделений. [2. с.23]. В нашем примере отчет о прибылях и убытках в разрезе видов продукции строится по маржинальному принципу (принципу директ-костинг), когда выделяются величины выручки, переменных затрат и операционного (маржинального) дохода по отдельным видам продукции. Такой подход позволяет исчислять рентабельность отдельных производственных линий (продуктов), сопоставлять взаимоувязанные показатели переменных затрат и выручки в разрезе отдельных видов продукции (проводить так называемый анализ "затраты-генераторы затрат"), что исключительно важно для текущего и перспективного планирования деятельности предприятия. [9. с.30]. Бюджет движения денежного средства - это, по сути, план движения расчетного счета и имеющихся средств в кассе предприятия, который отображает все прогнозируемые поступления и списание средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предвиденные, исходя из условий договоров или контрактов) получения предоплаты за продукцию, которая поставляется, задержки поступлений за продукцию, отгруженную раньше (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Формирование бюджета о доходах 7 расходах, инвестиционного плана, без увязки доходов и затрат во времени и по условиям поступления и использование, не позволяет утверждать о наличии системы бюджетирования.

      В теории финансового менеджмента  при планировании движения денежных средств нужно придерживаться простой  рекомендации: данный бюджет должен показывать только "живые" деньги, а не обязательства. Поэтому при его составлении лучшее ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на реальное движение расчетного счета предприятия.

      Баланс - или, точнее, прогноз по балансовому  листу (от англ. balancesheet) - это прогноз соотношения всего, что имеет компания в данный момент (все имущество, обязательств потребителей и др.), то есть активов, и всего того, что предприятие должно другим, то есть пассивов (обязательств перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами). Без расчетного баланса невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, компании т.п. Например, нельзя рассчитать большинство финансовых коэффициентов, также нельзя принимать управленческие решения, которые касаются распределения прав и ответственности в финансовой сфере между руководителями центров финансовой ответственности.

      Ответы  на вопросы "Что было до начала бюджетного периода?" и "Что осталось после его окончания в бизнесе?" можно получить только при наличии расчетного баланса [2. С.24]. Таким образом, мы видим, что процесс составления бюджетов является довольно таки сложным и требует затрат сил, энергии, а также практических навыков работы по данному направлению. На основе анализа составленных бюджетов и полученных фактических значений показателей руководство предприятия может увидеть всю картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений. 
 

      3. Возможные пути  совершенствования  системы бюджетирования на предприятии

     На  большинстве промышленных предприятий  систему бюджетирования используют в качестве основного инструмента внутрифирменного планирования для рационального распределения ограниченных ресурсов, учета затрат и осуществления контроля за выполнением плана. В настоящее время отсутствие в системе бюджетирования показателей, характеризующих степень реализации стратегии, ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач, распределение ресурсов в бюджетах без учета перспективных целей и стратегических инициатив персонала предприятия не позволяют полностью использовать потенциал бюджетирования.

     Компании продолжают использовать устаревшие процессы и инструменты бюджетирования и прогнозирования, хотя и знают, что такая политика тормозит прогресс.

     Дискуссии о проблемах, связанных с бюджетированием, планированием, прогнозированием и обновлением прогнозов на основе электронных таблиц ведутся уже не первый год. Казалось бы, компании уже должны понять недостатки таких подходов и предпринять усилия в направлении усовершенствования этих процессов. Текущая ситуация в бизнесе настойчиво заставляет сделать это: давление конкуренции на рынках возрастает, настроение потребителей меняется, а цены на сырье колеблются в очень широких пределах. Все это вынуждает компании усиливать и улучшать свои возможности в области бюджетирования и обновления прогнозов.

     Но  регулярное обновление прогнозов еще  не всегда гарантирует создание работающих бюджетов. Зачастую основной причиной невыполнения бюджетов являются изменения  в бизнесе или в экономике. Это происходит потому, что бюджеты  компаний оказываются недостаточно гибкими для оперативного реагирования на перемены, что, в свою очередь, вызывает разочарование как среди менеджеров, так и среди рядовых сотрудников. Такие неудовлетворительные результаты усугубляются некорректными бизнес-посылками, что влечет создание бюджета, который основывается на прогнозах, не отражающих реальный процесс осуществления бизнеса компанией.

     Всё говорит о том, что необходимо лучше осуществлять бюджетирование и обновление прогнозов. Тогда возникает закономерный вопрос: почему руководители не делают реальных шагов, направленных на улучшение этих процессов, хотя и знают о тех преимуществах, которые могут получить в результате. Одна из многочисленных причин - тот факт, что обычно изменение бюджета оказывается менее важной задачей, чем решение текущих проблем компании. Кроме этого, никто не желает тратить свое время и средства на это. На самом деле это вопрос расстановки приоритетов. Создание более эффективного процесса бюджетирования и обновления прогнозов - это задача, которую финансовый отдел не может решить в одиночку. Ему необходимы поддержка и участие всей компании [16, с. 167].

     Еще одна причина - это тот факт, что, помимо вложений в программные средства бюджетирования, его усовершенствование включает осуществление глубоких изменений в существующих процессах и получение одобрения новой системы бюджетирования со стороны сотрудников. Это значительные препятствия. Вместо того чтобы пытаться устранить их и внести существенные улучшения в бюджет, предпринимаются попытки упростить сложившийся процесс и сосредоточиться на тех ключевых показателях эффективности, которые являются наиболее важными и динамичными для их бизнеса.

     Иногда  для того, чтобы заставить компанию всерьез задуматься об усовершенствовании бюджетирования, требуется существенная структурная реорганизация, например, вызванная слиянием с другой компанией.

     Таким образом, можно выделить следующие пути совершенствования:

     - смена взглядов менеджмента компаний  на роль бюджетирования в построении стабильно развивающегося бизнеса и осознание необходимости поиска новых подходов в оптимизации существующей системы бюджетирования;

     - отступление от организации бюджетирования на основе электронных таблиц и переход к полной автоматизации данного процесса.

     Что касается первого пути, то с уверенностью можно сказать, что дальнейшее сопротивление  менеджмента новым веяниям и  вызовам времени бесполезно. Более  того, это может привести к негативным последствиям для компании. Решающим фактором, который способен заставить  компании усовершенствовать свое бюджетирование и прогнозирование, может стать боязнь потерять рынок в пользу конкурентов, которые уже внедрили соответствующие современные средства и в результате создают гораздо более точные бюджеты и прогнозы. Организации склонны к переменам, если они рассматривают бюджетирование как часть всеобъемлющего плана по расширению бизнеса, заботящегося об эффективности своей деятельности, а также, если они реально видят, как усовершенствование бюджетирования способствует росту производительности.

Информация о работе Бюджеты, их назначение в управленческом учете