Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы была поставлена цель: изучить особенности формирования и перераспределения доходов в Республике Беларусь.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
Определение основных видов и источников доходов населения;
Анализ основных показателей дифференциации населения по доходам;
Изучение методов и инструментов политики перераспределения доходов.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1.Виды доходов населения и их источники................................................5
2. Измерение неравенства в распределения доходов...............................15
3. Государственное перераспределение доходов.....................................19
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов.....................19
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий ...26
Заключение..................................................................................................33
Список использованных источников........................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Anna_Zolotova.docx

— 92.79 Кб (Скачать файл)

- степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;

- традициями заключения коллективных договоров;

- степенью социальной напряженности в обществе.

Главным объектом всех видов политики доходов является трудовой доход  в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как  правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничительное  регулирование всех основных категорий  доходов населения, лежащих в  основе личного и производственного  потребления. На практике политика доходов  преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

Доля населения будет располагаться  на оси абсцисс, а доля дохода - на оси ординат (рис. 19.2). Теоретическая  возможность абсолютного равенства  в распределении доходов представлена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный процент семей  получает равный данному процент  дохода: 20% семей получают 20% дохода, 40 - 40% дохода и т.д.

Рис. 2.2. Кривая Лоренца

Источник: [29]

Но в реальной жизни равенство  доходов не обеспечивается, и поэтому  кривая, отражающая распределение доходов, принимает форму дуги. Это определяется тем, что способности отдельных  людей как собственников рабочей  силы различны, и, кроме того, они  обладают разной собственностью на капитал, а у некоторых ее вообще нет, что  отражается в получении разных доходов. И именно эти различия, эту неравномерность  и отражает кривая Лоренца.

Чем больше расстояние между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равномерным, то биссектриса и кривая совпали бы. Крайнюю степень неравенства  в распределении доходов характеризует  треугольник, образуемый диагональю и  осями координат. Масштабы этого  неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов - коэффициента Джини, который представляет собой отношение площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца и кривой абсолютного равенства, к площади треугольника, ограниченного кривой равенства и осью ординат. Чем ближе значение этого индекса к единице, тем неравномернее распределяются доходы, и наоборот.

Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение  доходов в различные периоды  времени, в различных странах, между  различными социальными группами. Кривая Лоренца, характеризуя размер денежных доходов у разных групп населения, позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос. Изучая кривую Лоренца и ее характеристики, необходимо помнить об особенностях ее построения. Как правило, она показывает только номинальные денежные доходы, не затрагивая натуральных доходов и трансфертов. А так как практически во всех странах существует прогрессивная система налогообложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, поэтому в данном случае система налогообложения выполняет и свою социальную функцию - несколько сглаживает неравномерность в распределении.

Неравенство доходов определяется следующими факторами:

- различиями в физических и умственных способностях людей;

- уровнем образования;

-составом семьи (количество членов семьи, работающих и неработающих);

- владением собственностью (жильем, акциями, землей, оборудованиеми др.) и т.д.

Дифференциация доходов ведет  к имущественной дифференциации, к разному потребительскому спросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТЕННОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

3.1 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ

 

Одной из основных составляющих гос. регулирования соц. развития и соц. политики является социальная защита населения.  
Социальная защита – система принципов и норм, и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, независящим от них причинам. Цель соц. защиты: обеспечение гос. поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня гос. минимальных соц. гарантий, оптимизация программ предоставления помощи. В основе формирования соц. защиты должен

 лежать принцип соц. справедливости.  

Существует 2 типа справедливости в  социальном смысле: справедливость с  точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидуумам независимо от их индивидуальных социальных различий, и справедливость как результат  воздаяния за личный труд и успех. Эти 2 варианта были названы уравнительным  и распределительным типами справедливости. Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в  ситуации социального старта, в том  случае, когда слабость одних индивидуумов по сравнению с другими является объективной. Однако он, удовлетворяя потребности личностей на единообразном  уровне, снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству,успеху. 
Распределительная справедливость предполагает воздание индивидуумам за успех и личный труд, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к активной деятельности.[1, с.314] 
Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная модели.

Образцом успешной социальной политики стала социал-демократическая, или скандинавская, модель (с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления), в наиболее завершенном виде реализованная в Швеции. Она основана на принципе универсализма — праве всех без исключения граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокий уровень производительности труда, успехи в области здравоохранения, образования, жилищной сферы являются основой для реализации данной модели. Она характеризуется развитостью объединений работодателей и работополучателей и высоким качеством договорных отношений между ними при постоянном контроле со стороны государства, которое через систему налогообложения перераспределяет национальный доход в пользу малоимущих слоев населения с целью достижения большей социальной справедливости. Налоги очень высоки и обеспечивают в конечном итоге значительное уменьшение дифференциации доходов. Швеция вслед за Германией была одной из первых стран в мире, где в 1901 г. было введено страхование от несчастных случаев на производстве, а также действовали системы обязательного страхования для пожилых и инвалидов, что

 позволило обеспечить им  достойную старость.

       Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентально-европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда.        Наиболее полно эта модель реализована в Германии. Здесь впервые в мире в 1880 г. было введено медицинское страхование, а затем приняты законы о страховании от болезни лиц промыслового труда (1884 г.) и от несчастных случаев на производстве (1855 г.), закон об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). В этом пакете законов размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. Кроме того, в финансировании пенсий принимало участие и государство. Законами определялся приоритет реабилитационных мероприятий по отношению к пенсии (легче упредить, чем оплачивать досрочный выход на пенсию в связи с утратой трудоспособности). Это способствовало тому, что часть накопленных пенсионных средств расходовалась на строительство квартир для рабочих, больниц и т.д. И хотя система социального страхования в Германии постоянно совершенствовалась, принципы, заложенные в ней Бисмарком, сохраняются и сегодня. Пенсионная реформа, проведенная в Германии в 1992 г., установила единые параметры страхования на всей территории страны. Таким образом, в консервативной модели социальной политики основной упор делается на трудовое участие, перераспределительные тенденции в ней выраженыслабо. 
Либеральная модель социальной политики. В ее рамках социальное обеспечение присутствует в незначительной степени, что обусловлено остаточным принципом формирования средств для его реализации. Примером стран, где функционирует данная модель социальной политики, являются Великобритания и США. Здесь социальные выплаты осуществляются как работникам, так и работодателям. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главный критерий получения государственного пособия – малообеспеченность.  В США, например, действует около 8000 программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их получения варьируются по штатам. Существует реальная возможность получить социальную помощь одновременно по нескольким программам. Хотя  каждое пособие само по себе незначительно, однако, находясь в затруднительном положении, человек может получить помощь сразу из нескольких источников и тем самым улучшить свое благосостояние. Это, с одной стороны, позволяет максимально учитывать потребности разных групп населения, а с другой – может привести к злоупотреблениям с их стороны.[4, с.22-24, 81]

В Беларуси система социальной защиты представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи, социального обслуживания. Программы соц. страхования частично возмещают потерю доходов, связанную  с уходом на пенсию, временнойнетрудоспособностью и безработицей. Эти программы  финансируются за счет трудовых ресурсов.[1,с.326].

Соц. страхование представляет собой  систему компенсации населению  последствий социальных рисков, основанную на взносах работодателей, работников, а иногда и государства в специализированные фонды. Соц. страхование широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов соц. защиты. Преимущество соц. страхования состоит в том, что оно не требует привлечения  средств гос. бюджета и распространяется только на тех, кто платил страховые  взносы. Соц. страхование может осуществляться как через государственные, так  и негосударственные фонды. В  нашей стране используется в основном государственное социальное страхование, главными принципами которогоявляются:

- гарантированность пенсий, пособий и иных выплат в соответствии с законодательством; 
- дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

- распространение системы соц. страхования на всех работающих и работавших граждан и нанимателей независимо от формы собственности предприятия и вида трудовой деятельности.

К страховым случаям, при наступлении  которых застрахованные граждане имеют  право на получение выплат, относятся  следующие соц. риски: болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, безработица  и т.д. Cоответственно выделяют следующие виды выплат по государственному соц. страхованию:

-пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца);  
- пособия и компенсации  в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;

-пособие по беременности и родам;

-пособия по временной не трудоспособности;

-пособия по безработице и т.д.

В развитых странах мира распространение  получили также системы негосударственного соц. страхования  (медицинского, страхования пенсий и т.д.). В нашей стране данный вид социального страхования только формируется и большой роли в системе социальной защиты не играет. Например, полисы добровольного медицинского страхования в Беларуси приобрели лишь около 20 тыс. чел. Во многом это связано с достаточно высокой стоимостью подобной страховки — от 30 до 700 дол. в год, что могут позволить, как правило, обеспеченные граждане республики. Непопулярно и распространенное на Западе корпоративное страхование, поскольку фирмам не предусмотрены для этого налоговые льготы. 
В будущем планируется также развивать систему дополнительного страхования пенсий.          

Финансирование выплат по государственному социальному страхованию осуществляется из средств государственного бюджета(450 млрд. руб. – Беларусь, средства уменьшаются по годам; 12 млрд. гривен – Украина) и государственных фондов — Фонда социальной защиты населения и Государственного фонда содействия занятости. 
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов, и финансирование соответствующих выплат (пенсий, пособий на детей, пособий по временной нетрудоспособности и др.). Наиболее важным направлением деятельности фонда является пенсионное обеспечение. В настоящее время в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения.

Как известно, в мире существуют два основных вида пенсионных систем.  
1.Система, основанная по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров. 
2. Системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Республике Беларусь используется система первого типа. Источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей (29 % фонда заработной платы) и работников (1 % начисленного заработка). В силу масштабности программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны современная пенсионная система играет огромную роль не только в социальной и общественной жизни, но и в финансово-бюджетной системе страны. Пенсионная система республики включает:

-минимальный размер пенсии по возрасту - 256 573 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2013 г. - 1 026 290 руб.);

-доплата к минимальным размерам  пенсий - 896 366 руб. (20 процентов средней заработной платы, применяемой при перерасчете пенсий, - 4 481 831 руб.);

 Эти пенсии являются страховыми  и финансируются из Фонда социальной защиты населения;

Социальные пенсии (900 800 руб), выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета. 
Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Пенсия назначается в размере 55 % от з/п, за каждый дополнительно проработанный сверх этого год добавляется еще по 1 %, но не более 20. Некоторые пенсии по возрасту назначаются на льготных условиях за работу с особыми условиями труда. Величина трудовых пенсий меняется в зависимости от роста средней заработной платы (для работодателя размер взносов на пенсионное страхование составляет 29%, а для работника – 1 % от з/п). Основные проблемы, накопившиеся в системе государственного пенсионного страхования, можно свести к следующему:

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов