Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы была поставлена цель: изучить особенности формирования и перераспределения доходов в Республике Беларусь.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
Определение основных видов и источников доходов населения;
Анализ основных показателей дифференциации населения по доходам;
Изучение методов и инструментов политики перераспределения доходов.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1.Виды доходов населения и их источники................................................5
2. Измерение неравенства в распределения доходов...............................15
3. Государственное перераспределение доходов.....................................19
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов.....................19
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий ...26
Заключение..................................................................................................33
Список использованных источников........................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Anna_Zolotova.docx

— 92.79 Кб (Скачать файл)

-высокий уровень пенсионной нагрузки  и относительно низкий возраст выхода на пенсию(на 100 пенсионеров приходится 171 занятый в экономике); 
-нестабильное и постоянно ухудшающееся с 2002 г. финансовое положение Фонда социальной защиты населения, вызванное несвоевременным и неполным поступлением взносов на государственное социальное страхование вследствие неплатежеспособности ряда предприятий; использование средств государственного социального страхования на выплаты, которые должны финансироваться из республиканского бюджета; 
- достаточно низкий уровень пенсий(средний размер назначенной пенсии в июле 2013г. – 2 122 300 руб., это на 28,4 % больше среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионера); 
- слабая связь размера пенсий с трудовым вкладом работника(пенсия больше всего зависит от размера з/п, а в меньшей от стажа, например: если у человека большой стаж, но з/п была маленькая, то и пенсию он будет получать маленькую);

- отсутствие эффективной системы дополнительного страхования пенсий (у нас нет дополнительных пенсионных систем, как например за границей). [4, с. 85]

В связи с этим государством предпринимается  ряд мер по реформированию пенсионной системы.

Во-первых, с 2003 г. введена система персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов, что позволит обеспечить достоверность сведений о страховом вкладе каждого гражданина, создать информационную базу для назначения пенсий и повысить заинтересованность в уплате страховых взносов.        

Во-вторых, в 2004 г. принята концепция реформирования Фонда социальной защиты населения. В частности, предполагается ввести раздельный учет взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, что позволит усилить мотивацию пенсионной системы к самофинансированию. Излишки, не использованные на социальные выплаты, должны инвестироваться в целях повышения доходности фонда. 
В-третьих, к двухуровневой пенсионной системе (социальные пенсии и трудовые пенсии на основе текущих взносов) предполагается добавить третий уровень — дополнительные пенсионные накопительные системы. 
Принципиальным является то, что размер будущей пенсии ставится в  зависимость от профессионализма и величины уплаченных страховых и накопительных пенсионных взносов, что стимулирует обеспечение достойной трудовой пенсии в будущем. Наниматели в ряде отраслей будут выплачивать страховые взносы для обеспечения дополнительной пенсии работникам. Кроме того, правом на добровольное пенсионное страхование должны обладать лица, которым до достижения пенсионного возраста остается не менее 10 лет. Дополнительные взносы будут учитываться отдельно от обязательных, страховых взносов. Таким, образом, работающие граждане после выхода на пенсию смогут получать доход, состоящий из двух частей: основной трудовой пенсии и накопительного элемента. Реформирование пенсионного обеспечения является, с одной стороны, инструментом повышения уровня социальной защищенности населения, а с другой — мощным стимулом повышения эффективности производства, поскольку работодатели будут перечислять дополнительные средства на персональные пенсионные счета только тех работников, которые вносят ощутимый вклад в развитие предприятия.

Дискуссионным остается вопрос о повышении  возраста выхода на пенсию (только в  России, Украине, Узбекистане и Беларуси он для мужчин-60 лет, а для женщин-55 лет, хотя в других странах он выше) . С одной стороны, это вызовет  рост социальной напряженности в обществе в условиях снижения средней продолжительности жизни( для мужчин – 62,2 года, для женщин – 70,9 лет), с другой — демографическая ситуация такова, что данная мера, скорее всего, будет неизбежна ( численность населения на 1 ноября – 9млн 674900 чел, что меньше на 19000 по сравнению с прошлым годом, за январь-октябрь родилось 90600 детей, а умерло – 111500 человек). Это же можно сказать о проблеме выплаты пенсий работающим пенсионерам. [4, с. 87]

Система социального страхования  по безработице в Республике Беларусь построена таким образом, что выплату страховых взносов осуществляют наниматели, при этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся. Это снижает эффективность страхования по безработице. 

 

 

 

 

3.2 СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

 
 Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий  населения в случае, если они не имеют других источников существования. Таким образом, социальная помощь носит  адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего  на получение помощи. В отличие  от социального страхования, которое  основано на страховых взносах социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов. Она может предоставляться  не только в денежной, но и в натуральной  форме (горячее питание, обеспечение  лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан.

Следует отметить, что во многих странах  мира ввиду ограниченности финансовых средств порог для получения помощи устанавливается ниже, чем черта бедности с теоретической точки зрения. Эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить до 10—15 % населения. В связи с этим в нашей стране определены категории граждан из числа малообеспеченных, социальная помощь которым является приоритетной. Это инвалиды I(72443чел) и II групп(273566 чел), одинокие пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. В нашей стране около 7 млн человек пользуются льготами или получают социальную помощь. 
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий, если плата за коммунальные услуги превышает 15 % совокупного дохода семьи.

Пособия для семей с детьми в  настоящее время весьма разнообразны и определяются в соотношении  к минимальному потребительскому бюджету   (расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека). МПБ для женщины либо мужчины трудоспособного возраста — 2 123 190 руб., самый низкий — для ребенка в возрасте до трех лет — 1 294 550 руб., девушки либо юноши в возрасте от 14 до 18 лет — 1 844 620 руб., студентов — 1 626 720 руб., Среднедушевой минимальный потребительский бюджет молодой семьи с двумя детьми равен 1 659 400., молодой семьи с одним ребенком — 1 762 670 руб., семьи пенсионеров — 1 648 500 руб.

Основной проблемой в этой сфере является недостаточная адресность и «распыленность» выплат.

В настоящее время в сфере  социальной помощи назрела необходимость  ряда изменений, важнейшими из которых  являются:

1) усиление принципа адресности  в социальной помощи; 
2) необходимость упорядочения многочисленных льгот. 
Принцип адресности в оказании социальной помощи малообеспеченным слоям населения означает, с одной стороны, четкий контроль над уровнем доходов получателей пособий, а с другой — равный доступ к получению пособий представителям любых групп населения (а не только групп риска), попавшим в сложную ситуацию.

Внедрение принципа адресности связано  с пересмотром существующей системы  льгот. Под социальной льготой понимается предусмотренное законодательством  преимущество, полное или частичное освобождение от соблюдения общих правил в связи с особым правовым статусом гражданина и особенностями его профессиональной деятельности. Льготы выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий субъектам с неравными возможностями (инвалидам, сиротам и т.д.). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. [4, с.89-93]

Внедрение адресной социальной защиты позволяет: снизить уровень расходов на программы соц. защиты; совершенствовать систему идентификации бедных домохозяйств; создать стимулы к производительному  труду; повысить эффективность политики в жилищной сфере относительно льгот, тарифов, качества услуг. 
Поскольку к бедным относится значительная часть населения страны, Правительством Республики Беларусь принято решение о выделении приоритетов в области социальной помощи. Среди категорий, имеющих право на государственную адресную социальную помощь, выделены: семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей; семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства, получающих социальную пенсию; семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы либо престарелым старше 80 лет; одинокие инвалиды I и II группы; одинокие инвалиды III группы, получающие социальную пенсию; одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях. 
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам при условии, если их среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ – стоимостная величина прожиточного минимума в  сумме с обязательными платежами и взносами), утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала (критерий нуждаемости). (БПМ) утвержден постановлением правительства от 29 января 2013 №65 на период с 1 февраля по 30 апреля 2013 года. Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере 1 014 180 руб., для пенсионеров — 763 800 руб., для студентов — 937 770 руб. Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина).Единовременное социальное пособие может быть предоставлено семье или гражданину, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой доход, не превышает 120 процентов критерия нуждаемости.

Размер единовременного социального  пособия устанавливается в пределах от 50 до 500 процентов критерия нуждаемости  в зависимости от трудной жизненной  ситуации, в которой находится  семья (гражданин). [10] 
В системе социального вспомоществования Беларуси существуют проблемы. Так, социальная помощь имеет небольшое значение в доходах, ее размеры незначительны в связи с неадекватностью оценок нуждаемости, ее выплата не может существенно повлиять на уровень жизни беднейших семей. Для остро нуждающихся денежная помощь зачастую является единственным источником для поддержания доходов на уровне, соответствующем минимально допустимому уровню жизни, и в то же время фактором сохранения сложившегося граничного положения. Ее получатели зачастую вынуждены отказываться от определенных позиций потребления. Но повышение размеров пособий и помощи до экономически значимых величин при сохранении круга их получателей на данном этапе невозможно. 
Сложным элементом национальной системы социальной защиты являются социальные льготы (основные льготы и гарантии для Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы и Трудовой Славы; участников и инвалидов войн; родителей погибших (умерших) при исполнении служебного долга военнослужащих; инвалидов І и ІІ групп; граждан с заболеваниями, входящими в специальный перечень при амбулаторном лечении; несовершеннолетних детей, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения; граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь; право на бесплатное приобретение лекарственных средств и на пятидесятипроцентную скидку стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства распространяется только на родителей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны; родителей военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга на территории других государств; родителей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, поскольку в данном случае функцию поддержки одиноких отцов и матерей должно взять на себя государство. Действующая их совокупность не удовлетворяет критериям социальной справедливости и эффективности. В большинстве случаев льготы предоставляются не по нуждаемости в них, а по формальной принадлежности к определенной социальной группе. Но мероприятия социальной защиты, направленные на определенные слои населения, носят уравнительный характер, их реализация приводит к распылению средств и отсутствию ожидаемого эффекта (для обеспеченных выплаты экономически нецелесообразны, а для нуждающихся их величина недостаточна). Распределение социальных льгот не соответствует профилю и концентрации бедности в Республике Беларусь, Так, беднейшие семьи получают меньше социальных льгот, чем семьи из последующих квинтильных групп распределения; семьи без работающих — меньше, чем семьи с одним и даже двумя работающими. Величина полученных социальных льгот возрастает в зависимости от числа детей в семье (в основном, за счет льгот, полученных на питание, и оплаты стоимости путевок). Льготами   преимущественно пользуются большие семьи, что связано с ошибками учета эффекта от совместного ведения хозяйства. В территориальном аспекте наибольшие льготы получают семьи, проживающие в Минске, а также на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, наименьшие — семьи, проживающие в сельской местности. В настоящее время существует дублирование в предоставлении социальных выплат и льгот отдельным категориям населения. Эти вопросы регламентируются значительным количеством (более 1000) нормативных актов. Наиболее распространены льготы в сфере потребления услуг и налогообложении. Ряд льгот предоставляется на основе заслуг человека. 
В Беларуси необходимо вводить новые подходы к определению нуждаемости, скоординировать механизмы предоставления социальной помощи и льгот.

Для повышения эффективности распределения  социальных ресурсов должно быть активизировано оказание консультативной поддержки гражданам, поскольку она способствует их независимости от социальной помощи в денежной форме. При совершенствовании системы социальной помощи можно использовать зарубежный опыт. Например, по опыту ФРГ можно рекомендовать закрепление механизма предоставления ссуд взамен оказания безвозмездной помощи; по опыту России и Украины — заключение договора при оказании социальной помощи, в котором определяются шаги по повышению уровня жизни граждан за счет собственных усилий.[7, с.184]  

     Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого- педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на  принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. 
В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. К категориям людей, нуждающихся в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, Тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.

Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания. 
Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому. 
Социальный приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов