Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств. Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.

Вложенные файлы: 1 файл

гос регилирование.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  одним из ключевых вопросов региональной политики является реформирование бюджетной  системы, в основе которой лежит  изменение соотношений отдельных  звеньев бюджетной системы в  пользу местных бюджетов. Это позволит аккумулировать в каждом бюджете  определенные средства, неподконтрольные вышестоящему бюджету в центре.

Необходимость регулирования  денежного обращения диктуется прежде всего борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает платежеспособный спрос предприятий и населения.

Объективным фоном  инфляции является возможность получения  огромных прибылей за счет роста цен. В условиях директивной экономики  такая возможность подавляется  государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей производительности труда, структуры экономики, оплаты труда. Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере обращения, а рост издержек — к параличу платежеспособного спроса в сфере производства.

К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности  использования производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для  поддержания воспроизводства, что  и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является также наличие  многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от производителя  к конечному потребителю.

Хотя причины  инфляции имеют многоплановый характер, правительство в борьбе с ней  вначале избрало в основном одно направление — сжатие совокупного  спроса за счет снижения государственных  расходов, увеличения налогов, обесценения  вкладов населения.

В 1995 г. инфляция существенно  сократилась. Однако она остается все  еще высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой: уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение  в социальной сфере. Поэтому преодоление  инфляции остается одной из главных  задач развития экономики, состоящей  в том, чтобы уменьшить ее до безопасного  уровня (1-2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение  инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий  в интересах повышения эффективности  производства одновременно могут способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций, усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для оживления  производства.

На характер борьбы с инфляцией накладывает отпечаток  то обстоятельство, что теперь денежное обращение России и размеры бюджетного дефицита находятся под контролем  Международного валютного фонда (МВФ). Жесткие параметры, устанавливаемые  МВФ, прежде всего, в сфере эмиссии, вызвали к жизни выпуск денежных суррогатов. Ими являются товарный и вексельный кредиты; казначейские налоговые освобождения; правительственные  гарантии под кредиты коммерческих банков, выдаваемые получателям бюджетных  средств.

Поскольку прямое кредитование Центральным банком правительственных  расходов МВФ запрещается, применяется  выпуск правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков, т.е. кредит берет не правительство, а бюджетополучатель. Такой заем не считается источником покрытия бюджетного дефицита, и проценты по нему относятся  за счет ассигнований на конкретные статьи бюджетных расходов (оборона, сельское хозяйство и т.д.), а не за счет статьи «Обслуживание государственного долга».

В условиях свободных  цен государство не может диктовать  предприятиям их уровень и поэтому  влияет на динамику цен косвенно, через  рычаги бюджетно-налогового, денежно-кредитного, валютного и антимонопольного регулирования.

Бюджетная система  аккумулирует финансовые ресурсы и  обеспечивает их перераспределение  в соответствии с принятыми критериями. Перераспределение осуществляется на основе централизованного государственного регулирования. В рамках производственной сферы оно имеет преимущественно  отраслевой характер, а финансирование социальной сферы — региональный с помощью бюджетных трансфертов. В перераспределении участвуют  бюджеты различных уровней. Главным  регулятором денежных потоков является федеральный бюджет.

Денежные средства мобилизуются в бюджет и выделяются из бюджета на безвозвратной и  возвратной основах. Типичным является безвозвратный метод мобилизации  и выделения средств из бюджета. Примером безвозвратного выделения  средств являются трансферты регионам за счет федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Трансферты позволяют финансировать надежно  текущие защищенные статьи бюджетов.

Мобилизация средств  в бюджет на возвратной основе осуществляется в виде займов на внутреннем и внешнем  финансовых рынках. Заемные средства используются главным образом для финансирования бюджетного дефицита. Это ведет к росту государственного долга. Увеличение его размера до критической черты свидетельствует о неспособности органов госуправления использовать централизованные финансовые ресурсы.

Не повышают инфляцию кредиты международных финансовых организаций. Однако ими пользоваться следует осторожно, так как использование  внешних кредитов ведет к увеличению государственного внешнего долга, росту  расходов по его обслуживанию.

Выделение средств  из бюджета на возвратной основе осуществляется в виде ссуд под проценты, привязываемые  к учетной ставке ЦБ РФ. Бюджетное  кредитование обусловлено обесцениванием финансовых ресурсов предприятий, изъятием из денежного оборота прибыли, дефицитом  инвестиционных ресурсов, ростом задолженности.

Бюджетные ссуды  выделяются на пополнение оборотных  средств (закупка сельскохозяйственной продукции в федеральные продовольственные  фонды, краткосрочная финансовая поддержка, обеспечение топливом и др.). Формируются  целевые фонды финансирования отдельных  мероприятий на условиях бюджетного кредитования. Бюджетные ссуды выдаются также на финансирование государственных  инвестиционных программ, формирование лизингового фонда, а также предприятиям, осуществляющим структурную перестройку.

Федеральный бюджет 1996 г. был утвержден с учетом критериев, обеспечивающих нормальное денежное обращение  в стране. Предельный размер дефицита бюджета установлен 3,85% к валовому внутреннему продукту. При этом на покрытие дефицита бюджета мобилизуются антиинфляционные источники: внутреннее финансирование, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, а также внешнее финансирование, т.е. исключается кредитование Правительства  РФ Центральным банком РФ, что было прежде питательной основой для  инфляции.

В случае снижения поступлений в бюджет в сравнении  с утвержденными в ней размерами более чем на 10% правительство принимает решение о введении секвестра (процента сокращения расходов) на утвержденные бюджетные расходы. При секвестре ассигнования не сокращаются по защищенным статьям бюджетных расходов.

Ограничение дефицита бюджета требует расширения его  доходной части для наращивания  государственных инвестиций прежде всего за счет повышения собираемости налогов.

Вводятся прямые ограничения на рост цен в отраслях-монополистах: на энергоресурсы, транспортные тарифы. Поощряется заключение соглашений между  поставщиками и потребителями продукции  о сдерживании роста цен.

Для связывания денежных доходов населения расширяется  система государственных ценных бумаг, ограничивается наличная денежная масса в обороте юридических  лиц, усиливается контроль за отнесением выплат по труду на себестоимость продукции.

Законом «О федеральном  бюджете на 1996 г.» (от 31 декабря 1995 г.) установлен предельный размер государственных  внешних заимствований (9,2 млрд долл. США), верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 1997 г. 124,1 млрд долл. США и верхний предел государственного внутреннего долга в сумме 316 трлн р. Правительство обязано осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг в объеме, не приводящем к превышению этого предела. Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга определены в размере 14,6 трлн р., внешнего — 28 трлн р.

Проблема дефицита бюджета и государственного долга в конечном счете связана с производством и занятостью рабочей силы. Увеличение государственных расходов даже с помощью денежной эмиссии ведет к росту производства и спроса. Поэтому для сбалансированности бюджета необходимо сократить либо потребление, увеличив налоги, либо государственные расходы, урезав, например, социальные программы, что ведет к сокращению занятости. Оба варианта грозят общественными потрясениями.

В составе трехсторонней  комиссии по тарифным соглашениям правительство  ведет диалог с предпринимателями  о заключении договора между государством, предпринимателями и профсоюзами, включающего установление определенной зависимости между ростом производительности труда, заработной платы и цен.

Экономическая мысль  Запада признает необходимость дефицитов  для проведения политики экономического роста, так как решение трудных  проблем только денежно-кредитными методами возможно в ограниченных рамках. Естественно, предполагается, что в период высокой экономической активности дефицит уменьшается и даже компенсируется положительным сальдо. При продуманной общеэкономической стратегии, цивилизованном финансировании дефицита бюджета он не ведет к спаду, инфляции, понижению уровня жизни. Об этом свидетельствует, в частности, опыт США.

В США был принят закон об обязательном сбалансировании  бюджета, который дважды пересматривался. Сроки достижения сбалансированности переносились, но закон так и не заработал. Попытка администрации  президента Рейгана в начале 80-х гг. решить проблему спада монетарным способом не удалась, пришлось использовать классическое кейнсианство.

Кредитное регулирование деятельности предприятий.

В дословном переводе кредит означает доверие (credo — верю) и может восприниматься с двух точек зрения — как обращение капитала в чужом предприятии и как форма сделки. Практически, кредитная сделка — это форма купли-продажи с отсроченным платежом. Если говорить более определенно, то кредит представляет собой движение ссудного капитала. Сама природа рыночной экономики не допускает бездействия денежных средств, образующихся на определенных этапах деятельности субъектов рынка, в том числе и государства. Традиционно в условиях рыночной экономики основными источниками кредитных средств являются:

  • амортизационный фонд предприятия;
  • часть оборотного капитала предприятия, временно свободная в связи с несовпадением момента реализации готовой продукции и покупки элементов оборотных фондов, необходимых для продолжения процесса воспроизводства, а также моментом выплаты заработной платы;
  • денежные доходы и сбережения частных лиц, аккумулируемые на счетах в банках и сберкассах, страховых компаниях и других финансовых структурах;
  • денежные накопления государства (средства государственного бюджета и внебюджетных фондов).

Кредит выполняет  важнейшие функции в обеспечении  макро- и микроэкономического равновесия. С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между  различными отраслями и предприятиями  в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации  производства. Кредит осуществляет свое движение в различных формах, классическими  из которых являются коммерческий и  банковский кредиты. Коммерческий кредит, как известно, используется при продаже  товара с отсрочкой платежа. Его  объектом выступают средства в товарной форме, а целью является ускорение  движения товаров, услуг и денежных средств.

Банковский кредит предоставляют владельцы денежных средств, банки, специальные кредитные  учреждения в виде денежных ссуд. Таким  образом, объектом банковского кредита  является денежный капитал, заемщиком  — предприниматель, государство, сектор домашних хозяйств, а кредитором —  владелец денежных средств.

В настоящее время  кредитно-денежная политика государства  является одним из важнейших средств  централизованного регулирования  и управления рыночной экономикой развитых стран. Не вмешиваясь в законы рынка, а наоборот, используя эти законы, равно как и рыночный механизм, государство через систему специфических  мер и инструментов кредитно-денежной политики создает максимально возможные  условия стабилизации не только кредитно-финансовой и денежной систем, но и экономики  в целом. Государственная кредитно-денежная политика осуществляется в двух основных направлениях: через деятельность Центрального банка России и через эмиссию  государственных ценных бумаг (проведение займов).

Основными инструментами, которыми Центральный банк может  регулировать экономику государства, отдельных отраслей и предприятий, являются:

  • изменение учетной ставки Центрального банка;
  • изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков;
  • операции на открытом финансовом рынке.

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков