Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств. Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.

Вложенные файлы: 1 файл

гос регилирование.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

Однако наиболее широкое применение получил косвенный  метод регулирования цен, осуществляемый путем заключения соглашений об уровне цен с союзами предпринимателей, государственных дотаций производства социально значимых товаров, льготного  налогообложения и т.п.

Так, в Германии 50 процентов цен в той или  иной степени находится под государственным  контролем. Это тарифы и услуги почтового  ведомства, федеральных железных дорог  с множеством льгот для различных  категорий населения; это стоимость  лекарств и лечения, дотируемых больничными  кассами.

Государство вмешивается  в ценообразование целых отраслей. Например, в Германии существует закон, согласно которому владельцы электростанций обязаны приобретать дорогой  местный уголь в размере не менее 20% от стоимости всех энергоносителей.

Во Франции широко практикуются обязательства по ценам  между финансовой администрацией и  конфедерациями предприятий. В них  определяются: динамика или индексы  цен на те или иные виды продукции (например, на грузовые автомобили и  сельскохозяйственные машины индекс цен  за пять дет не должен подняться выше 15%); основания для увеличения цены (по новой продукции обязательно улучшение потребительских свойств); предельные уровни цен на конкретные товары и услуги (цена на строительство жилья не должна расти в год более чем на 5% и т.п.

При этом договаривающиеся стороны исходят из необходимости  рентабельной работы предприятий в  условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Рынок ценных бумаг (РЦБ) является частью финансового  рынка и призван обеспечивать более быстрый перелив финансовых средств в инвестиции. Различают  первичный (продажа первым владельцам) и вторичный (купля-продажа после первичного размещения) рынки ценных бумаг. Вторичный рынок может быть организованным (биржевым) и неорганизованным (внебиржевым). На фондовых биржах работают профессионалы (брокеры, дилеры и специалисты по расчетно-клиринговым операциям), имеющие лицензию Министерства финансов РФ. Владельцы ценных бумаг участвуют в биржевых торгах на основании клиентских заявок на их продажу или покупку.

Ценные бумаги могут  быть государственными, муниципальными и корпоративными. Все выпускаемые  ценные бумаги должны отвечать определенным требованиям. При их выпуске эмитенты обязаны предоставлять информацию о своей финансово-хозяйственной  деятельности, бухгалтерском балансе  и данные о прибылях и убытках.

Основные виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Выпускаемые  акции, в зависимости от типа эмитента, подразделяются на три вида:

  • при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • для реализации конкретного проекта;
  • акции компаний, в основном привлекающие средства населения.

Для привлечения  инвестиций путем выпуска акций  эмитент должен обеспечить размещение их с учетом требований антимонопольного законодательства, гарантии от инфляции из-за появления фальшивых акций, регулирование котировок, консультации инвесторам. В свою очередь инвестор, приобретая любые акции, должен иметь  гарантии от их подделки, защиты права  собственности на акции (кто и  как защищает), надежности их хранения, учета и контроля за реализацией инвестиционного проекта, а также адрес получения дивидендов и переоформления акций.

Отношения, возникающие  при выпуске и обращении эмиссионных  ценных бумаг, регулируются законом  «О рынке ценных бумаг» (22 апреля 1996 г.). Государственное регулирование  рынка ценных бумаг осуществляется следующими путями:

  • установлением обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг;
  • регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии;
  • лицензированием деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • созданием системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии  ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Федеральным органом  исполнительной власти по проведению государственной политики в области  РЦБ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (Федеральная  комиссия). Ее полномочия не распространяются на эмиссию долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Основные функции Федеральной комиссии:

  • разработка направлений развития рынка ценных бумаг;
  • утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • установление обязательных требований к ведению реестра;
  • лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Подавляющую часть  ценных бумаг составляют государственные  долговые обязательства, удостоверяющие отношения займа, должником которого выступает государство (органы власти и управления). Так, государственные  краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются  в целях антиинфляционного финансирования расходов бюджета. Оборот по ГКО намного  превышает все остальные ценные бумаги вместе взятые. ГКО существуют в безбумажной электронной форме; срок обращения 3, 6 и 12 месяцев. Цены на ГКО устанавливают в Минфине  РФ, продаются они по цене ниже номинала. Приобретают ГКО банки, страховые  компании, промышленные и др. предприятия. Аукционные торги идут ежедневно. Коммерческие банки торгуют ГКО по лицензии ЦБ РФ и поддерживают вторичный рынок этих бумаг. Для физических лиц минимальная сумма продажи ГКО 10-15 млн. р. Доход от ГКО обеспечивает разница между ценой продажи и номиналом. Доход определяется по формуле

где Д — доходность к погашению; Н — номинал; П — покупная цена; m - количество дней до погашения; С — ставка налога.

Торговля ГКО  проводится в г. Москве через дилеров межбанковской валютной биржи. Территориальные отделения Центрального банка выполняют функции финансовых брокеров, принимая заявки на покупку и продажу ГКО.

В последние годы государство все более активизирует политику на финансовом рынке. Минфин РФ конструирует эмиссии разных видов  ценных бумаг, приспосабливаясь к меняющейся ситуации и удовлетворяя интересы инвесторов и населения. Пока не сложился полноценный  рынок корпоративных ценных бумаг  государственные ценные бумаги остаются вне конкуренции как по доходности, так и по надежности сохранения заемного капитала.

Вексель сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства  и расчетного средства. Он предполагает обоюдное согласие покупателя и продавца на отсрочку платежа — продавец получает не деньги, а гарантию уплаты в будущем.

Нормативными актами вексель определяется как ценная бумага, удостоверяющая необусловленное  обязательство векселедателя (плательщика) выплатить владельцу векселя (векселедержателю) определенную сумму денег, как средство оформления товарного кредита в  виде отсрочки уплаты денег.

Интерес к векселю  как средству кредитно-расчетных  отношений повысился с принятием  Указа Президента РФ от 19 декабря 1993 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в  хозяйстве и повышении ответственности  за их своевременное проведение».

Вексель не подвержен  инфляции, векселей нельзя выпустить  больше, чем надо. Он обеспечен обязательствами  векселедателя. Его сила также в  установленном законом порядке  взыскания долга в случае отказа от платежа. При отсутствии средств  на счете должника кредитор, на которого приходится 30% и более просроченных обязательств должника, приобретает  право обратить сумму долга на имущество должника, включая недвижимость.

Векселедержатель (владелец) простым векселем кредитует  векселедателя (плательщика), который  выплачивает в определенный срок долг векселедержателю.

Переводным векселем векселедатель делает распоряжение третьему лицу (должнику векселедателя) об уплате долга, т.е. платит не векселедатель, а третье лицо, на которое переводит  свое обязательство векселедатель. Обычно этим лицом выступает банк, который путем акцепта принимает  на себя обязательство оплатить по векселю и взимает комиссионный процент. И простой, и переводной векселя передаются из рук в руки с помощью индоссамента (специальной  передаточной надписи на обороте  векселя).

Предприятие, выписывающее товарный вексель, обеспечивает его  основными и оборотными средствами. Векселя надежных предприятий обращаются как средство платежа наравне  с деньгами. Коммерческие банки, учитывая векселя промышленных предприятий, обращают внимание на их обеспеченность, так как в противном случае предоставленные ЦБ РФ кредиты придется возвращать коммерческому банку  за счет своих средств. Банки стремятся  покупать векселя надежных предприятий.

Сроки действия товарных векселей единого образца дифференцируются в зависимости от отраслевой принадлежности заемщика. Они являются основными  для бесспорного взыскания задолженности  по поставкам, обеспечения банковских ссуд на оплату товарно-материальных ценностей. По истечении срока действия векселя  непогашенные обязательства предъявляются к безусловному взысканию со счета должника в судебном порядке.

Разновидностью  товарного векселя является коммерческий вексель, т.е. обязательство должника-покупателя продукции перед кредитором-поставщиком. Он используется для разрешения кризиса  неплатежей. Ввиду низкой платежной  дисциплины товарные векселя не получили пока широкого распространения.

Банки не только учитывают  векселя, выписанные физическими и  юридическими лицами, но и сами проводят эмиссию векселей, т.е. документов под  внесенные на депозит суммы. Банковский вексель удостоверяет то, что лицо внесло в банк депозит, который он обязуется погасить при предъявлении в срок векселя. Держатель банковского  векселя имеет право требовать  платежа не только от векселедателя (банка), но и от любого лица, чья подпись  есть на документе.

Предприятие, использующее банковский вексель, высвобождает денежные средства, погашает взаимную задолженность, экономит время на расчетах по сравнению  с перечислением безналичных  денег.

Банковский вексель  обеспечен уставным капиталом банка  и зарезервированными в ЦБ РФ суммами. Однако сумма задолженности, которую  банки должны погасить своими векселями, обычно во много раз превышает  финансовые активы банка. И если все  одновременно предъявят к оплате векселя, то у банка может образоваться дебетовое сальдо.

Процентный вексель  выписывается без указания срока  действия, т.е. оплачивается по предъявлению. Процентная ставка по векселю определяется финансовым рынком и изменяется еженедельно. Вексель, выписываемый на дату, является беспроцентным, или дисконтным (дисконт-скидка с номинала), так как выписывается на большую сумму, чем за него платит покупатель.

Предприятие, выбирая  стратегию участия в операциях  на РЦБ, изучает финансовое состояние  эмитентов и других заемщиков (из каких источников они платят проценты и возвращают долги и т.д.). По запросу  предприятия как потенциального инвестора эмитент обязан подготовить  для него бизнес-справку. Надежнее иметь  дело с крупными банками, выпускающими ценные бумаги, так как у них  собственная защита средств дополняется  обязательным резервированием части  привлеченных средств в Центральном банке.

Чтобы ориентироваться  в кратко- и долгосрочных тенденциях РЦБ нужно проводить корреляционный анализ факторов, сопоставлять ставки рефинансирования с текущими депозитными  ставками, учитывать динамику курса  валют. Выигрывает на РЦБ тот, кто  умеет предвидеть ситуацию на месяц  вперед.

Обычно государство  берет па себя затраты по обеспечению  населения определенным набором  услуг, которые предоставляются  населению бесплатно за счет средств  госбюджета, или, иначе говоря, за счет средств, собранных либо у тех, кому предоставляются услуги, либо у других категорий населения. Нам важно  отметить, что при таком распределении  богатства потребитель лишается права выбора поставщика услуги и  практически не может осуществлять контроль за качеством услуги. Поэтому при решении вопроса о механизме удовлетворения потребностей необходимо выяснить, кто сможет лучше осуществлять выбор поставщика услуги и обеспечить контроль за его деятельностью.

Важным моментом в определении пространства полномочии того или иного участника воспроизводственного процесса является вопрос о том, как  и кем принимаются решения  по управлению финансами каждого  из субъектов экономических отношений.

Включив этот аспект экономических отношений в анализ, мы достигаем возможности рассмотреть  проблемы и права субъектов рынка  с двух точек зрения:

  • во-первых, с точки зрения их взаимодействия по поводу создания и распределения товаров и услуг;
  • во-вторых, с точки зрения их взаимодействия по поводу использования имеющихся у субъектов общественного воспроизводства денежных доходов, или, иначе говоря, распределения правомочий в финансовой сфере.

Здесь также имеются  две крайние позиции:

  • первая — субъект рынка исключительно самостоятельно распоряжается своими финансами, не делегируя никому своих правомочий в этой сфере;
  • вторая — субъект рынка делегирует свои права по управлению его финансами другому юридическому или физическому лицу.

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков