Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 11:13, реферат
Целью данной работы является теоретическое изучение организации учета и аудита заемных средств.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие заемных средств, основные задачи учета и методы анализа заемных средств;
- рассмотреть нормативное регулирование учета и аудита заемных средств;
- определить документальное оформление заемных операций;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………....3
1.Теоретические основы организации учета и аудита заемных средств……...6
1.1. Понятие заемных средств, основные задачи учета и методы анализа заемных средств…………………………….……………………………………..6
1.2. Нормативное регулирование учета и аудита заемных средств………......11
2. Действующая практика организации учета заемных средств…… ………..13 2.1. Документальное оформление заемных операций...………………………13 2.2. Аналитический и синтетический учет заемных средств... ………………15
2.3. Учет расходов по полученным заемным средствам...……………………17
3. Эффективность привлечения заемных средств……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….25
графический анализ.
Таким образом, при проведении оценки деятельности организации, при разработке стратегии по дальнейшему ее развитию, важное место занимает анализ использования капитала предприятия. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (банков, инвесторов) при изучении степени финансового риска, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.
1.2. Нормативное регулирование учета и аудита заемных средств
Регулирование аудита и учета заемных средств производится на основе следующих законодательных актов:
1.Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
В данной учетной политике следует выбрать способы признания доходов и расходов при исчислении налогооблагаемых баз, методы амортизации основных средств и нематериальных активов, установить порядок оценки материально-производственных запасов и финансовых вложений при их выбытии, правила формирования резервов и распределения прямых расходов, установить базовый показатель для расчета по налогу на прибыль по территориально обособленным подразделениям организации, охарактеризовать порядок ведения налогового учета и иные особенности расчетов организации по налогам и сборам.
2.Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 28 ноября 2011 г. N 339-ФЗ).
3.Приказ Минфина
РФ от 29 июля 1998 г. № 34н "Об утверждении
Положения по ведению
4.Приказ Минфина
РФ от 9 июня 2001 г. № 44н "Об утверждении
Положения по бухгалтерскому
учету "Учет материально-
5.Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изм. и доп. от 27 апреля 2012 г. № 55н.)
6.Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (с изм. и доп. 8 ноября 2010 г.).
7.Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть I и II., принят
Государственной Думой
8.«О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
9.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
10.Порядок формирования фондов предприятия (утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ марта 1993 г. № 213).
2. Действующая
практика организации учета
2.1. Документальное оформление заемных операций
На практике часто возникают ситуации, когда предприятию для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности необходимы дополнительные денежные средства. При этом по каким-либо причинам (отсутствие достаточного обеспечения, длительность процесса заключения кредитного договора, высокие процентные ставки и т.п.) получение кредита в банке затруднительно или просто не выгодно. В этом случае организация может получить такие средства в виде займа, как от юридических, так и от физических лиц. Причем, при последнем варианте, как правило, возникают трудности в части оформления и отражения подобных операций в учете.
Займы делятся на краткосрочные и долгосрочные. Это деление определяется сроком, в течение которого предприятие должно полностью возвратить полученную сумму.
Краткосрочные займы ограничены сроком в один год и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей. Как правило, они служат источником формирования оборотных средств предприятия.
Долгосрочные (свыше 1 года) займы выдаются главным образом на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций (расширение, реконструкция, новое строительство) с погашением кредита в течение срока, предусмотренного кредитным договором.
Предприятия могут получить займ, как в национальной, так и в свободно конвертируемой валюте. Займ может быть получен как единой суммой, так и частями (со сдвигом во времени). Займ может быть получен как полностью на расчетный (валютный) счет, так и частями на различные счета.
Заключение кредитных договоров происходит в несколько этапов.
1. Формирование
содержания договора займа
2. Рассмотрение
организацией - заимодавцем представленного
организацией - заемщиком проекта
договора займа и составление
заключения о возможности
На этом этапе заимодавец определяет:
а) кредитоспособность потенциальных заемщиков, т.е. способность их своевременно вернуть займ. Проверка кредитоспособности является предпосылкой заключения договора займа.
б) свои возможности предоставить займ предприятию в требуемой им сумме исходя из имеющихся в наличии денежных ресурсов, возможностей их увеличения за счет своей деятельности, привлечения межбанковских кредитов и т.д.
3. Совместная корректировка
договора займа заемщиком и
заимодавцем до достижения
4. Подписание договора
займа обеими сторонами, т.е. придание
ему силы юридического
В договоре займа определяется:
- сумма займа;
- условия кредитования (срок, кредитный процент, способ обеспечения займа);
- обязанности заимодавца (срок и способ выдачи займа);
- обязанности заемщика (способ и своевременность выплаты процентов по кредиту и т.д.);
- права заимодавца (права штрафных санкций и их описание и т.д.);
- права заемщика (право досрочного погашения займа);
- ответственность сторон.
Договор займа оформляется в двух равноценных экземплярах - по одному для каждой из сторон и является основным документом при решении всех спорных вопросов между заимодавцем и заемщиком.
Для бухгалтерии предприятия договор займа является основным документом, подтверждающим получение займа, выплату процентов, пеней, комиссий и других выплат заимодавцу со стороны предприятия.
При возврате заемщиком займов, полученных в натуральной форме, могут возникать стоимостные разницы в оценке имущества, полученного в качестве займа, и имущества, передаваемого для погашения. Возникающие разницы отражаются у заемщика в качестве прочих расходов или прочих доходов.
При задержке погашения займа и просрочке по уплате процентов по займу к заемщику применяют штрафные санкции, которые отражаются у должника в составе прочих расходов.3
2.2. Аналитический и синтетический учет заемных средств
По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.
На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.
На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).
Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.
Синтетические счета являются счетами 1-го порядка, субсчета — счета 2-го порядка, аналитические счета — счета 3-го, 4-го и других порядков.
Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности:
- аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;
- синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;
- система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;
- синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.
Порядок учета норматива признания процентов по долговым обязательствам содержит два условия:
1) по заемным
средствам, стоимость которых выражена
в условных денежных единицах,
предельный размер процентов
рассчитывается так же, как и
для рублевых обязательств (1,1 ставки
рефинансирования ЦБ РФ). При расчете
предельного размера
2) для договоров
с фиксированной процентной
2.3. Учет
расходов по полученным
Перечень затрат, связанных с получением займов включает в себя:
- проценты, причитающие к уплате по полученным займам (кредитам);
- курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления);
- дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов.
Порядок учета расходов по займам зависит от того, на какие цели организация - заемщик использует полученные заемные средства.
Если полученные заемные средства используются для предварительной оплаты материально - производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то затраты по указанным займам и кредитам относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. После получения организацией - заемщиком материально-производственных запасов и других ценностей, выполнения работ и оказания услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием займов (кредитов) отражается в бухгалтерском учете.
Если полученные заемные средства используются организацией для приобретения и (или) строительства инвестиционного актива, то затраты по ним должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено.
Для целей применения под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени (объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство). Для целей приобретение объектов основных средств, не требующих монтажа, например, приобретение легкового автомобиля для служебных целей, не считается приобретением инвестиционного актива.
Включение затрат по полученным займам (кредитам) в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса (по соответствующим видам активов, формирующих имущество комплекса), либо с первого числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации (если фактическая эксплуатация инвестиционного актива началась до его принятия к учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса). После этой даты затраты по полученным заемным средствам включаются в состав прочих расходов организации - заемщика.
При использовании заемных средств для приобретения (строительства) инвестиционного актива необходимо учитывать следующие особенности:
1) Расходы по
полученным займам (кредитам), связанным
с формированием
Информация о работе Действующая практика организации учета заемных средств