Демонополизация экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

К началу 90-х годов широкое распространение получило мнение о том, что
уровень концентрации производства в СССР и в России чрезвычайно высок, и по
этому показателю Россия находится на первом месте в мире. Но исследования
зарубежных и российских экономистов, проведенные в 1993-1994гг. на основе
данных Госкомстата РФ, в значительной степени опровергли этот вывод.
Сравнения российских и зарубежных стандартных показателей концентрации
производства в промышленности дали менее высокий уровень концентрации для
России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 Возникновение и сущность несовершенной конкуренции 5
1.2 Виды монополий и формы монополистических объединений 8
1.3 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 12
2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ. РОССИЙСКАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 16
2.1 История возникновения и развития монополии в России 16
2.2 Монополии в современной России 19
2.3 Демонополизация экономики России 22
3. СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 28
3.1 Особенности антимонопольной политики развитых стран 28
3.2 Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 31
3.3 Современная антимонопольная политика России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

из интернета по россии.docx

— 99.30 Кб (Скачать файл)

конкурентных (добыча).

Декларируется достижение следующих целей: первая - усиление государственного

регулирования транспортировки газа и создание условий для свободного доступа

добывающих предприятий к распределительной сети; вторая -

стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности путем

привлечения иностранных и отечественных инвесторов для освоения новых

месторождений; третья - развитие прямых договорных отношений между

поставщиками и потребителями газа. Этому должно содействовать создание торговых

компаний, которые стали бы развивать российский рынок природного газа. В

1999-2000 гг. намечено завершить  обособление предприятий по транспортировке

газа от добывающих и "запустить" рынок прямых договоров на его поставку.

По мнению авторов "Основных положений", механизм "конкуренция газовиков -

низкие тарифы - снижение издержек предприятий - подъем экономики" обеспечит

подъем промышленности. Подобная схема заложена также в реформирование РАО

"ЕЭС России" и МПС. Однако у нее есть уязвимые  стороны.

Поскольку в "Газпроме" не разделены монопольные и потенциально конкурентные

виды деятельности, нет ясности в формировании затрат концерна по ним,

невозможно должным образом их контролировать.

С 1 июля 1967 г. оптовые цены промышленности на газ стали устанавливать на

уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления.

Вместе с тем они были дифференцированы внутри каждого топливопотребляющего

района для перепродавцов (горгазов) и двух групп потребителей: первая -

коммунально-бытовые, общественного питания и сельскохозяйственные

предприятия, вторая - промышленные предприятия.

В газовой промышленности СССР оптовые цены ориентировались на худшие условия

производства, т.е. на условия производства в угольной промышленности, где

сохраняются наиболее высокие затраты на добычу и транспортировку угля по

сравнению с затратами на добычу и транспортировку газа, мазута и нефти. Эти

особенности позволяли изымать "газовую" ренту в госбюджет через включение

рентных платежей в оптовые цены газодобывающих предприятий и налога с

оборота, входившего в оптовые цены промышленности на газ.

Сегодня внутренние расчеты на базе единых отпускных цен в "Газпроме"

построены во многом на тех же принципах. Концерн просто заменил собой органы

государственного директивного планирования и управления. Единая отпускная

цена газа устанавливается всем категориям потребителей по-прежнему на основе

принципа рентабельного функционирования худшего производителя (в системе

"Газпрома") и компенсации  издержек транспортной системы. Изъятие и

перераспределение "газовой" ренты происходит через транспортные тарифы, а не

рентные платежи. Сверхприбыль поступает на счета концерна, минуя госбюджет.

При определении себестоимости добычи природного газа дочерние предприятия

"Газпрома" учитывают  только собственные затраты, без  дотаций, полученных из

стабилизационного фонда концерна. Это позволяет концерну удерживать оптовые

(расчетные) цены газодобывающих  предприятий на необоснованно  низком уровне,

что еще больше искажает финансовые показатели концерна.

Программа реформирования "Газпрома" предусматривает новый механизм

ценообразования, согласованный с начислением и взиманием налогов,

инвестиционной политикой концерна и величиной дивидендов. Цены добычи газа

будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а

отпускные формироваться так, чтобы:

·          "Газпром" мог покрывать текущие издержки и получать прибыль;

·          гибкие цены и обеспечение потребителям возможности выбора условий

их газоснабжения повысили его надежность;

·          цены соответствовали равновесию спроса и предложения - не возникал

дефицит или избыток газа на рынке.

Условия, приводящие к "естественному" монополизму, должны регулироваться

государством, а прочие - рынком. Развитие конкурентной среды в добыче газа

возможно лишь при условии, что есть месторождения, перспективные для

освоения. Государство как собственник природных ресурсов могло бы

целенаправленно формировать эту среду на основе фонда нераспределенных

участков недр. Однако в России эти возможности во многом утрачены.

Указом Президента РФ "О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых

месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова

Сахалин" от 1 июня 1992 г. № 539 "Газпрому" были предоставлены права на

разработку всех основных месторождений Надымского, Пуровского и Тазовского

районов. Чем бы ни руководствовалось тогда правительство, подобное решение

даже в перспективе не содействует развитию конкуренции в газовой отрасли.

Сегодня "Газпром" имеет лицензии на разработку 92 газовых и газоконденсатных

месторождений с промышленными запасами газа более 32 трлн куб. м, что равно

около 66% всех запасов России и 23% мировых.

Некоторые специалисты считают, что для повышения эффективности необходимо:

·          добиться от "Газпрома" финансовой прозрачности и обоснованности

ценовой и тарифной политики;

·          перейти на зональные цены по регионам и группам потребителей, а в

конечном итоге - на контрактные цены;

·          отойти от принципа формирования цен на основе издержек худшего

(замыкающего) производителя  в рамках "Газпрома" в целом;

·          укрепить ядро концерна, состоящее из газодобывающих предприятий и

магистральных газопроводов.

Реальные подвижки в реформировании "Газпрома" уже есть. Он сам ввел

международную бухгалтерскую систему, так как старая советская система

бухучета не позволяла отслеживать экономические показатели деятельности

входящих в него организаций, к 2001 г. намерен перейти на современную

автоматизированную систему управления корпоративными финансами. Концерн дает

свободу своим непрофильным предприятиям - сельскохозяйственным и

строительным, а газодобывающие и газотранспортные преобразует в дочерние

акционерные общества.

Реформирование российских естественных монополий - одно из условий

предоставления кредитов МВФ. Эксперты МВФ утверждают, что рекомендации этой

организации не преследуют цель расчленить "Газпром" (отделение добычи газа от

транспортировки входит в планы самого концерна), и указывают на настоятельную

необходимость обеспечить прозрачность доходов концерна и его дочерних

компаний и добиться уплаты всех положенных по закону налогов и рентных

платежей.

Однако требование МВФ о допуске к российским газопроводам "третьих лиц"

спорно. Нефтяники, добывающие газ, традиционно продают его "Газпрому". При

незначительных объемах производства им не имеет смысла самостоятельно

выходить на европейский рынок, а мелкие поставки там никого не интересуют.

Нет и крупных независимых российских производителей, поскольку лицензии на

освоение газоносных районов, как отмечалось, получил "Газпром".

Следовательно, свободный доступ к трубе нужен иностранным производителям.

Самый крупный из них - Туркмения. Транзит туркменского газа через российскую

территорию сейчас прекращен потому, что эту страну не устраивают выдвинутые

"Газпромом" условия - продавать  ему газ на границе с Россией  по фиксированной

цене 32 доллара за 1 тыс. куб. м или предоставлять банковские гарантии оплаты

за транзит.

Но и "Газпром" не может мириться с тем, что Туркмения будет продавать с его

помощью свой газ в Европе по демпинговым ценам и тем самым захватит

"газпромовский" европейский  рынок, завоеванный им с таким  трудом. Допуск

"третьих лиц" к российским  газопроводам приведет к уменьшению  доли

российского газа на европейском (и, возможно, на внутреннем) рынке, падению

мировых цен на газ, что больно ударит по российскому бюджету.

МВФ требует, чтобы "Газпрома" не поставлял газ неплательщикам и вносил налоги

деньгами. Требование, казалось бы, справедливое. Но сегодня лишь 16%

внутрироссийских поставок газа оплачиваются "живыми" деньгами. Отключить всех

должников - значит оставить без тепла большинство предприятий и учреждений

России, причемзначительная часть неплательщиков - бюджетные организации, не

получившие запланированного финансирования.

"Газпром" предлагает  разрешить проблему, проводя государственные  закупки

через него. Есть правительственные программы обеспечения военных и шахтеров

жильем, под которые делаются госзаказы на строительство. Самому "Газпрому" во

многих регионах (даже в Москве) за газ вместо денег предлагают квартиры. Если

государство не в состоянии собрать налоги деньгами, то почему бы не разрешить

"Газпрому" принимать  квартиры для зачета своих  налогов? Поскольку тарифы на

продукцию естественной монополии и цену исполнения госзаказа определяет

государство, лазеек для воровства не будет. Концерн предлагает сам выстроить

цепочку исполнения госзаказа и прокредитовать газом всех ее участников.

Более того, чтобы разорвать порочный круг неплатежей, "Газпром" готов

предоставить государству связанный кредит на закупку энергоносителей. Это

позволит замкнуть платежи между концерном, бюджетом и бюджетополучателями в

один контур. Схема кредитования выглядит так: "Газпром" кредитует

Министерство финансов и эмитирует товарные газовые облигации (ТГО); Минфин на

сумму кредита выкупает облигации у концерна и финансирует ими, а не деньгами,

бюджетополучателей; затем "Газпром" поставляет за облигации газ, сам платит

налоги деньгами и предъявляет ТГО Минфину для погашения займа.

Критики подобного рода "газовых взаимозачетов" указывают на то, что ТГО имеют

черты валюты, которая будет обращаться параллельно рублю. Вместо укрепления

рубля мы получим его ослабление. Кроме того, все возможные зачетные схемы

исключают конкурсы (например, на квартиры для военных). Следовательно, цены

госзаказов будут завышены, что еще больше увеличит дефицит бюджета.

     3.2 Концепции реформирования железнодорожного транспорта

Чем больше монопольный сектор на железных дорогах, тем труднее контролировать

его затраты и исчислять обоснованные тарифы. Поскольку вряд ли кто-нибудь

может оценить реальность издержек всех железных дорог, установление

обоснованных тарифов - проблема трудноразрешимая. А без этого невозможны

экономически стимулы к сокращению затрат. Поэтому в центре споров

относительно путей реформирования МПС стоит вопрос - чем занят субъект

монополии? От ответа на него зависит, что оставлять в ведении монополиста и

регулировать решениями антимонопольного ведомства, а что отпустить в рынок.

Руководители Министерства путей сообщения считают, что субъект естественной

монополии везет единицу груза - контейнер, тонну, мешок. Следовательно, к

монопольному сектору следует отнести практически всю инфрастуктуру - путь и

путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и

связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава,

локомотивное хозяйство, информационные и диспетчерские системы, но главное -

основной парк железнодорожных вагонов.

Их оппоненты из правительственной Комиссии по реформированию естественных

монополий полагают, что железная дорога как субъект естественной монополии

должна предоставлять услугу по перемещению подвижного состава

(транспортировке), а на  рынке должны конкурировать перевозчики, владеющие

вагонным парком. Их дело - работать с грузовладельцами, предоставлять им

вагоны, платформы, контейнеры, доставлять груз "от двери к двери" и при этом

нести ответственность за свою работу по гражданскому праву. Эти эксперты

считают целесообразным вывести из МПС предприятия, не относящиеся

непосредственно к транспортировке (вагоностроительные, вагоноремонтные и

др.), поставить их в условия конкуренции.

Интересно, что те и другие не спорят по поводу специализированных вагонов и

цистерн - ими уже владеют нефтяные компании, угольные разрезы или

специализированные перевозчики. Нет споров и по поводу пассажирских перевозок

- все признают, что могут  существовать независимые пассажирские  компании,

владеющие своими фирменными поездами и конкурирующие за пассажиров. Подняв

тарифы на первый класс и люкс можно решить проблему убыточности пассажирских

перевозок. Есть согласие и по поводу пригородных поездов - ими должны

заниматься отдельные региональные компании со своим подвижным составом,

дотируемые из региональных бюджетов.

В январе 1998 г. правительство одобрило "Концепцию структурной реформы

федерального железнодорожного транспорта", которая определила неспешные

преобразования, страхующие от возможных негативных последствий реформы.

Железные дороги остаются государственными, их объединяет МПС, за которым

сохраняются функции государственного управления и хозяйствования.

Предполагается, что реформа будет проходить в три этапа. При этом на каждом

из них должны сохраняться неизменными элементы системы, не затрагиваемые

Информация о работе Демонополизация экономики России