Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить децентрализацию управления и учет по центрам ответственности.
С учетом сформулированной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить основы децентрализации управления и учета по центрам ответственности;
рассмотреть центры ответственности и организацию управления по ним;
проанализировать взаимосвязь затрат и доходов в центрах прибыли и рассмотреть отчетность центров прибыли;
определить критерии оценки деятельности центров ответственности;
рассмотреть центры инвестиций;
При отчете центра прибыли по прибыли от продаж, в отчет дополнительно включаются данные: о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и о соответствующей части общехозяйственных расходов (если они не включены в производственную себестоимость), позволяющих вычислить полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации.
Однако, вместо отчета по прибыли от продаж центры могут составлять отчеты о маржинальном доходе.
Маржинальный доход определяют вычитая из выручки от продаж продукции (работ, услуг) переменные расходы, связанные с производством и продажей продукции. Разница между маржинальным доходом и постоянными расходами - это остаточный доход. Исчисление остаточного дохода целесообразно производить с учетом прямых и косвенных постоянных расходов.
Постоянные расходы делятся на прямые и косвенные в зависимости от определённых условий производственного процесса.
Если оборудование используют только для производства конкретного вида продукции, то все расходы по его обслуживанию являются прямыми расходами — зарплата рабочих, обслуживающих это оборудование, сумма начисленной амортизации по оборудованию и сумма арендных платежей, начисленных по нему.
Косвенные постоянные расходы - такие затраты, которые распределяются между видами продукции (работ, услуг) только расчетным путем (суммы амортизации по зданиям, расходы на содержание администрации и т. п.).
Остаточный доход до исчисления косвенных расходов, обычно, позволяет более полно оценить деятельность центров прибыли по сравнению с конечными показателями остаточного дохода, потому что этот показатель не содержит неточностей, которые появляются при распределении косвенных расходов.
Отчет по прибыли в целом по организации за отчётный месяц целесообразно составлять в форме отчета по прибыли и включать в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, с включением в этот отчет показателей по смете и отклонений за месяц и с начала года.
2.2. Центры инвестиций в формировании и использовании активов предприятия.
Центры инвестиций представляют структурные единицы наивысшего уровня крупных децентрализованных организаций, а именно: дочерние и зависимые общества главных организаций, филиалы и др. В западных странах к центрам инвестиций также относят отделения транснациональных корпораций.
Рассматривая центры инвестиций исходят из того, что они - отдельные организации, поэтому составляют центры инвестиций обычные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отчеты по прибыли.
При сравнительном анализе деятельности отдельного центра инвестиций главной организации абсолютные показатели прибыли этих центров как правило бывают несопоставимыми из-за различий в объеме производства и величины активов центра.
Прибыль бизнес-единицы - это разность между полученной выручкой этой бизнес-единицы за проданную продукцию (работу, услугу) и понесёнными в связи с этим расходами. Чтобы оценить деятельность бизнес-единицы показатель дохода имеет скорее прикладное значение, нежели самостоятельное. Только после расчёта значения прибыли подразделения, можно рассчитать два других его показателя – рентабельность активов и остаточную прибыль.
С позиции управленческого учета и анализа показатель рентабельности активов отражает эффективность использования средств, которые были инвестированны в активы подразделения. С точки зрения формул расчет рентабельности активов выглядит следующим образом:
Рентабельность активов = Прибыль подразделений : Активы подразделения
В управленческом учете существует одно общее правило, по которому бизнес-единица должна принимать любые инвестиции, если прибыль, ожидаемая от них, превышает стоимость капитала. Учитывает это правило показатель остаточной прибыли, когда происходит оценка деятельности подразделений.
Остаточная прибыль – это прибыль, которая зарабатывается подразделением свыше минимально необходимой нормы прибыли, которая устанавливается администрацией компании.
Остаточная прибыль = Прибыль подразделения – (Активы подразделения * Целевая НП)
Произведение активов подразделения на целевую НП даёт стоимостную оценку прибыли, минимально необходимую подразделению в соответствии с установленной для него нормой прибыли. Всё, что заработано подразделением свыше этой суммы, приносит выгоду компании.
Экономическая добавленная стоимость или управляемая прибыль. Применение экономической добавленной стоимости во многих западных компаниях, позволило снизить затраты, эффективнее использовать активы, повысить производительность труда, сохранить капитал, и улучшить качество обслуживания клиентов.
Экономическая добавленная стоимость - это разница между доходом, заработанным компанией для держателей собственных акций и облигаций, и доходом, который мог быть получен, если средства были бы инвестированы в другие компании при аналогичном уровне риска, то есть вменённым доходом компании. Иначе говоря, экономическая добавленная стоимость равна разнице между прибылью и стоимостью всех обязательств компании.
Глава 3. Сегментарная отчетность как основа оценки деятельности центров ответственности.
3.1. Внутренняя
сегментарная отчетность
ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам".
В России, как и во всём мире, всё больший интерес пользователям бухгалтерской отчетности представляют данные сегментарной отчетности. Необходимость ведения и предоставления сегментарной отчетности связана с процессами интеграции производства и капитала. В международной практике сегментарная отчетность - это часть финансовой отчетности, которая раскрывает информацию о различных направлениях и зонах деятельности коммерческой организации. Сегментарную отчетность рассматривают в двух аспектах: в широком - внешнюю сегментарную отчетность, в узком - внутреннюю сегментарную отчетность.
Сегментарная отчетность в теории бухгалтерского
учета изначально было связано с представлением
организацией внешней отчетности о различных
направлениях, рынках и видах её деятельности.
Истоки понятия
Сегментарный учёт - это подсистема управленческого учёта, которая обеспечивает идентификацию, измерение, накопление, анализ, подготовку, интерпретацию и представление различных видов информации о сегментах деятельности организации для внутренних пользователей. Сегментарный учёт является подсистемой управленческого учёта и обеспечивает создание внутренней сегментарной отчетности, которая может предоставляться как отдельно, так и вместе с другими отчетами. Взаимодействие сегментарного и финансового учёта обеспечивает формирование и предоставление внешней сегментарной отчётности, которая является частью финансовой отчётности организации.
Сегмент деятельности - это вид деятельности (продукция, работы, услуги) организации, центр ответственности или часть внешней среды предприятия, который выделяется для целей сегментарного учёта и представления внутренней сегментарной отчётности.
Внутренняя сегментарная отчётность - это часть внутренней (управленческой) отчётности или самостоятельный отчёт о сегментах деятельности организации, который обеспечивает необходимой информацией о сегментах бизнеса внутренних пользователей для принятия оптимальных управленческих решений.
Внутренняя отчётность по сегментам, является либо составной частью внутренней управленческой отчётности либо представляет самостоятельный отчёт. Внутренняя отчетность представляет собой совокупность показателей и другой информации, которые характеризуют условия и результаты деятельности сегментов за определённый промежуток времени. Данная отчетность предназначена для внутренних пользователей с целью обеспечения их информацией о сегментах деятельности, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений в сегментах и на предприятии в целом.
Формирование отчётности по сегментам деятельности требует осмысления доходов и расходов сегмента, а также его активов и обязательств. Суммы, которые начисляются по этим статьям должны относиться к данному сегменту и распределяться на контролируемые сегменты, с использованием приемлемой базы распределения.
Так, сегментарная отчётность позволяет получить дополнительную информацию для принятия правильных управленческих решений, как по организации, так и в различных сегментах её деятельности. Кроме этого, использование сегментарной отчётности в системе управления расширяет возможности организации в решении задач стратегического и тактического планирования в условиях рыночной экономики. Наличие информации по сегментам позволяет руководителям организаций выстроить тактику, которая позволит функционировать в современных условиях.
Начиная с бухгалтерской отчётности за 2011 год вступил в силу новый порядок раскрытия информации по сегментам (приказ МинФина России от 8.11.2010 г. № 143 н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)». Следовательно с этого момента утратил силу ПБУ 12/2000.
Информация по сегментам должна раскрываться в организации, которая применяет ПБУ 12/2010, не только в годовой бухгалтерской, но и в промежуточной отчётности, формируемой в течение года.
Требования к раскрытию информации по сегментам согласно ПБУ 12/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».
Формирование информации по сегментам проходит в два этапа:
В ПБУ 12/2010 существует возможность объединения отчётных сегментов без дополнительных условий, если количество сегментов более десяти.
В специальный раздел выделены нормы, которые регулируют порядок оценки показателей отчётных сегментов.
Согласно новой редакции ПБУ 12/2010 за основу выделения сегментов берётся структура управления и принятия решений в организации, а также и система внутренней отчетности.
Разработка нового ПБУ была обусловлена целью привести российские стандарты бухгалтерского учета в соответствие с МСФО. Прототипом ПБУ 12/2010 стал новый стандарт IFRS 8 «Операционные сегменты». Стремление сделать новое ПБУ максимально современным и соответствующим МСФО в некоторых случаях лишило его необходимых нормативных характеристик, в частности, соответствия действующему российскому законодательству.
3.2. Критерии оценки деятельности центров ответственности.
В практике стран с рыночной экономикой наиболее часто используют четыре показателя финансового характера:
Однако эти показатели непригодны для анализа эффективности работы
центров затрат и доходов.
Для контроля деятельности центров может быть использован лишь первый показатель.
Деятельность подразделений зависит не только от финансовых аспектов, но и от нефинансовых - производительности, качества услуг (изделий), обслуживания и др. Эти факторы тоже нуждаются во внимании, усовершенствовании и оценке.
Как западные, так и отечественные организации заняты решением задачи: подбор нефинансовых критериев дополнительно к уже существующим финансовым показателям. Трудность заключается не только в измерении нефинансовых показателей, но и в определении того, что должно быть оценено и чему следует уделить внимание.
Нефинансовые аспекты деятельности косвенно воздействуют и на финансовые результаты предприятия, поэтому многие менеджеры пытаются измерить всё, что так или иначе связано с персоналом, продукцией и покупателями, производственными процессами. Измерив всё, помимо необходимой информации мы получаем обширный массив не всегда годных к использованию данных.
Набор финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности - это основная проблема управленческого контроля, стоящая перед администрацией компании. Однако необходимо чётко понять различия между финансовыми и нефинансовыми критериями.
Нефинансовые критерии оценки деятельности численно намного превосходят финансовые. Финансовые критерии в большинстве случаев регламентированы, стандартизированы и тесно связаны между собой. В сфере нефинансовых критериев оценки деятельности подразделений такой стройности нет. Существует множество критериев оценки качества процессов и изделий: скорость исполнения заказа, удовлетворение требованиям стандартов качества, соответствие или превышение показателей конкурентов и т. д. Прежде не принимали во внимание такой показатель, как «уровень удовлетворенности покупателя». Сегодня многочисленные маркетинговые исследования дали основание говорить о существовании связи между удовлетворенностью клиентов и прибыльностью: почти все крупные западные компании анализируют уровень удовлетворенности покупателей обслуживанием и сравнивают полученные результаты с показателями своих конкурентов.
Информация о работе Децентрализация управления и учет по центрам ответственности