Задачи, объекты и функции внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.
Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия

Содержание

Введение 3
1. Задачи, объекты и функции внутреннего аудита 5
2. Факторы внешней и внутренней среды 7
3. Методика проведения внутреннего аудита 11
4. Оценка эффективности контрольных мероприятий 19
5. Направления совершенствования внутреннего аудита 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит_Тема24 4 курс.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

Введение

 

В современных условиях предпринимателю важно не избегать риска, а предвидеть его, одновременно стремясь снизить его до наиболее низкого уровня. Для этого необходим постоянный, действенный и своевременный контроль за деятельностью работников и в целом фирмы посредством правильно поставленной экономико-правовой работы, бухгалтерского учета и отчетности.

В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.

Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей, поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. Организация внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационных требований, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.

Актуальность внутреннего аудита системы управленческого учета (далее - СУУ) в настоящее время вызвана объективной необходимостью повышения эффективности управления предприятием и принимаемых им управленческих решений. Данный вид аудита оказывает позитивное воздействие на результативность, действенность и эффективность деятельности предприятия, обеспечивает большую прозрачность управления.

Безусловно, при становлении внутреннего аудита СУУ в России целесообразно учитывать накопленный мировой практикой опыт в области аудиторской деятельности. Однако при этом следует избегать «слепого» копирования зарубежных образцов и методологической базы, устанавливающей основные процедуры и алгоритмы проведения контрольных мероприятий, без адаптации их к национальным условиям, в которых работают отечественные предприятия.

Цель данной работы – охарактеризовать систему внутреннего аудита в системе управления предприятием.

Предмет исследования – внутренний аудит. Объект исследования – коммерческие предприятия РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Охарактеризовать задачи, объекты и функции внутреннего аудита.

2. Рассмотреть факторы внешней и внутренней среды.

3. Проанализировать методику проведения  внутреннего аудита.

4. Дать оценку эффективности  контрольных мероприятий.

5. Описать направления совершенствования внутреннего аудита.

В структурном отношении работа состоит из введения, основной части, разделенной на пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Задачи, объекты и функции внутреннего аудита

 

Система управленческого учета (СУУ) - комплекс мероприятий по организации наблюдения, оценки, регистрации, измерения, обработки, систематизации и передачи информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для оперативного и стратегического управления как предприятием в целом, так и его структурными подразделениями в рутинных и проблемных ситуациях.

Внутренний аудит - неотъемлемая часть внутреннего контроля предприятия. Проведение внутреннего аудита СУУ имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Он способствует предотвращению потери ресурсов и осуществлению необходимых изменений внутри предприятия. При этом важным инструментом внутреннего аудита на предприятии в целом выступает оценка эффективности СУУ.1

К объектам внутреннего аудита СУУ относятся:

система управленческого учета на предприятии;

система управления и организационная структура;

схема документооборота;

порядок и принципы формирования управленческой отчетности;

деятельность менеджмента;

работа отделов предприятия, являющихся главными распорядителями бюджетов;

работа отделов предприятия, использующих заемные средства или распоряжающихся собственностью предприятия.

Кроме того, в процессе внутреннего аудита СУУ проверяются решение отдельных функциональных задач управления, работа информационных систем предприятия и др. Перечень этих объектов может различаться в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников.

При этом проверке подвергается деятельность указанных экономических субъектов, подразделяемая на функциональную (функции и задачи) и производственную деятельность. В первом случае предполагается принятие определенного решения, а во втором - экономического результата, выражающегося в производстве конкретных товаров, услуг и т.п. Оценка указанных результатов осуществляется с использованием установленных критериев эффективности. Это, в конечном счете, позволяет определить эффективность принятия управленческих решений.

В рамках внутреннего аудита СУУ на стадии планирования оцениваются объем имеющихся ресурсов, степень его соответствия объему поставленных целей и решаемых задач, определяется, насколько поставленные цели и задачи соответствуют общей стратегии, установленной в каждой конкретной сфере управления предприятием.2

В процессе исполнения бюджетов осуществляется текущий мониторинг на всех участках функционирования системы управления, устанавливается надежность и объективность данных, оцениваются промежуточные результаты. Основная задача на данном этапе - обеспечить необходимую и своевременную корректировку процесса управления при одновременном контроле за ходом указанных действий. Кроме того, анализируются мероприятия, касающиеся организации системы учета и внутреннего контроля, создания необходимых организационных структур и разработки соответствующих процедур. И, наконец, в итоге с помощью внутреннего аудита СУУ оцениваются степень реализации поставленных целей и возможности более эффективного их достижения в дальнейшем.

Как правило, в функции внутреннего аудита СУУ включаются:

проверка деятельности различных звеньев управления;

оценка эффективности механизма внутреннего контроля;

разработка и предоставление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит СУУ может считаться эффективным, если он, во-первых, эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации управленческого учета, а во-вторых, выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того как недостоверная информация возникла.

 

2. Факторы внешней и внутренней среды

 

В современных экономических условиях хозяйствующие субъекты постоянно вынуждены разрешать проблемы, связанные с обеспечением своей конкурентоспособности. Существенную роль в процессе формирования действенной организационно-экономической стратегии предприятия играют управленческий учет и экономический анализ. Применимость, целесообразность и эффективность инструментов, дающих базу для принятия стратегических и тактических управленческих решений, подтверждаются при проведении внутреннего аудита.3

Внутренний аудит предназначен для того, чтобы:

- оценить систему внутреннего  контроля в части достоверности информации;

- убедиться в соблюдении законодательства;

- проанализировать сохранность  и эффективность использования  активов;

- проверить эффективность использования  собственных и заемных источников;

- оценить результативность деятельности компании в целом, а также ее отдельных филиалов и подразделений.

- проанализировать систему управления  рисками, а также предполагаемые направления снижения рисков;

- установить соответствие системы  корпоративного управления компании  принципам корпоративного управления;

- убедиться в адекватности используемых  информационных технологий насущным  информационным потребностям.

Таким образом, внутренний аудит позволяет удостовериться в согласованности действующей системы управления и обоснования управленческих решений, с одной стороны, и имеющихся рыночных и законодательных требований - с другой. Отсюда следует, что современный внутренний аудит должен быть основан не только на сравнительном анализе факта и плана, но и на соответствии требованиям рынка (сравнительный анализ с показателями в среднем по рынку и эталонным предприятием). Сказанное требует совокупного рассмотрения факторов внутренней и внешней среды.

К факторам внешней среды относятся спрос на продукцию, положение предприятия на рынке, состояние рынка капитала и его влияние на финансы предприятия. К факторам внутренней среды - действующие активы (основные, оборотные), наличие и возможности привлечения источников финансирования, трудовые ресурсы и качество менеджмента компании.

Одной из основных задач внутреннего аудита является обоснование выбора тех видов продукции (услуг), которые предприятию выгодно производить (предоставлять), в каком объеме и по какой цене предлагать свою продукцию (услуги) на рынке, какие ресурсы (основные, материальные и трудовые) и какие источники финансирования для этого использовать, чтобы результаты его производственно-коммерческой деятельности соответствовали финансовой стратегии и долгосрочным целям.

Внутренний аудит может быть квалифицирован как комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, в общей системе которого особая роль должна быть отведена аналитическому аудиту.4

В ходе внутреннего аудита решаются аналитические взаимосвязанные задачи, что позволяет:

- оптимально управлять объемом  продаж, его ассортиментом (структурой), прибылью и себестоимостью;

- эффективно использовать основные, материальные, трудовые и денежные ресурсы;

- открывать новые производства  по выпуску товаров, соответствующих  рыночной конкуренции;

- разрабатывать бизнес-планы по производству конкретных продуктов и их мониторинг;

- внедрять оптимальные способы  мотивации сотрудников для достижения  поставленных целей;

- применять оптимальный и активный  стиль управления предприятием  на основе долгосрочных прогнозов  и планов, осуществлять жесткий контроль высшим руководством наиболее важных проблем, делегировать полномочия по решению менее важных проблем подчиненным;

- управлять текущей финансовой  устойчивостью предприятия, его  ликвидностью, платежеспособностью, источниками краткосрочного финансирования и производственными рисками;

- обеспечивать долгосрочную рыночную  устойчивость в развитии предприятия;

использовать долгосрочные источники финансирования имущества, управлять финансовыми рисками;

- формировать оптимальный портфель инвестиций, снижать инвестиционные риски;

- выходить на международные  рынки капитала;

- управлять природоохранной (экологической) деятельностью компании.

Для внутреннего аудита на предприятии могут использоваться известные экономические аналитические или численные (статистические) методы исследования.

Ряд методов описывают аналитические процедуры на логическом уровне (экспертные оценки, сценарии, психологические, сравнительные методы, методы относительных показателей, построение типовых аналитических таблиц, графиков). Применение этих методов аудитором требует интуиции, опыта и знаний.5

Другие методы строятся на достаточно строгих формализованных аналитических зависимостях:

- традиционные методы анализа  хозяйственной деятельности (средних  и относительных величин, группировки, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики, цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, балансовый, процентных чисел);

- математико-статистические методы  изучения связей (дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования, корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, кластерный анализ);

Информация о работе Задачи, объекты и функции внутреннего аудита