Задачи, объекты и функции внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.
Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия

Содержание

Введение 3
1. Задачи, объекты и функции внутреннего аудита 5
2. Факторы внешней и внутренней среды 7
3. Методика проведения внутреннего аудита 11
4. Оценка эффективности контрольных мероприятий 19
5. Направления совершенствования внутреннего аудита 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит_Тема24 4 курс.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

- эконометрические методы (матричные  методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса);

- методы экономической кибернетики  и оптимального программирования (системного анализа, машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование);

- методы исследования операций  и теории принятия решений (теория  графов, метод деревьев, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования  и управления).

Исходной базой для внутреннего аудита являются данные бухгалтерского учета и отчетности (аналитический просмотр которых должен создать ясную картину всех основных аспектов хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме) и вся имеющаяся управленческая информация (данные управленческого учета и отчетности) о деятельности хозяйствующего субъекта. Эффективность внутреннего аудита непосредственно зависит от качества и полноты используемой информации, при этом немаловажную роль играет методика анализа.6

 

3. Методика проведения внутреннего аудита

 

В общем виде методика внутреннего аудита включает ряд последовательных этапов.

1. Подготовка к проведению внутреннего  аудита (сбор и оценка полноты и качества исходной документации, сбор дополнительной информации, в том числе использование методов анкетирования и интервьюирования персонала, проведения бесед с руководством, и т.д.).

2. Оценка и анализ:

организационно-распорядительной документации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы);

- форм финансового и управленческого  учета и отчетности (бухгалтерская отчетность, аналитика счетов; бюджеты, платежные календари, бизнес-планы, сведения о динамике и структуре затрат, отчеты об объемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств, ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов);

- кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счетов-фактур, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между предприятием и иными юридическими (физическими) лицами;

- внешних и внутренних факторов  функционирования.

3. Построение алгоритма и процедуры  аудита определенного объекта.

4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования изучаемого объекта.7

Предложенная методика может быть успешно применена практически к любому аналитическому объекту. Остановимся на основных особенностях проведения анализа в рамках внутреннего аудита лишь по некоторым объектам (направлениям деятельности).

Основные средства. Следует проанализировать:

- источники, размеры, динамику и  структуру вложений капитала  предприятия в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности;

- используемые методы оценки  альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества);

- техническое состояние и движение  основных средств, эффективность  использования производственных мощностей, а также показатели амортизационной емкости, фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате изменения фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.

Незавершенное строительство. Следует проанализировать:

- сферы (капитальное строительство, инновации, финансовый капитал) и  объекты инвестиционной деятельности;

- стоимостные границы инвестиций  центров ответственности (подразделений);

- источники (внутренние, внешние; заемные - долгосрочные или краткосрочные) и методы (акционирование, кредитование, лизинг) инвестирования;

- процедуры принятия инвестиционных  решений;

- методы оценки инвестиционных  проектов, варианты оптимизации  инвестиционных портфелей, организационные процедуры их изучения и принятия инвестиционных решений (в том числе зависимость процедур их согласования от стоимостных границ, критерии выбора воспроизводственных альтернатив, рисков, чувствительности, должностных лиц, участвующих в принятии решений, информацию для принятия решений, этапы процедуры принятия решений и контроля их выполнения).

Кроме того, необходимо оценить:

- целесообразность принимаемых  решений о приобретении новых  активов в целях: обновления имеющейся материально-технической базы, наращивания объемов производственной деятельности, освоения новых видов деятельности, рыночных сегментов;

- экономическую, научно-техническую, экологическую и социальную эффективность  отдельных инвестиционных проектов, их согласованность и общий  эффект;

- устойчивость потока денежных  средств от инвестиционной деятельности;

- эффективность распоряжения средствами  на осуществление инвестиционных проектов.8

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. Следует выяснить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития, направления долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги, а также проанализировать организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию по управлению ценными бумагами.

При этом устанавливаются:

- цели портфеля (сохранность и  приращение капитала, доступ через ценные бумаги к имущественным и неимущественным правам, расширение сферы влияния, страхование от рисков и т.д.), их адекватность целям и стратегиям организации;

- тип сформированного портфеля (сбалансированный, разбалансированный);

- виды организации управления (самостоятельное управление, передача в доверительное управление);

- оптимальность принятых портфельных  стратегий;

- оптимальность набора различных  ценных бумаг в портфеле (по  доходности, риску и ликвидности);

- эффективность инвестирования в ценные бумаги, их инвестиционное качество.

Оборотные активы. Следует проанализировать:

- состав и структуру источников  формирования оборотных средств;

- используемые методы расчета  потребности в оборотном капитале (в том числе оценить достаточность оборотных средств для обеспечения производственного процесса);

- степень выполнения установленных  нормативов оборотных средств;

- соотношение долей оборотных  активов разных степеней риска;

- мероприятия, направленные на  ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- динамику, структуру и эффективность  использования оборотных средств  по показателям оборачиваемости, емкости, снижения затрат ресурсов  на производство, продолжительность  производственного, операционного  и финансового циклов.9

Необходимо оценить динамику и структуру запасов.

Дебиторская задолженность. Структура дебиторской задолженности в динамике оценивается по таким показателям, как:

- сроки погашения;

- типы дебиторов (покупатели, заемщики);

- удельный вес отдельных крупных  дебиторов (по их значимости или суммам задолженности);

- уровни задолженности (перед предприятием  и его структурными звеньями);

- качество (вероятность оплаты  в срок).

Выявляются нормативы кредитоспособности заказчиков и причины несоблюдения платежной дисциплины контрагентами. При этом изучаются организационно-нормативные документы, регламентирующие предоставление коммерческих кредитов заказчикам (покупателям) и порядок погашения дебиторской задолженности покупателей, а также применяемые процедуры работы с дебиторами.

Уровень фактического исполнения предписанных регламентов определяется:

- наличием соответствующих санкций (виз) на документах;

- наличием материалов, свидетельствующих  об анализе финансового состояния (платежеспособности) и деловой порядочности заказчиков;

- соответствием сумм и сроков  предоставленных кредитов установленным группам риска заказчиков или нормативам кредитоспособности.

При анализе политики инкассации проверяются:

- рассылка дебиторам напоминаний  об оплате;

- сверка дебиторской задолженности (направление покупателям актов сверки для подтверждения числящейся за ними задолженности и порядка ее погашения);

- своевременность истребования  задолженностей в полном соответствии  с претензионным и судебным  порядком урегулирования споров;

- передача дел в организацию, специализирующуюся на взыскании  долгов (при необходимости), факторинг.

Эмиссия ценных бумаг. Следует изучить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития и проанализировать:

- документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;

- документы, содержащие общие сведения  об учредителях, акционерах, инвесторах;

- организационно-распорядительную  и учетно-финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактическую эмиссию ценных бумаг (отчеты о выпусках ценных бумаг).10

В процессе проверки оцениваются:

- структура и виды ценных  бумаг (акций, облигаций и др.), выпущенных  предприятием;

- общий объем выпуска (по номинальной  стоимости), количество размещенных ценных бумаг;

- права владельцев ценных бумаг  и степень их соблюдения;

- порядок и условия выпуска  акций и степень их соблюдения;

- степень выполнения законодательно  установленных требований к эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций - для документарной формы, проспект эмиссии и т.д.), ведению реестров акционеров.

Капитал и обязательства. Необходимо рассмотреть:

- используемые методы планирования  финансовых потребностей;

- сроки заемного финансирования, своевременность погашения долгов;

- соотношение заемного и собственного  капиталов, уровень финансового  левериджа, зависимость уровня левериджа  от структуры финансирования, размер и структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);

- эффективность использования собственного и заемного капиталов;

- рациональность процедур и  оптимальность условий заемного  финансирования (формы договоров и степень их выполнения, цена заемных источников и уровень риска их несвоевременного исполнения);

- цену собственного капитала и цену предприятия, тенденции их изменения, используемые методы оптимизации структуры капитала (расчет соотношения между собственными и заемными источниками средств исходя из критерия минимума стоимости капитала).

Кредиторская задолженность. В рамках этого направления изучается система расчетов с кредиторами, а именно:

- формы расчетов по договорам (факты совершения сделки, наличие  предоплаты, условия оплаты - акцептная, аккредитивная, расчеты требованиями, поручениями или с использованием векселей);

- уровень исполнения предприятием  своих платежных обязательств, исполнения платежных обязательств перед предприятием;

- применяемые методы обеспечения  платежных обязательств (залог, гарантии);

- своевременность и надлежащее  оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы.

Структура кредиторской задолженности оценивается по:

- срокам погашения;

- удельному весу отдельных крупных  кредиторов;

- типам кредиторов (обязательства  перед бюджетом должны быть  рассмотрены по их структуре);

качеству.

По результатам проверки даются рекомендации, позволяющие оценить возможности:

- погашения задолженности предприятия  перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.);

- проведения реструктуризации  задолженности по платежам в  бюджет;

- ликвидации задолженности по  оплате труда (при ее наличии);

- снижения неденежных форм расчетов.

Финансовые результаты деятельности предприятия. Следует изучить учетную политику предприятия и изменения в ней за последние годы. На основании этой работы оцениваются:

- динамика, структура и качество  прибыли до налогообложения;

- совокупный финансовый результат за период и факторы, повлиявшие на его величину;

- показатели, влияющие на изменение  прибыли от продаж (объем и  структура продаж, себестоимость  реализованной продукции и ее  структура, операционный леверидж).11

Информация о работе Задачи, объекты и функции внутреннего аудита