Инвентаризация ТМЦ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Инвентаризационные описи всегда обеспечивали учет состояния и отражение содержания объектов учета. Этот прием помогал очень точно фиксировать предметы. Даже в настоящее время, в части проверки наличия предметов, подобный учет трудно превзойти по точности и эффективности результата.
Однако в инвентарном счете-описи не было учета самих хозяйственных операций. Ежедневные инвентаризации или проверки по записям на ярлыках требовали значительных затрат времени и сил. Инвентарный учет не позволял динамично управлять хозяйством. Древние бухгалтеры блистательно решили эту проблему при помощи приходно-расходного учета, а складские операции явились основой развития этого древнего учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Роль и значение инвентаризации……………………………...5
Инвентаризация как способ первичного наблюдения ...……5
Связь инвентаризации с другими методами
бухгалтерского учета………………………………………....9
Виды инвентаризации………………………………………...12
Виды инвентаризации……………………………………..….12
Порядок проведения и оформления инвентаризации………15
Отражение результатов в учете……………………………...20
Инвентаризация отдельных видов…………………………...23
Инвентаризация основных средств………………………….23
Инвентаризация товарно-материальных ценностей……….27
Инвентаризация денежных средств и расчетов……………34
Заключение……………………………………………………….37
Список используемой литературы ……………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух учет.docx

— 87.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    Содержание

    Введение…………………………………………………………….3

  1. Роль и значение инвентаризации……………………………...5
    1. Инвентаризация как способ первичного наблюдения ...……5
    2. Связь инвентаризации с другими методами

  бухгалтерского учета………………………………………....9

  1. Виды инвентаризации………………………………………...12
    1. Виды инвентаризации……………………………………..….12
    2. Порядок проведения и оформления инвентаризации………15
    3. Отражение результатов в учете……………………………...20
  2. Инвентаризация отдельных видов…………………………...23
    1. Инвентаризация основных средств………………………….23
    2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей……….27
    3. Инвентаризация денежных средств и расчетов……………34

Заключение……………………………………………………….37

Список используемой литературы ……………………………..40 

Введение

Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, позволяет реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с “Законом о бухгалтерском учете и отчетности” проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Главной задачей первой главы  курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

Задачей второй главы является рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.

В третьей главе рассматриваются порядок и сроки проведения инвентаризации отдельных видов хозяйственных средств: основных средств, ТМЦ ценностей и денежных средств и расчетов.

Инвентаризационные описи  всегда обеспечивали учет состояния и отражение содержания объектов учета. Этот прием помогал очень точно фиксировать предметы. Даже в настоящее время, в части проверки наличия предметов, подобный учет трудно превзойти по точности и эффективности результата.

Однако в инвентарном счете-описи не было учета самих хозяйственных операций. Ежедневные инвентаризации или проверки по записям на ярлыках требовали значительных затрат времени и сил. Инвентарный учет  не  позволял  динамично управлять хозяйством. Древние бухгалтеры блистательно решили эту проблему при помощи приходно-расходного учета, а складские операции явились основой развития этого древнего учета.

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль и значение инвентаризации

1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения

Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно- материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

В тех организациях где, эта работа проведена на должном уровне, реальность показателей баланса на 1 января следующего года, как правило, не вызывает ни каких сомнений. Наоборот, проведению инвентаризации не уделяется должного внимания (или она не проводится вообще), показатели баланса по отдельным его статьям бывают, не реальны.

Инвентаризация - это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов.

Инвентаризация - это документы, оформленные в соответствии с предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования.

Инвентаризация - установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация - прием, который  позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля.

Инвентаризация имущества  и финансовых обязательств - это проверка  и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты,  контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.

Инвентаризация преследует следующие цели, т.е. выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения финансовых обязательств в учете.

Задачи инвентаризации:

1. установление фактического  наличия хозяйственных ресурсов;

2. контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных  средств путем сопоставления  их  фактического наличия  с данными бухгалтерского учета;

3. выявление сверхнормативных  и неиспользуемых материальных  ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявшие  свои качества;

4. поверка состояния складского хозяйства, условий хранения материальных ценностей и эксплуатации машин,  оборудования, зданий и других основных средств;

5. проверка  реальности  дебиторской и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.

Инвентаризация в обязательно  порядке проводится при:

1. При смене собственника  или реорганизации предприятия  (учреждения);

2. При ликвидации предприятия  (учреждения);

3. Перед составлением годовой отчетности;

4. При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица;

5. При смене материально  ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

6. При установлении фактов  хищения, ограбления или злоупотребления,  а также порчи ценностей;

7. После пожара или стихийных бедствий;

8. По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

К сожалению, эти требования часто не выполняются, в результате чего после увольнения материально ответственных лиц нередко вскрываются значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты,  что делать категорически запрещено.

Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения, содействуют сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль над своей работой со стороны работников  бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму.

В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств, важное значение имеют подбор, расстановка и  воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.

В целях усиления ответственности  лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия заключает письменные договоры о полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства  переданных им ценностей.

Назначение, увольнение, перевод и перемещение работников, с которыми заключается или заключены письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером (лицом, его заменяющим).

 

1.2 Связь инвентаризации  с другими элементами метода

бухгалтерского учета.

Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Это в полной мере относится к объектам бухгалтерского учета, которые находят отражение во взаимной связи и постоянном движении.

Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает  возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности  обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных.

Элементы метода бухгалтерского учета:

. документация;

. инвентаризация;

. оценка;

. калькуляция;

. счета и двойная запись;

. бухгалтерский баланс и отчетность.

Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнить предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия.

Документация должна обеспечить непрерывное отражение в специальных носителях информации всех хозяйственных операций, но иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.

Все эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.

Инвентаризация не может  проводиться без оценки, т.к. в результате оценки мы получим фактическое наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального. Но в основе денежной оценки лежит калькуляция. Она позволяет определить фактическую себестоимость объектов, в связи с потребностью выявить отклонения индивидуальных затрат от общественно необходимых.

Применение оценки и калькуляции  в бухгалтерском учете позволяет все объекты учета и изменения выразить в едином измерителе - в рублях. Это свойство результатов измерения в едином стоимостном измерителе широко используется в инвентаризации.

Результаты инвентаризации необходимо как-то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки и текущего учета, состояния и движения каждого вида хозяйственных средств и  источников их образования. Так в бухгалтерском учете выявленные излишки и недостачи имущества находят свое отражение на счетах.

Чтобы иметь реальное представление о результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

Информация о работе Инвентаризация ТМЦ