Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 04:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инвентаризации ее видов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
· изучить понятие инвентаризации;
· охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
· рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации на предприятиях.
Введение
3
Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации
4
1.1. Понятие и цели инвентаризации
4
1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
7
1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств
12
Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств
20
2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации
20
2.2. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
26
Заключение
31
Список использованных источников
б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие -- те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.
Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:
1) согласно плановому графику;
2) по сигналам, когда администрации
сообщают о неблагополучии в
деле хранения и реализации
товарно-материальных
3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;
4) при переоценке ценностей;
в) при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;
г) ликвидационные - связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги.
По последовательности - одна из определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти.
По субъекту выделяют инвентаризации:
а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов;
б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации.
По использованию данных выделяют:
а) информативные - необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют прежде всего экономические цели;
б) доказательные - применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего.
Доказательные инвентаризации
преследуют прежде всего
а) частичная выборочная инвентаризация безусловно информативна, но доказательна ли она;
б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.
Более правильным было бы деление на инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности, это решает суд.
По степени агрегирования различают инвентаризации:
а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей;
б) интегральные - инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы.
С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета.
По форме описи - деление по видам носителей информации;
По способу проведения выделяются два вида инвентаризаций:
а) заранее объявленные (назначенные) - ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней;
б) внезапные -- ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.
Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки.
1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств
Инвентаризация материально-производственных запасов
Инвентаризация материально-производственных запасов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результаты инвентаризации оформляются первичными документами, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Инвентаризация проводится комиссией в присутствии и при обязательном участим материально ответственного лица с составлением инвентаризационных описей или актом инвентаризации. До начала проверки фактического наличия материально-производственных запасов в описях материально ответственные лица дают расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие материальных ценностей путем их подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель oрганизации должен создать необходимые условия, то есть обеспечить рабочей силой перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательном выборочной проверке части этих ценностей. Вес (или объем) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При большом количестве весовых товаров составляют ведомости отвесов, которые ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как ручным способом, так и с использованием средств вычислительной или другой организационной техники
Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номером материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах и измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В конце описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятия перечисленного в описях имущества на ответственное хранение. При инвентаризации и случае смены материально ответственных лиц принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.
Отдельные описи составляются на материальные ценности, находящиеся па ответственном хранении, полученные для переработки, а также хранящиеся на складах других организаций, переданные в переработку другой организации.
По материально-производственным запасам, при инвентаризации
которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются только расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач ценностей указываются в сличительных ведомостях в cooтветствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, составляются отдельные сличительные ведомости.
Инвентаризация незавершенного производства
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
* определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
* определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
* выявить остаток
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, несвоевременно принятых к учету, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Если комиссией установлено, что расходы по оплате работ капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичной ликвидации строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) своевременно не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и занести в описи данные о произведенных изменениях.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в состояние непригодное к эксплуатации (порча, полный износ и т. п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. В этом случае опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому контрагенту, которому передается один экземпляр описи.
Инвентаризация нематериальных активов
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
* наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);
* правильность и
Инвентаризация финансовых вложений
Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если организация обладает ценными бумагами в документарной форме. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
* правильность оформления ценных бумаг;
* реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
* сохранность ценных бумаг (путем сопоставления данных о фактическом наличии с данными бухгалтерского учета);
* своевременность и полнота
отражения в бухгалтерском
При хранении в организации ценных бумаг их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе, результаты инвентаризации финансовых вложений отражаются в описях ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.